ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и социальная комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - универсальная по составу государств-членов организация, призванная содействовать социально-экономическому развитию стран Азии и Тихого океана, субрегиональному, региональному и межрегиональному сотрудничеству. По численности населения и географическому охвату она - крупнейшая из региональных комиссий ООН (в регионе ЭСКАТО проживает 3,8 млрд. человек - около 60% населения планеты). За 60 лет своего существования Комиссия доказала свою значимость. За это время доля ВВП стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мире выросла с одной пятой до 28%, доля экспорта с 15% до одной трети, изменилась его структура - сырье все больше замещается товарами промышленного производства. Девятый год подряд темпы роста развивающихся стран АТР выше, чем во всех других регионах мира, достигая в среднем 8%. Увеличилась и средняя продолжительность жизни - с 41 года до 68 лет, а уровень образования достиг 80%.
Проходившая в апреле 2008 года в Бангкоке 64-я сессия ЭСКАТО рассмотрела широкий круг вопросов, касающихся социально-экономического развития региона, достижения целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), охраны окружающей среды. Была обсуждена главная тема сессии - "Энергетическая безопасность и устойчивое развитие в АТР". По итогам сессии были приняты резолюции по таким вопросам, как развитие технологического сотрудничества в области возобновляемых источников энергии в целях обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития в АТР, сотрудничество по снижению риска стихийных бедствий, создание регионального форума министров транспорта, достижение ЦРТ. Сессия вновь подтвердила, что Комиссия является важным, авторитетным и востребованным инструментом многостороннего сотрудничества в регионе.
Новые вызовы глобализации заставляют ЭСКАТО постоянно совершенствовать свою работу, повышать ее эффективность. На это нацелена реформа конференционной структуры Комиссии, основные направления которой были одобрены на последней сессии. Назначенная в августе 2007 года на пост исполнительного секретаря ЭСКАТО Ноэлин Хейзер (до этого занимала пост директора-исполнителя ЮНИФЕМ) намерена повысить роль ЭСКАТО в регионе. Среди основных задач по укреплению Комиссии она выделила следующие: концентрация внимания на ключевых направлениях деятельности ЭСКАТО, повышение качества работы Секретариата, налаживание более эффективного регионального сотрудничества, тесная координация с ооновскими структурами и развитие партнерских отношений с международными организациями, более активное привлечение частного сектора и гражданского общества к решению проблем, стоящих перед регионом.
Россия активно работает в ЭСКАТО с момента ее образования в 1947 году. За последние годы круг наших интересов в Комиссии расширился: наряду с традиционными приоритетными направлениями - транспорт, торговля, окружающая среда и устойчивое развитие - новые возможности для сотрудничества появляются в связи с возросшим интересом стран к вопросам энергобезопасности, здравоохранения, проблематике информационно-коммуникационных и космических технологий, уменьшения опасности стихийных бедствий. Особую значимость и актуальность приобретает реализация в рамках нашего взаимодействия с Комиссией выдвинутых в свое время Президентом России В.В.Путиным на последних саммитах АТЭС инициатив по созданию в АТР новой транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной конфигурации. На переднем плане продолжают оставаться вопросы привлечения к проектам ЭСКАТО регионов Сибири и Дальнего Востока в интересах ускорения их социально-экономического развития, расширения торгово-экономического, инвестиционного, природоохранного, научно-технического сотрудничества со странами Азии, прежде всего Северо-Восточной Азии (СВА).
Важное внимание ЭСКАТО уделяет развитию в регионе современной инфраструктуры, особенно в таких областях, как транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), водные ресурсы. Создание, поддержание и использование инфраструктуры является необходимым условием для обеспечения доступа к глобальной торговле и инвестиционным потокам, что усиливает конкурентоспособность товаров и услуг, стимулирует рост экономики. Проведенные ЭСКАТО исследования показывают, что для поддержания в надлежащем состоянии и модернизации инфраструктуры региону требуется от 180 до 280 млрд. долларов в год. Нынешний уровень финансирования абсолютно недостаточен для обеспечения инфраструктурных потребностей региона, поэтому страны АТР вынуждены искать инновационные формы мобилизации финансовых средств. Среди возможных альтернатив - расширение роли Азиатского банка развития (АзБР) и создание специализированной структуры по мобилизации финансовых средств на инфраструктуру, учреждение Азиатского инвестиционного банка, который мог бы аккумулировать средства финансовых рынков капиталов и предоставлять странам региона среднесрочные займы и гарантии под реализацию конкретных проектов.
