Институт монархии представляет несомненный интерес как для исследователя, так и для простого обывателя, пусть и по разным причинам. Институт монархии в Британии тем более интересен: с одной стороны, он демонстрирует устойчивость, не испытывая серьезных потрясений с XVII века, а с другой стороны, врос в демократическую систему страны, не утратив некоторых самостоятельных функций. Автор монографии «Британская монархия от королевы Виктории до наследников Елизаветы II: концепция управления и личность суверена»* (*Г.С.Остапенко. Британская монархия от королевы Виктории до наследников Елизаветы II:концепция управления и личность суверена. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2014. 379 с. (серия «Европейские династии»).) доктор исторических наук Г.С.Остапенко ставит перед собой задачу «развеять иллюзии монархистов в России», проведя анализ формирования современной конституционной монархии в Британии и трансформации ее функций (с. 3-4). Задачами монографического исследования обусловлены и рамки анализируемого исторического периода - с правления королевы Виктории (1837-1901 гг.) до процесса передачи Елизаветой II королевских прерогатив наследнику престола принцу Чарльзу.

Г.С.Остапенко сумела найти сочетание научного подхода с увлекательной формой изложения. Автор раскрыла феномен выживаемости британской монархии в периоды революционных потрясений на континенте, развала империй и падения корон; исследовала взаимовлияние исторических тенденций и субъективных факторов - влияние личности монарха или премьер-министра, семейных драм на трансформацию института монархии в контексте объективной потребности страны в модернизации законодательной и исполнительной власти вплоть до наших дней.

Тема представляет собой отнюдь не «академический интерес» и вызвана не праздным любопытством, поскольку непосредственно связана с судьбами страны. Отметим сразу, что королевские прерогативы монарх применяет после консультации с правительством. Однако в условиях политического кризиса роль института монархии возрастает.

Британский монарх - глава Вооруженных сил Соединенного Королевства. К прерогативам суверена относится право объявлять войну, заключать мир, осуществлять общее руководство военными действиями. Также они касаются и иностранных дел: обсуждать условия договоров, международных соглашений и ратифицировать их. Эти прерогативы не требуют парламентского одобрения.

Как известно, лейбористское правительство Т.Блэра обосновало участие Британии в войне с Ираком неподтвержденными данными об угрозе со стороны Саддама Хусейна, что вызвало возмущение общественности и впоследствии отставку Т.Блэра. Сменивший его на посту премьер-министра Г.Браун попытался передать Парламенту право объявлять войну и ратифицировать международные договоры, принимать решение об использовании вооруженных сил за рубежом. Однако в окончательный текст законопроекта о конституционной реформе и управлении (2010 г.) положения, касающиеся объявления войны и использования вооруженных сил страны за рубежом не вошли1. Тем не менее Парламент получил право рассматривать международные договоры, подлежащие ратификации.

Более того, хотя решение об использовании вооруженных сил за рубежом осталось за короной, после войны в Ираке исполнительная власть уже не имеет морального права принимать подобные решения, не вынося их на обсуждение в Парламенте. Так, коалиционное правительство Д.Кэмерона потерпело поражение при голосовании в Парламенте (29-30 августа 2013 г.) по вопросу о военном вмешательстве в Сирии. Решение Парламента носило рекомендательный характер, не имея обязательной силы, однако правительство подчинилось его рекомендации.

К прерогативам монарха относится созыв, продление и до недавнего времени роспуск Парламента (в 2010 г. введен фиксированный срок полномочий Парламента, хотя в случае ухода правительства в отставку, прерогатива сохраняется). К прерогативам монарха относится и предложение лидеру победившей на парламентских выборах партии сформировать правительство (по рекомендации прежнего премьер-министра).

Однако на выборах 2010 года сложилась затруднительная для монарха ситуация. Британия попала в ловушку недостатков партийно-политической и избирательной систем. К достоинствам мажоритарной системы (при «несправедливости» представительства политических сил) относят стабильность однопартийного правительства, имеющего прочное большинство в Парламенте, и возможность для правящей партии последовательно проводить заявленный перед выборами политический курс. В результате формирования «подвешенного парламента» в 2010 году «несправедливое» представительство при наличной мажоритарной избирательной системе дополнилось недостатком пропорциональной. Так, обеспечивая справедливость представительства различных политических сил, пропорциональная система приводит к закулисным сделкам между партиями при формировании коалиционного правительства после выборов.

В результате выборов 2010 года следовало создать коалиционное правительство. Формально монарх, символизируя единство нации, не вправе выказывать политические пристрастия. С тем чтобы Елизавета II осталась «над политикой», в высших эшелонах власти Британии была предусмотрена процедура передачи власти и формирования правительства в условиях «подвешенного парламента», позже закрепленная в соответствующем документе2.

Формально в случае «подвешенного парламента» партии самостоятельно должны в ходе переговоров определить, какая из них сможет сформировать правительство, способное получить вотум доверия в Парламенте (при голосовании по тронной речи королевы). Однако неформально «золотой треугольник» - три человека: глава канцелярии кабинета министров, личный секретарь монарха и глава канцелярии премьер-министра - выполняет функцию посредника в случае конституционного тупика. Официально же их роль сводится к техническому обслуживанию переговоров между партиями (накрыть чай и обеспечить канцелярскими принадлежностями)3. Таким образом, при их посредничестве страна избежала политического кризиса и периода безвластия.

