В ИЮНЕ 2007 ГОДА Г.Браун стал лидером в результате безальтернативных выборов в Лейбористской партии. В качестве главы лейбористов и по поручению Ее Величества им было сформировано правительство Соединенного Королевства. Г.Браун казался бесспорным преемником Т.Блэра, ухода которого нетерпеливо ожидали в собственной партии. Как писала 3 мая этого года газета "Телеграф", Г.Браун был неуязвим, когда обещал "обновить" лейбористское движение, "слушать и учиться" у людей и исправить ошибки Т.Блэра. Заслужив авторитет за 11 лет успешной работы в должности канцлера казначейства, но не обладая харизмой предшественника, новый премьер-министр, как считали в партии и стране, докажет себя без громких слов - делами. Однако уже к осени 2007 года, после кратковременного взлета за счет "эффекта новизны", рейтинги нового премьер-министра снизились, и он решил избежать риска и не проводить досрочные парламентские выборы, которые в случае победы лейбористов предоставили бы ему собственный мандат избирателей на управление страной.

Спустя всего год избиратели и партия готовы отказать ему в доверии, и многие задумываются, как долго он еще сможет и должен ли оставаться лидером лейбористов и премьер-министром. Согласно опросу, проведенному по заказу "Дейли телеграф"*, (* 30 мая опрос YouGov показал, что личный рейтинг Брауна сравнялся с рейтингом Дж.Мейджора в низшей точке. По "Дейли телеграф", это самый низкий показатель поддержки лейбористов с тех пор, как Гэллап впервые начал проводить опросы о предпочтениях избирателей в 1943 году. Если эти результаты переложить на итоги всеобщих выборов, то Камерон получил бы более внушительное большинство, чем Блэр в 1997 году, а в Парламенте осталась бы лишь горстка лейбористов - менее 100 депутатов в Палате общин (YouGov survey for "The Daily Telegraph"; цит. по: "The Gardian", 30.05.08).) лишь 17% респондентов считают, что Браун - лучший премьер-министр, по сравнению с 39% опрошенных в пользу лидера консерваторов Д.Камерона. Рейтинг лейбористов опустился до 23%, а консерваторов поднялся до 47%.

Первая оценка. Исторические параллели

БАРОМЕТРОМ общественных настроений и первой оценкой правления Г.Брауна стали майские выборы в местные органы власти, принеся лейбористам три крупных поражения.

На первом месте оказались консерваторы с 44% голосов, а на втором - традиционно третьи по влиянию либерал-демократы с 25%. Лейбористы получили третий результат - 24% голосов1.

Вторым ударом для Лейбористской партии стал исход выборов мэра Лондона. Должность была введена в 2000 году, и ее два срока подряд занимал Кен Ливингстон (именно он ввел плату за въезд в центр города). Известен своими левыми взглядами, которые не разделяет верхушка Лейбористской партии, за что получил прозвище "Красный Кен". Поражение тем более обидное и показательное, поскольку победу с небольшим отрывом одержал "король скандала и мастер эпатажа" консерватор Борис Джонсон по прозвищу "Белый Борис"*. (* По характеристике британской прессы, новый мэр - человек без внутренней веры, без политического или интеллектуального компаса, и он ненастоящий тори. Джонсон - бывший журналист и участник сатирической программы на Би-би-си, а ныне член парламента. Перед ним стоит ряд крайне сложных задач по управлению столицей, которые, по мнению "Таймс", могут оказаться для него непосильными. Поскольку Джонсон сложил свои полномочия депутата, были проведены досрочные выборы в его избирательном округе, на которых кандидат от лейбористов "пришел" пятым.)

Третьим ударом для лейбористов стали итоги дополнительных выборов в округе Крю и Нантвич 22 мая, где консерваторы - впервые за 26 лет - потеснили их кандидата в округе, где всегда голосовали за Лейбористскую партию.

Для лейбористов итоги местных выборов стали самыми неудачными за последние 40 лет. Результат был не просто плохим, то была электоральная катастрофа.