Состоявшаяся в 2007 году Министерская конференция по государственно-частному партнерству (ГЧП) в целях развития инфраструктуры и затем инвестиционный форум по развитию сетей Азиатских автомобильных дорог (ААД) подтвердили, что взаимодействие государства с частным бизнесом на данный момент является наиболее эффективной формой привлечения инвестиций, в том числе иностранных, а также перспективным направлением деятельности Комиссии. В октябре 2008 года в Москве пройдет Международная конференция по ГЧП.
ЭСКАТО ведет целенаправленную работу по всем указанным направлениям. Среди них наиболее продвинутым является сотрудничество в области транспорта. За последние годы здесь удалось достичь весомых результатов. Серьезная работа ведется в рамках проекта по развитию инфраструктуры наземного транспорта в Азии (АЛТИД), в котором российские специалисты принимают активное участие. Наибольший интерес для нас здесь представляет деятельность по развитию сетей Азиатских автомобильных дорог и Трансазиатской железной дороги (ТАЖД), созданию азиатско-европейских транспортных коридоров, проходящих по территории России, а также по формированию интегрированной интермодальной транспортной системы в Азии.
Значительный прогресс наблюдается в сфере развития сети автомобильных дорог. В 2005 году вступило в силу Межправительственное соглашение по сети ААД, участниками которого являются 20 стран, включая Россию. Соглашение предусматривает создание современной автодорожной инфраструктуры в Азии, формирование единого евро-азиатского транспортного пространства и развитие наземных трансконтинентальных коммуникаций. В нем отражены маршруты российских автодорог, входящих в состав азиатско-европейских транспортных коридоров Север - Юг и Восток - Запад, что объективно будет способствовать развитию межрегиональных автомобильных перевозок с учетом максимального использования транзитного потенциала России как транспортного моста между Азией и Европой.
Заметным событием стало проведение в ноябре 2006 года в Пусане (Республика Корея) Конференции министров транспорта стран АТР, в которой приняли участие представители более 50 стран региона, включая Россию, США, Японию, Австралию, КНР, Индию.
Конференция рассмотрела широкий круг проблем в области развития транспортного сектора в АТР, включая вопросы повышения эффективности транспортного сектора путем создания благоприятных условий для трансграничного перемещения пассажиров и товаров, совершенствования транспортной логистики, финансирования инфраструктуры, задействования потенциала транспортного сектора для достижения ЦРТ, повышения безопасности дорожного движения, а также ход осуществления Региональной программы действий по развитию инфраструктуры в АТР, наметила задачи на будущее.
Главным ее итогом стало подписание инициированного в свое время нашей страной Межправительственного соглашения по сети тажд. Помимо России участниками соглашения являются еще 19 стран: Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Камбоджа, Китай, Лаос, Монголия, Непал, Республика Корея, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка. ТАЖД включает более 80 тыс. км железнодорожных путей, проходящих по территории 28 стран, поэтому соглашение призвано сыграть роль мощного катализатора в комплексном развитии железнодорожного транспорта в Азии и стать основным элементом формирования интегрированной международной интермодальной системы, охватывающей всю Азию и обеспечивающей наиболее эффективные транспортные связи с Европой.
В заключение министры приняли Пусанскую декларацию по развитию транспорта в АТР, включая Региональную программу действий (2007-2011 гг.), которая определила основные направления и цели сотрудничества стран - членов ЭСКАТО в области транспорта на ближайшие годы.
Декларация предусматривает усиление координации работы ЭСКАТО с другими учреждениями ООН, а также региональными и субрегиональными организациями, включая АСЕАН, ШОС, СААРК и другие. В Региональную программу включены основные стратегические установки Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)".
Важное внимание конференция уделила вопросу повышения безопасности дорожного движения в АТР, по которому была принята отдельная декларация. В этом документе ставится задача сократить к 2015 году на 20% уровень серьезного транспортного травматизма и сохранить 600 тыс. человеческих жизней. Решено провести межправительственные консультации по согласованию конкретных целей, задач и показателей в области дорожной безопасности. В документе нашли отражение положения, соответствующие целям и задачам Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Принимая во внимание серьезность проблемы, Россия выступила в ООН с предложением о проведении в 2009 году в Москве Международной конференции по безопасности дорожного движения.
Активно участвует Россия и в переговорном процессе по подготовке Межправительственного соглашения по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок между странами - членами ШОС. Уже окончательно согласована концепция данного соглашения, а также подписан меморандум о взаимопонимании между странами - членами ШОС по ускорению разработки проекта соглашения.
Развитию регионального сотрудничества в области транспорта должно способствовать проведение на регулярной основе форума министров транспорта Азии. Предложенный Россией на последней сессии Комиссии проект резолюции по данному вопросу получил одобрение всех стран АТР. Первый форум состоится в 2009 году.
Участие России в транспортных проектах ЭСКАТО обеспечивает планомерную интеграцию регионов Сибири и Дальнего Востока в инфраструктуру Азиатско-Тихоокеанского региона. Для решения этой сложной задачи требуется создание единой транспортной сети, которая должна отвечать всем современным требованиям. Сегодня уже идет активная работа на этом направлении. В частности, дан старт процессу формирования единой телекоммуникационной среды на всех видах российского транспорта. Ведется строительство автомобильной дороги Чита - Хабаровск, которая входит в состав транспортного коридора "Транссиб". С его завершением будет обеспечена надежная автомобильная связь западных регионов России и, соответственно, Европы с Азией. Для повышения эффективности мультимодальных перевозок экспортно-импортных грузов большое внимание уделяется развитию терминально-логистических комплексов. К 2010 году на территории России планируется создать 72 таких комплекса.
Таким образом, реализация комплексного проекта АЛТИД открывает новые перспективы использования российского транзитного потенциала, позволяя кардинальным образом увеличить грузопоток по Транссибирской магистрали. С учетом прогнозируемого роста объемов товарооборота по линии Азия - Европа в ближайшее десятилетие реальные доходы от транзита могут возрасти в несколько раз. В этой связи приобретает актуальность привлечение иностранных и частных инвестиций к реализации крупномасштабных транспортных проектов, особенно на Дальнем Востоке (модернизация транспортных магистралей и узлов, перегрузочных и нефтеперевалочных комплексов, создание сети транспортных мультимодальных логистических центров). Механизм комплексного проекта АЛТИД может увеличить привлекательность российских маршрутов и способствовать дальнейшей интеграции азиатских регионов России в инфраструктурную сеть АТР.
За последние годы в глобальной повестке дня в число наиболее важных приоритетов выдвинулась проблематика энергобезопасности. Неслучайно эта тема оказалась в центре внимания 64-й сессии ЭСКАТО. Для Азиатско-Тихоокеанского региона проблема энергобезопасности имеет особое значение. Это обусловлено прежде всего бурным экономическим ростом и высокими темпами индустриализации в странах АТР на фоне растущих цен на энергоресурсы и политической нестабильности в ряде ведущих стран - экспортеров нефти. Энергетический рынок АТР является наиболее динамично развивающимся в мире. По оценкам Международного энергетического агентства, рост спроса на нефть в основных странах АТР в период до 2025 года будет на четверть опережать общемировой. Рост спроса на природный газ будет опережать общемировые темпы уже в 1,8 раза. Именно поэтому все большее внимание Россия намерена уделять странам Азии и Тихого океана. Увеличение доли этих стран в российском экспорте нефти прогнозируется с 3% сегодня до 30% в 2020 году.
Россия, обладая одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов, является признанным и активным участником мирового энергетического рынка. С учетом этого Российская Федерация в ходе председательства в "Группе восьми" в 2006 году выдвинула проблему глобальной энергетической безопасности в число основных приоритетов. Решение данной проблемы в первую очередь предполагает надежное обеспечение мировой экономики углеводородными ресурсами, развитие существующих и новых региональных энергетических рынков.
В развитие принципов, зафиксированных в документах саммита "Группы восьми", мы начали процесс обсуждения нашей энергостратегии с другими ключевыми игроками мирового энергетического рынка. Не меняя базовых подходов, мы готовим ее обновленную версию, рассчитанную с учетом возникающих в мире новых обстоятельств и вызовов на период до 2030 года.