Очередные парламентские выборы в Британии должны состояться не позже мая 2010 года. Аналитики обсуждают, могут ли местные выборы служить индикатором настроения избирателей перед парламентскими выборами, и проводят исторические параллели. Данные противоречивы.

Если не углубляться в историю, то итоги нынешних выборов хуже поражения правящей тогда Консервативной партии при Дж.Мэйджоре на местных выборах 1995 года - за два года до победы лейбористов. Тогда при новом лидере Т.Блэре лейбористы получили 46%, а консерваторы - 25% голосов. Два месяца спустя Дж.Мейджор подал в отставку со своего поста и провел выборы лидера партии, одержав победу, он остался премьер-министром. В 1996 году итоги местных выборов были такими же, а за ними последовала триумфальная победа Блэра на всеобщих выборах.

Более того, в 2008 году лейбористы потерпели еще большее поражение, чем на аналогичных выборах в 2004 году (завоевав всего 26% голосов): партия утратила поддержку населения после вторжения в Ирак, когда выяснилось, что правительство Тони Блэра преувеличила угрозу со стороны Ирака.

Все же зависимость итогов местных и всеобщих выборов отнюдь не прямолинейна - правящие партии имеют возможность переломить тенденцию. Так, в 1986 году консерваторы потеряли на местных выборах, но через год М.Тэтчер стала премьер-министром на третий срок. Точно также поражение лейбористов в 2004 году не помешало Т.Блэру через год выиграть всеобщие выборы в третий раз при общенациональной поддержке в 36% голосов. Однако обозреватели выражают серьезные сомнения, что подобный феномен повторится при пусть и не достигшей пика, но вышедшей из кризиса Консервативной партии.

Дело в том, что в 2004 году консерваторы были намного слабее, но получили 38% голосов на местных выборах. В мае 2008 года консерваторы с 44% показали лучший результат за последнюю четверть века (за исключением 1992 г.). К тому же рост голосов за консерваторов не ограничился их вотчинами. Сравнение с 1990-ми годами позволяет сказать, что эти результаты предрекают им победу на следующих всеобщих выборах.

Настоящая проблема заключается в том, что коалиция, которую Блэр построил в 1997 году, завоевав Шотландию и Уэльс, на севере и на юге, в больших городах и в сельской местности, развалилась. Консерваторы постепенно восстанавливают избирательную базу, хотя им еще далеко до возвращения в округа, где они побеждали в 1970-х годах*. (* На юге страны лейбористы практически не представлены: политическая карта Британии к югу от линии Бристоль-Уош закрашена в синий цвет Консервативной партии, как в 1980-х годах. В Уэльсе лейбористов сильно потеснили: Плайд Камри угрожает их гегемонии, на севере - не столько тори, сколько либерал-демократы.) В Шотландии на этот раз выборы не проводились, поэтому позиции консерваторов там остаются прежними, а без продвижения в Шотландии консерваторы не могут снова считать себя истинно общенациональной партией.

Д.Камерон заявил, что победа кандидата тори на дополнительных выборах в Крю и Нантвиче, на северо-западе Англии, знаменует собой конец новых лейбористов и начало конца "громоздкого и привыкшего командовать" правительства. Вместе с тем он признал, что добиться победы на дополнительных выборах и на всеобщих выборах - далеко не одно и то же.

Гордон Браун оценил результаты выборов как "плохие и разочаровывающие". По его мнению, британцы хотят, чтобы правительство занялось решением насущных экономических проблем. Руководство страной проверяется не тогда, когда все идет хорошо, а в непростых обстоятельствах, сказал Браун. Я думаю, что люди хотят быть уверены в том, что правительство проведет их через эту сложную экономическую ситуацию. Его заявление по времени совпало с заявлением М.Кинга, управляющего Банком Англии, о том, что "хорошее" десятилетие завершилось.

Объективные факторы и субъективные фолы

ЛЕЙБОРИСТАМ еще предстоит объяснить себе, почему результаты оказались столь плачевными. Можно поддаться соблазну и задать простой вопрос: "Кто виноват?", можно поставить вопрос шире: "В чем причины?"

Избирателей беспокоит состояние экономики, но настолько ли плохи дела? Главный политический обозреватель газеты "Файнэншл таймс" Ф.Стивенс считает, что Браун максимально использовал свои возможности для улучшения экономики страны: последние десять лет при лейбористах экономический рост составлял 3% в год, благосостояние повышалось, а британская экономика стала глобальной, учитывая огромные инвестиции в Китае, Индии и России.

Лейбористы полагают, что на положении партии сказывается состояние мировой экономики и тот удар, которые люди лично испытывают после длительного периода подъема британской экономики и низкой инфляции, которые они уже привыкли считать само собой разумеющимися.

В первом квартале 2008 года экономика выросла на 0,4%, но с осени 2007 года, когда начался мировой финансовый кризис, потребители выражают неуверенность в состоянии своих личных финансов и еще пессимистичнее оценивают состояние экономики Британии. В апреле-мае инфляция составила 3%, превысив установленный правительством показатель в 2%, из-за чего Банк Англии, по всей вероятности, вынужден будет повысить учетную ставку, что приведет к дальнейшему снижению экономического роста. По прогнозам, в ближайшие два года темпы экономического роста будут несколько ниже 2%. Безработица в 5,3% находится на социально приемлемом уровне, хотя, как ожидают, будет расти, причем терять работу будут не только "мальчики из Сити", но и "синие воротнички". Правительство попадает между Сциллой падения темпов роста и Харибдой повышения инфляции.

Как и Соединенные Штаты, Великобритания полагалась на рост потребительских расходов за счет увеличения долга граждан. Кризис ипотечного кредитования, вызвавший падение цен на жилье при росте цен на продукты питания и топливо, добавил к электоральным неудачам лейбористов самое крупное снижение потребительского спроса с последней рецессии в Британии осенью 1990 года. Настроения уныния одолевают избирателей, нежелающих покупать товары длительного пользования - стиральные машины или мебель. В результате лишь 22% респондентов считают, что лейбористы могут успешно управлять экономикой, по сравнению с 39% в пользу консерваторов.

Еще года за два до отставки Т.Блэра наиболее дальновидные обозреватели отмечали, что экономический рост в Британии не продлится достаточно долго, чтобы его хватило на премьерство Г.Брауна.

В начале июня Т.Блэр заявил в поддержку своего преемника, что все мировые лидеры переживают тяжелые времена и что Г.Браун не несет личную ответственность ни за ипотечный кризис, пришедший в Британию из США, ни за рост цен на нефть. Действительно, Британия в высокой степени вовлечена в мировую экономику, а имея развитый сектор услуг, прежде всего финансовых, зависит от "здоровья" экономики США.

Беда Г.Брауна заключается в том, что объективный фактор ухудшения состояния мировой экономики дополняется его собственными просчетами. Журнал "Экономист" полагает, что лейбористы слишком долго находились у власти и их же собственные ошибки "догнали" их. Так, в качестве канцлера Казначейства Браун ввел слабую систему банковского надзора, которая дала сбой в условиях кредитного кризиса. Его действия привели к недостатку наличных денег в бюджете, когда они больше всего нужны в условиях финансового кризиса*. (* Дефицит госбюджета может превысить 3%, за что ЕС готов наложить дисциплинарные взыскания на Британию, хотя она и не входит в еврозону.) Его стремление "осадить" Т.Блэра в реформировании здравоохранения и образования завысили ожидания населения при половинчатости результатов.

Самой крупной из ошибок, которая сказалась не только на рейтингах Г.Брауна, но, что важнее, и на имидже партии, стал отказ от 10%-й низшей ставки подоходного налога. Эту меру Г.Браун запланировал в 2007 году в проекте своего последнего бюджета в качестве министра финансов с благой целью сократить базовую ставку с 22% до 20% для основной массы населения. В результате именно при правительстве лейбористов проиграли беднейшие слои, фактически оплатив сокращение налогов для более обеспеченных.