Решение проблемы, на наш взгляд, возможно только в рамках широкого международного сотрудничества на основе общепринятых принципов равноправия и взаимной выгоды.
Россия исходит из неделимости энергетической безопасности и стремится к совместному решению комплекса взаимосвязанных проблем мирового энергообеспечения на основе объективного учета и гармонизации интересов всех участников мирового сообщества.
Базовые принципы развития российской энергетики заключаются в следующем:
- обеспечение внутреннего рынка энергии и выполнение международных обязательств;
- либерализация внутреннего энергетического рынка;
- повышение инвестиционной привлекательности российской энергетики и ее транспарентности;
- развитие транспортной инфраструктуры с целью освоения новых нефтегазовых районов и диверсификации направлений поставок;
- установление прозрачных долгосрочных правил взаимодействия со странами-потребителями и странами транзита российских энергоресурсов;
- повышение энергоэффективности экономики и развитие возобновляемых источников энергии.
В нашей стране ведется работа по повышению энергоэффективности, по диверсификации экспортных направлений поставок энергоресурсов. В частности, можно отметить проект по созданию Единой нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", цель которого создать новое экспортное направление транспортировки российской нефти из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского регионов на рынок стран АТР.
Основой сотрудничества в газовой отрасли в перспективе станут проекты в рамках Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран АТР. Реализация Программы обеспечит комплексное освоение значительных запасов и перспективных ресурсов природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока, сформирует в данном регионе новые центры газодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок газа через единый экспортный канал.
Безусловно, обеспечение энергобезопасности требует решения целого ряда серьезных и взаимосвязанных проблем, таких как высокие и неустойчивые цены на нефть, возрастающий спрос на энергоресурсы (по оценкам, к 2030 году он увеличится в полтора с лишним раза, причем приблизительно на 80% этот спрос будет удовлетворяться за счет ископаемого топлива), растущая зависимость многих стран от импорта энергоносителей, потребность в огромных инвестициях во все звенья энергетической цепочки, необходимость защиты окружающей среды и снижения антропогенной нагрузки на климат, уязвимость жизненно важной энергетической инфраструктуры, политическая нестабильность, природные катаклизмы и иные угрозы.
Помимо того, что страны АТР неодинаково обеспечены энергетическими ресурсами, остро стоит проблема доступа к электроснабжению, что в свою очередь негативно сказывается на сокращении масштабов нищеты в регионе, развитии здравоохранения, обеспечении населения чистой питьевой водой и улучшении санитарных условий, повышении эффективности сельского хозяйства и социально-экономическом развитии в целом.
ЭСКАТО может быть хорошей площадкой для диалога между производителями и потребителями энергии в контексте задач обеспечения энергобезопасности с целью поиска наиболее эффективных подходов к решению накопившихся энергетических проблем. В этом плане Комиссия является универсальным инструментом многостороннего сотрудничества и располагает необходимым экспертным потенциалом, что подтверждает успешная реализация субрегионального проекта ЭСКАТО по энергетическому планированию и политике в Северо-Восточной Азии, который представляет для нас большой интерес.
Содержание такого сотрудничества могло бы включать в себя обмен информацией и данными в сфере энергетической политики стран, определение областей совместной инвестиционной деятельности для развития энергетической инфраструктуры, анализ нормативно-правовой базы стран в области энергетики, вопросы гармонизации стандартов, меры в отношении инвестиций в сферу энергетики и транзита энергоресурсов.
Не меньший интерес в этом контексте для нас представляет и одобренная на 62-й сессии Комиссии идея создания Транс-азиатской энергетической системы. Ее реализация открывает широкие возможности для развития сотрудничества в энергетической сфере. В тесном взаимодействии с другими реги-ональными и субрегиональными организациями (АСЕАН, АТЭС, СААРК, Диалогом по сотрудничеству в Азии и др.), ведущими энергетическими компаниями мы можем сделать реальный шаг в направлении обеспечения энергетической безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона.