Данная мера вступала в силу с нового финансового года - в апреле 2008-го, поэтому и буря поднялась накануне майских местных выборов. Более 70 парламентариев угрожали бунтом и отставкой в преддверии местных выборов (что отвлекало внимание Г.Брауна от его апрельского визита в США). Ирония судьбы - тогдашний канцлер Казначейства, а ныне премьер-министр не получил признания заслуг за сокращение налогов.

В середине мая правительство вынуждено было развернуться на 180 градусов. Нынешний канцлер Казначейства А.Дарлинг, вопреки мнению Г.Брауна (что породило слухи о разногласиях между Даунинг-стрит, 10 и 11), объявил о займе в 2,7 млрд. ф. ст., чтобы возместить низкооплачиваемым налоговые выплаты. Все же возможная компенсация не покроет потерь малоимущих (более 200 ф. ст. в год). Для этих категорий имеют значение каждые 2-3 фунта в неделю. Бытует даже выражение "ужин по четвергам", от которого им приходится отказываться за неимением наличности в день перед зарплатой.

Внутрипартийные разногласия обострились еще по одному поводу. В июне состоялось голосование по продлению с 28 до 42 дней срока содержания под стражей без предъявления обвинения лиц, подозреваемых в терроризме. При том что консерваторы и либерал-демократы, а также значительная часть лейбористов собирались голосовать против предложения Брауна, последний готов был проиграть, нежели отказаться от меры по укреплению национальной безопасности. По мнению "Таймс", Браун "пытается выглядеть жестким борцом с терроризмом, но ставит на кон свою репутацию из-за цифры, взятой с потолка"2. Как заявил один из лидеров бунтующих лейбористов-заднескамеечников Ф.Добсон, мы с 1215 года отвоевали право не сидеть под замком слишком долго. Это одно из положений Великой хартии вольностей, и нам надо сохранить его.

В попытке провести законопроект правительство пошло на серьезный компромисс, усилив меры парламентского контроля, прокурорского надзора и оговорив обстоятельства его применения. Премьер-министр одержал победу с незначительным перевесом (315:302). Насколько острой была ситуация, говорит хотя бы тот факт, что министр иностранных дел Д.Милибэнд прервал визит в Израиль, чтобы в кулуарах Вестминстера убеждать членов Парламента в пользе закона. Однако события обернулись на пользу лейбористам из-за того, что в обществе меру поддерживали, а в знак протеста против законопроекта теневой министр внутренних дел Д.Дэвис ушел в отставку.

Гордон Браун принимает меры

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР настаивает на том, что партия может оправиться от удара, полученного на местных выборах, однако его шансы оценивают не очень высоко. Гордон, возможно, и "слушает", но он "не слышит", пишет "Индепендент". Отказ Брауна признать проблему 10%-й ставки, запоздалые маневры А.Дарлинга в попытке исправить ситуацию и лишь под давлением заднескамеечников скомпрометировали компетентность Брауна.

У Гордона Брауна еще есть год на то, чтобы вернуть своей партии утраченные позиции. За неделю до дополнительных выборов в Крю и Нантвиче в речи, которую назвали проектом речи королевы при открытии сессии Парламента в ноябре, Браун обнародовал целый пакет мер и реформ. Среди них - помощь владельцам недвижимости, субсидирование накоплений 8 млн. малоимущих, возможная отсрочка введения акциза на горючее, обязательная профессиональная переподготовка длительно безработных или сокращение пособия.

На единство парламентской партии правительство рассчитывает, уравняв права полностью и временно занятых (занятые полный рабочий день опасаются потерять работу, которую будут выполнять временно занятые из других стран ЕС). Правительство выступало против этой меры, но готово разработать собственный законопроект. Профсоюзы хотят уверенности в том, что правительство будет на их стороне, а не на стороне предпринимателей.

В этой связи правительство меняет и иммиграционное законодательство, вводя экзамен на знание английского языка, местный иммиграционный налог, чтобы общины могли справиться с притоком населения и правительство не вызывало недовольство низкими стандартами образования и здравоохранения и бездействием в отношении притока иммигрантов.

Финансирование больниц предполагается увязать с качеством обслуживания пациентов (на основе отзывов последних). В повестку дня включены выборность руководителей местной полиции, гарантии вкладчикам в свете кризиса банка "Нозерн рок", более высокая степень подотчетности школ родительским советам, гибкий рабочий график для родителей детей не только младшего, но и старшего возраста.

Расширение прав потребителей социальных услуг, предоставляемых государством, нацелено и на колеблющихся избирателей. Среди политических реформ - реформа Палаты лордов, правил финансирования политических партий и консультации по Биллю о правах.

Попытка провести таким образом разграничительные линии с консерваторами может не сработать, так как Камерон заявил, что многое консерваторы предложили первыми. Он утверждал, что в контексте провалов правительства "пакет" не имеет ничего общего с долгосрочными интересами страны, а в первую очередь отвечает краткосрочным интересам политического выживания Брауна в попытке "спасти шкуру премьер-министра". Лидер либерал-демократов Н.Клегг заявил, что набор мер носит произвольный характер, что их "соскребли со дна законодательной бочки" в стремлении удержаться у власти и что в следующий раз Браун, очевидно, пообещает манну небесную3. Браун в свою очередь справедливо обвинил Камерона в том, что консерваторы голосовали против гибкого рабочего графика, ужесточения банковского регулирования, повышения минимальной зарплаты, налоговых льгот: "Консервативная партия настолько полна противоречий, что не способна сформулировать политику будущего страны"4. Действительно, как до прихода к власти лейбористы, усвоив уроки тэтчеризма и сдвинувшись вправо, вступили на политическое поле консерваторов, так сейчас тори пытаются атаковать лейбористов слева, учитывая общенациональный консенсус относительно приемлемости "нового лейборизма". "Сострадательность" консерватизма в вопросах социально-экономической политики стала императивом.

Внешняя политика

Британия - США

За истекший год внешнеполитический курс Великобритании сохранил преемственность и межпартийная борьба носила предсказуемый характер. При новом премьер-министре отношения с основным союзником - США - сохранили статус "особых", хотя, как и ожидалось, при Г.Брауне они утратили близость, свойственную отношениям при Т.Блэре. Второй визит Г.Брауна в США в апреле 2008 года был "смазан" одновременным пребыванием в США Папы Римского Бенедикта XVI и угрозой бунта заднескамеечников в связи с отменой 10%-й налоговой ставки.

В Бостоне, где у Г.Брауна существуют тесные связи с "новыми демократами", он произнес программную речь по внешней политике. Аналитики отмечали некоторый ее романтизм и отсутствие конкретных предложений. Браун подчеркнул необходимость глобального подхода к глобальным проблемам и отметил в этой связи потребность в лидирующей роли США. С его точки зрения, международные институты, учрежденные после Второй мировой войны, пора перестраивать, с тем чтобы они соответствовали XXI столетию. Он призвал ООН прилагать усилия к предотвращению распада государств и более активно реагировать на такое развитие событий, отметив насущность создания некоей международной структуры, состоящей из "подготовленных гражданских экспертов, готовых отправиться куда угодно и в любое время, чтобы содействовать государственному строительству". Нужно также, подчеркнул он, выработать новый подход к таким глобальным проблемам, как терроризм или экономика. К примеру, Международный валютный фонд (МВФ), вместо того чтобы фокусироваться исключительно на конкретных странах, должен отслеживать состояние всей мировой экономики. Он призвал к проведению такой глобальной экономической политики, от которой выиграют все - и богатые, и бедные.