Важный вклад в решение этой задачи могут внести и другие субрегиональные организации, например Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Несмотря на свой достаточно юный возраст ЕврАзЭС уже предприняло ряд шагов по созданию Единого энергетического пространства на территории государств-членов. Так, ведется совместная разработка топливно-энергетического баланса сообщества; определены условия информационного обеспечения общего энергетического рынка и подготовлено соглашение по данному поводу; в разработке находятся проект соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка и проект соглашения по развитию трубопроводного транспорта; близок к подписанию протокол об условиях перемещения электроэнергии между государствами - членами ЕврАзЭС. Все это создает реальные предпосылки для реализации концепции Трансазиатской энергетической системы.
Перспективным направлением сотрудничества с Комиссией является сфера информационно-коммуникационных и космических технологий (ИККТ). За последнее десятилетие потенциал регионального сотрудничества в этой области значительно возрос на техническом и практическом уровнях, чему во многом способствовало осуществление Региональной программы ЭСКАТО по применению космической техники в целях устойчивого развития (РЕСАП).
Итоги Всемирного саммита по информационному обществу (Тунис, 2005 г.), а также работа Группы экспертов по разработке "дорожной карты" построения информационного общества в АТР создают неплохую основу для нашего более активного подключения к сотрудничеству в области использования ИКТ, сокращения "цифрового разрыва", развития электронной торговли, а также построения новой информационной конфигурации в АТР.
В области развития космических технологий основным документом, регламентирующим деятельность Комиссии, является Пекинская декларация о применении космической техники в целях безопасного и устойчивого развития в АТР, а также стратегия и план действий в этой области.
В Секретариате Комиссии работает секция использования космической техники. Основные задачи которой - оказание содействия в осуществлении субрегиональных и национальных проектов, поиск источников их финансирования, организация семинаров, совещаний экспертов, выставок по космической тематике, подготовка аналитических материалов, предоставление консультационных услуг.
В ЭСКАТО также существуют два вспомогательных органа по укреплению потенциала в сфере развития ИККТ - Азиатско-Тихоокеанский центр ИКТ в целях развития (АТЦИКТ) и Азиатско-Тихоокеанский центр по передаче технологий (АТЦПТ).
На сессии Комитета ЭСКАТО по регулированию процессов глобализации в 2007 году отмечался вклад ИККТ в достижение Целей развития тысячелетия, в том числе путем развития дистанционного образования, телемедицины, общественных интернет-центров. Участники одобрили переход от секторального к тематически ориентированным подходам в рамках РЕСАП и рекомендовали обсудить пути ее реализации на совещаниях межправительственного консультативного комитета и Региональной рабочей группы. Перспективы развития сотрудничества в области ИКТ планируется рассмотреть на Министерской конференции в 2008 году.
Существенный импульс развитию данного направления может придать образованный недавно Комитет ЭСКАТО по уменьшению опасности стихийных бедствий, который в своей работе будет использовать достижения ИККТ.
Сотрудничество по уменьшению опасности стихийных бедствий в АТР приобретает особое значение. За последние 15 лет в регионе значительно возросла частота экстремальных явлений природы. В среднем на АТР ежегодно приходится почти 80% смертельных случаев от стихийных бедствий, а экономический ущерб от них составляет почти 30 млрд. долларов США. Лидирует АТР и по количеству пострадавших в мире. За последнее десятилетие в регионе пострадало население: от лавин и селей - 88%, от засух и голода - 81%, от землетрясений - 84%, от ураганных штормов - 89%, от лесных пожаров - 90%, от наводнений - 97%.
Богатый научный потенциал России, а также ее практический опыт в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий открывает широкие возможности для нашего сотрудничества с Комиссией. МЧС России уже ведет работу в рамках Диалога по сотрудничеству в Азии и АТЭС. Этот опыт может быть использован и в нашем сотрудничестве с ЭСКАТО.
Хорошие возможности имеются для взаимодействия с Комиссией в вопросах международной торговли и инвестиций. В частности, это касается улучшения условий торговли и инвестиционной деятельности, интеграции в многостороннюю торговую систему. 1 сентября 2006 года вступило в силу Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА), ставшее важным механизмом содействия региональному экономическому сотрудничеству. Соглашение охватывает почти половину населения мира, регулируя торговые отношения стран Восточной и Южной Азии.
Заслуживает внимания и предложение по учреждению Азиатско-тихоокеанского форума по повышению эффективности торговли. Как отмечалось на прошедшей сессии, форум мог бы стать платформой для выявления и устранения основных препятствий на пути региональной торговли.