Британский руководитель косвенным образом пытался обрисовать контуры международной политики после Буша (Браун встретился с претендентами на Белый дом): появилась возможность для принятия "исторического усилия в области сотрудничества, новая заря совместных действий Америки и Европы", учитывая приход к власти проамерикански настроенных лидеров Франции, Германии, Италии. Подтекст очевиден: эра односторонних действий США должна закончиться, как и трансатлантические разногласия при начале иракской войны.

Визит Президента США Дж.Буша-мл. в Соединенное Королевство в июне 2008 года в рамках европейского турне сопровождался протестами против войны в Ираке.

Главными темами переговоров стали Ближний Восток, стратегия в Ираке, рост мировых цен на энергоносители и продовольствие, ход торговых переговоров в рамках ВТО, а также ядерная программа Ирана. Дж.Буш, по-прежнему считая решение о вторжении в Ирак правильным, отрицал расхождения с Г.Брауном по поводу руководства операциями в Ираке: вывод войск США и Британии из Ирака должен производиться с учетом обстановки, а не по предварительно составленному графику. В настоящее время Британия держит более 4 тыс. военнослужащих в Ираке, хотя ранее объявляла о сокращении их численности до 2500 человек и даже о выводе своего контингента до конца 2008 года. По завершении переговоров Браун сказал, что для этого не существует "искусственно установленных сроков".

Ирак - болезненный вопрос для страны, и консерваторы в период правления Брауна дважды ставили в Палате общин вопрос о независимом расследовании решения о вводе войск в Ирак, хотя в марте 2003 года решение Т.Блэра не оспаривали.

Премьер-министр подтвердил намерение усилить военное присутствие Британии в Афганистане на 230 человек, доведя общую численность британского контингента до 8030 человек к следующей весне, причем, по сообщению "Таймс", США и Британия намерены активизировать усилия по поимке бен Ладена. Что касается Ирана, то Британия намерена была предложить Европе ужесточить финансовые санкции против Ирана и расширить их в нефтегазовой отрасли.

Британия - ЕС

В марте Палата общин проголосовала против вынесения на общенациональный референдум Лиссабонского договора, заменяющего собой европейскую конституцию, которую отвергли на референдумах в Нидерландах и Франции в 2005 году*. (* Лиссабонский договор предполагает создание поста президента Европейскогосовета (саммиты глав государств и правительств стран ЕС), сокращение числа членов разросшегося после принятия восточноевропейских стран до 27 человек исполнительного органа ЕС - Европейской комиссии, введение дополнительных ограничений на использование права вето отдельными странами во многих сферах общей политики, а также поста общего представителя по внешней политике. Одна из целей - облегчение управляемости ЕС после расширения его до 27 стран-членов. Договор должен быть ратифицирован во всех 27 странах ЕС к 1 января 2009 года.)

Поскольку в общественном мнении Британии "евроскептицизм" распространен широко, то референдум мог закончиться провалом. Т.Блэр обещал референдум по любому новому проекту Евроконституции, но Г.Браун полагал, что Лиссабонский договор таковым не является, а потому не требует референдума. Премьер-министр опасался, что предложение оппозиции и некоторых лейбористов-заднескамеечников провести референдум поставит под угрозу членство Британии в ЕС, от которого зависит 3,5 млн. рабочих мест и стало бы тяжелым ударом для Лейбористской партии. Вместе с тем Д.Милибэнд обосновал отказ правительства от референдума не из опасений поражения правительства, а отсутствием фундаментального изменения баланса власти между государством и ЕС. Лиссабонский договор прошел через Палату общин и Палату лордов, был утвержден Елизаветой II. Однако Верховный суд предложил Брауну отложить завершение процесса ратификации* (* Пока документы не направлены стране-депозитарию, процесс не завершен.) до решения суда по иску магната и крупного спонсора Консервативной партии С.Уилера о незаконности отмены референдума, обещанного Т.Блэром. Суд иск отклонил.

Для ратификации Лиссабонского договора референдум требовался только в Ирландии, и она его провалила. Лидеры "старой Европы", в том числе Британии, призывают продолжать ратификацию Лиссабонского договора в тех странах, где ее еще не провели, чтобы не вызвать кризис в ЕС**.(** Однако вступить в силу Лиссабонский договор может лишь только при условии ратификации его всеми странами-членами. Обстоятельства породили различные планы введения договора в действие на территории остальных государств ЕС в обход Ирландии.)

Британия - Россия

Британия и Россия стремятся преодолеть серьезный кризис в отношениях, связанный с делом Литвиненко и Британским советом. Премьер-министр Г.Браун направил поздравление новому Президенту Д.Медведеву, который свое первое интервью по вступлении в должность дал британской "Файнэншл таймс" (даже вызвав некоторое разочарование российской прессы). Президент Д.Медведев выразил готовность восстановить "полный спектр" отношений двух стран, а в апреле-мае 2008 года состоялся обмен визитами заместителя министра иностранных дел Британии сэра П.Рикеттса и министра иностранных дел России С.Лаврова.

Браун как зеркало Лейбористской партии

С ПРИХОДА БРАУНА К ВЛАСТИ прошел всего год, и немногие парламентарии заигрывают с идеей смены лидера. Во-первых, потому, что новое поколение министров кабинета - Д.Милибэнд, Дж.Пернелл (министр труда и пенсий), Э.Боллс (министр по делам школ, семьи и детей) - надежда партии - обязано ему своей карьерой. Во-вторых, смена лидера станет свидетельством раскола партии и неуверенности ее в победе на следующих парламентских выборах. В-третьих, при всей профессиональной компетентности никто из потенциальных претендентов не обладает в полной мере качествами политического лидера. Пожалуй, ни одного из них не поддерживает значительное число последователей в партии.

Блэриты старшего поколения - бывшие министры С.Байерс, Дж.Рид, Ч.Кларк, А.Милберн - считаются людьми вчерашнего. Единственная реальная надежда лейбористов, что Браун останется, а экономический спад не будет столь сильным, как предвещают.

Тем не менее левые (объявляющие новый лейборизм с его "погоней" за голосами среднего класса "мертвым") и блэриты (требующие более последовательных рыночных реформ системы здравоохранения и образования), которых Г.Браун обещал примирить, объединяются в вопросе направления его руководства и формирования антибрауновского альянса. Даже умеренные парламентарии-лейбористы говорят о том, что для Г.Брауна наступил "момент Джона Мейджора". Они в отчаянии от ошибок Брауна, в особенности от 10%-й ставки, считают его балластом на выборах, а это сильно беспокоит депутатов, которые могут потерять свои места в Парламенте. Поскольку открытый вызов премьер-министру вряд ли кто бросит, его стремятся оттеснить с поста психологическим давлением критики с обоих крыльев партии.

Лояльную к нему Х.Харман, заместителя лидера партии, министры в частном порядке просили подумать о том, чтобы сказать Брауну, что если дела не поправятся, то "игра окончена". В середине мая Э.Боллс вскрыл внутрипартийные распри. Он обвинил Ф.Филда (бывшего министра социального обеспечения и лидера парламентариев-"бунтовщиков" по вопросу 10%-й налоговой ставки) в стремлении сместить Г.Брауна после заявления Филда о том, что Браун представляет для правительства "мегапроблему" и не сможет сохранить за собой пост премьер-министра до окончания срока правления. При том что никто в партии не хочет инициировать выборы лидера, следующий кризис - будь то скандал с финансированием, новый разворот правительства на 180 градусов или добровольная отставка министра - может запустить процесс.

Многие лейбористы считают, что партия под руководством Г.Брауна достигла дна и теперь может разобраться в причинах поражения, чтобы отвоевать позиции. Отчасти проблема состоит в том, что Г.Браун - не Т.Блэр. По мнению "Таймс", недостатки психологического характера у лидера партии - это и недостатки его партии. Рой Дженкинс как-то заметил, что Блэр обладает второразрядным интеллектом, но перворазрядным темпераментом, а в премьер-министрах, добавил он, характер значит больше, чем интеллект*. (* За год до переезда на Даунинг-стрит, 10 высокопоставленный государственный служащий, плотно работавший с Брауном, заметил, что Брауну не понравится быть премьер-министром: "Это все, что он ненавидит: быстро принимать решения, выступать по телевидению днем, льстить иностранцам".)