В области охраны окружающей среды и достижения устойчивого развития сотрудничество осуществляется по ряду направлений. С 1993 года Россия участвует в Субрегиональной программе ЭСКАТО по природоохранному сотрудничеству в СВА (НЕАСПЕК). Российские эксперты участвуют в обсуждении и решении вопросов природоохранного сотрудничества, сокращения вредных выбросов в атмосферу и мониторинга качества атмосферы. Очередное совещание старших должностных лиц программы намечено провести в 2008 году в Москве.
Новые возможности сотрудничества открываются в плане решения проблемы глобального изменения климата. По мнению Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, ЭСКАТО должна стать главным форумом по выполнению решений Балийской климатической конференции (2007 г.) и определению модальностей участия стран АТР в будущих обязательствах по снижению глобальных выбросов парниковых газов.
Несмотря на определенные экономические успехи в регионе, остается еще много нерешенных социальных проблем. 641 млн. человек по-прежнему живут ниже черты бедности, доля детей с пониженным весом в возрасте до пяти лет составляет 97 миллионов и еще 4 млн. детей ежегодно умирают в возрасте до пяти лет. В АТР проживает 60% от общей численности людей в мире, которые не имеют доступа к жизненно важным лекарственным средствам. Четверть миллиона женщин ежегодно умирают во время родов и из-за связанных с беременностью осложнений. Количество инфицированных ВИЧ/СПИД в регионе превышает 6 млн. человек.
Выступая на сессии, исполнительный секретарь ЭСКАТО Ноэлин Хейзер отметила четыре вида дисбалансов в регионе. Первый - экономический. Об этом свидетельствуют масштабы нищеты. Обращает на себя внимание резкое снижение после 1980-х годов государственных капиталовложений в инфраструктуру сельских районов, разрушение системы бытового обслуживания сельского населения. Необходимо обратить эти тенденции вспять, чтобы найти пути урегулирования нынешнего продовольственного кризиса.
Вторым является дисбаланс социального характера. Во многих странах сохраняются предрассудки и социальные табу на этнической, религиозной и классовой почве, продолжается дискриминация и насилие в отношении женщин.
Третий дисбаланс связан с экологическими проблемами. Стремительные темпы экономического развития и рост численности населения оказывают все возрастающее давление на природные ресурсы, нанося невосполнимый ущерб окружающей среде.
Четвертым дисбалансом является "дисбаланс сочувствия" по отношению к простым людям со стороны бюрократии.
Руководствуясь принципом общей ответственности за международное развитие и имея прочную ресурсную базу, Россия последовательно проводит курс на конструктивное участие в коллективных усилиях по борьбе с нищетой, голодом, инфекционными заболеваниями, поиск эффективных ответов на другие глобальные вызовы и угрозы социально-экономическому прогрессу. В настоящее время у нас в стране идет работа по формированию национальной системы содействия международному развитию (СМР) на основе одобренной в июне 2007 года Концепции участия Российской Федерации в СМР.
Мы также поддерживаем усилия донорского сообщества по повышению эффективности помощи развитию, в том числе в соответствии с принципами Парижской декларации 2005 года. Убеждены, что приоритетной задачей с точки зрения повышения эффективности содействия развитию является налаживание конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами. Платформа для такого диалога уже создана, в том числе в рамках ООН. Речь идет прежде всего о Форуме по содействию развитию Экономического и Социального Совета ООН.
Существенный импульс нашему сотрудничеству с ЭСКАТО может придать внесение Россией на регулярной основе добровольного взноса на осуществление совместных с Комиссией проектов, как это делают другие страны. МИД России уже вышел с таким предложением в правительство. Оно представляется вполне логичным и обоснованным. Эту форму работы мы уже начали эффективно применять с Европейской экономической комиссией. Надеемся в скором времени использовать ее и в работе с ЭСКАТО.
В своем видеообращении к участникам 64-й сессии ЭСКАТО Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что ЭСКАТО является единственным региональным межправительственным форумом, на котором все страны АТР встречаются, чтобы обсудить насущные проблемы, достичь консенсуса и укрепить сотрудничество. У Комиссии есть все возможности для превращения в ведущий центр по обеспечению устойчивого и всестороннего развития региона. С учетом растущего потенциала Россия может внести существенный вклад в достижение этой цели.