Проблема все же заключается в том, что она не только в Г.Брауне: его ошибки - это и ошибки Лейбористской партии. Как и Браун, партия не может решить, какой она хочет быть - старой или новой, либеральной или авторитарной, этатистской или индивидуалистичной. Она выступает за модернизацию, но, припертая к стене, обращается к риторике классовой борьбы.

Главное - поскольку не было борьбы за пост лидера, то не было и политической дискуссии относительно приоритетов, стратегии и тактики, целей и задач партии. Внутрипартийный кризис набирает силу, потому что он касается не только темперамента Г.Брауна, но и платформы самой Лейбористской партии.

Безусловно, следует избегать упрощенных исторических параллелей. Однако многие лейбористы верят, что 1992 год, когда консерваторы выиграли выборы, может служить маяком: непопулярное правительство возрождается, как Феникс из пепла. Есть и более отстраненный взгляд: партии нужен период в оппозиции, чтобы разобраться в собственном доме и переосмыслить свои ценности. Обозреватели иронизируют: у них было 18 лет в оппозиции, чтобы разобраться в самих себе, да и в чем проблема, если партия находится в положении, позволяющем что-то сделать?

"Я буду в ближайшие месяцы и годы стремиться создать крупнейшую коалицию в поддержку перемен в стране с тем, чтобы мы действительно смогли отстранить от власти нынешнее правительство и открыть перед Британией более привлекательные перспективы", - сказал Дэвид Камерон.

После М.Тэтчер в Консервативной партии сменилось четыре непопулярных в стране лидера - тори, не усвоив урок лейбористов при слишком левом М.Футе, предпочитали политических деятелей с более правыми, чем у основной массы электората, идейными установками. В декабре 2005 года лидером консерваторов был избран более близкий к политическому центру молодой и обаятельный Д.Камерон (родился в 1966 г.), который способен стать фигурой общенационального масштаба и пользуется в стране большей популярностью, чем Г.Браун.

Сошел с повестки дня и основной вопрос, длительное время раскалывавший партию, - присоединение к еврозоне. Лейбористы перестали его поднимать, и в Консервативной партии восстановилось относительное единство.

Девиз тори при Д.Камероне - "Голосуй за синий, становись зеленым". Если Тэтчер трансформировала экономику, то следующей задачей Камерон ставит "трансформацию общества": борьбу с антисоциальным поведением не силами государства, а укрепляя семью, предотвращая преступность с помощью добровольных организаций и самих членов общества. Лидер консерваторов начал кампанию "Напрямую с Камероном", проводя встречи с жителями небольших населенных пунктов непосредственно, а не через СМИ. Конечно, консерваторы еще не предложили Британии программу, столь же захватывающую воображение, как в свое время "третий путь" новых лейбористов. Однако как лейбористы получали преимущество за счет кризиса Консервативной партии, так сейчас тори его перехватывают у Лейбористской партии, которая имеет непопулярного лидера, ослаблена фракционной борьбой и переживает дефицит больших идей. Возможно, причина - сама длительность пребывания одной партии у власти. Вероятно, ни одна партия теперь не может пребывать у власти более двух сроков подряд, не вызывая психологическую усталость избирателей, не впадая в декаданс и не "становясь козлом отпущения при любом даже преходящем недовольстве"5. В политическом отношении Британия расколота, и эра длительного доминирования одной партии, возможно, закончилась. Не только политические партии, но и избиратели учатся.

 

1 http://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/localelections2008/

2 Таймс, 03.06.2008.

3 http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/uk_news/politics/7399340.stm

4 http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/uk_news/politics/7400702.stm

5 Таймс, 27.05.2008.