Подобным же образом перед референдумом о независимости Шотландии в сентябре 2014 года глава канцелярии кабинета министров и личный секретарь монарха заявляли, что Елизавета II не станет никоим образом вмешиваться или советовать своим подданным, как поступить. Однако именно они сформулировали для нее фразу: подумать «очень хорошо» (very carefully), прежде чем голосовать, что было воспринято как поддержка монархом единства страны при внешнем сохранении нейтральности.

Пресса сообщала об участии принца Уэльского в делах королевства, за что он получил прозвище «назойливый принц» (the meddling prince), хотя сам принц предпочитает формулировку «мобилизующий»4. Так, принц высказывал озабоченность непреднамеренными последствиями в связи с изменением закона о престолонаследии, поскольку в новом законе 2011 года трон наследует старший ребенок независимо от пола, что повлияет на институт герцогства и наследственного пэрства. Допустимость брака монарха с лицом католической веры вызывала его тревогу ввиду возможной коллизии монархии и церкви5, так как это может скомпрометировать роль монарха как главы англиканской церкви. Например, принц Майкл Кентский отказался от своего места в очереди на престол ради брака с католичкой.

Принц постоянно встречается с министрами, причем не только образования и по делам культуры, но и высшими госслужащими, отвечающими за оборону и экономику страны. Подробности этих встреч не подлежат разглашению в соответствии с правилом конфиденциальности относительно общения монарха и наследника с министрами правительства. С 2010 года принц провел 87 встреч с государственными и политическими деятелями. Одни говорят, что дело, собственно, не во встречах, а в транспарентности, если он оказывает влияние на общественную жизнь, и не следует законодательно фиксировать, где заканчивается «совет» монарха и начинается политическое вмешательство. Другие задаются вопросами: можно ли доверять его беспристрастности в случае «подвешенного парламента» или может ли он служить объединяющим началом в случае поляризации мнений в королевстве? В группе «Республика», выступающей за «демократическую альтернативу монархии», полагают, что тайным консультациям должен быть положен конец: «Любой риск в отношении монархии бледнеет перед риском для демократии из-за активного принца, действующего тайно»6.

Общественность беспокоит вмешательство принца - «самого влиятельного лоббиста», поскольку не все его мнения по тем или иным вопросам считаются бесспорными: слишком активное общение принца с госслужащими может вылиться в злоупотребление правилом конфиденциальности.

В мае 2015 года разгорелась полемика относительно политической нейтральности монархии в связи с публикацией писем принца Чарльза в адрес государственных учреждений. Газета «Гардиан» десять лет добивалась их обнародования7. Трибунал, занимающийся делами о свободе информации, вынес решение о публикации писем принца, но генеральный прокурор Д.Грив наложил вето на решение трибунала. Он мотивировал свое вето вовсе не соображением о том, что политически нейтрального наследника следует оставить в покое, а именно тем, что принц в письмах занимал явную позицию, что могло подорвать иллюзию о политической нейтральности наследника.

Принц Чарльз заявил, что публикация писем не отвратит его от деятельности, которую он считает своим общественным долгом. Не хочет он и чтобы монархию считали бесполезной, а его простым плейбоем8. Он намерен поступать в соответствии со своим представлением о долге монарха заботиться о подданных и после вступления на трон. Премьер-министр Д.Кэмерон был «разочарован» решением Верховного суда, поскольку оно нарушает принцип конфиденциальности при обмене мнениями старших членов королевской семьи с правительством9.

Правительство израсходовало 400 тыс. фунтов стерлингов на то, чтобы не дать делу ход10, тем не менее Верховный суд вынес решение в пользу публикации и они были опубликованы в мае 2015 года. Однако после первоначального запроса «Гардиан» Закон о свободе информации был изменен и из него было изъято право на запрос относительно монарха и наследника. Блэр, который и предложил Закон о свободе информации в 2005 году, позже посчитал себя «наивным, глупым, безответственным простофилей» (nincompoop)11. Сами по себе письма не касаются судьбоносных для страны вопросов. Важнее другое.

Еще в январе 2013 года стало известно о тайном полномочии королевы и принца препятствовать новым законам. Действительно, монарх своей подписью утверждает законопроекты - или не утверждает12. Считалось, что процедура утверждения носит формальный характер. Однако по решению суда был обнародован внутренний документ Уайтхолла, из которого стало известно, что министры и госслужащие обязаны консультироваться с королевой и наследником более подробно и по более широкому кругу вопросов законодательства, чем считалось ранее. К ним относятся вопросы, касательно королевских прерогатив, наследственных доходов, личной собственности или личных интересов, а также герцогств Корнуолл и Ланкастер.

Так, Елизавета II в 1999 году не утвердила законопроект депутата о военных действиях против Ирака, в котором предполагалось передать право санкционировать военные операции против Ирака от монарха Парламенту (Military Action against Iraq Bill), то есть вопрос касался королевской прерогативы. Противники монархии требуют представить полный список законопроектов, которые не были утверждены короной. Во дворце утверждают, что ни один законопроект правительства не был отвергнут. Таким образом, монархия играет не только церемониальную, но и активную роль в политическом процессе, что ставит под вопрос верховенство выборного Парламента над неподотчетной монархией. Даже Дж.Димблби, друг и биограф принца Чарльза, сказал, что «идет тихая конституционная революция»13.

«Матерь парламентов», образец западной демократии, Соединенное Королевство, сохраняя институт конституционной монархии, обеспечивает преемственность и опыт правления при сменяемости премьер-министров и партий у власти. Как писал во второй половине XIX века У.Бейджгот, главный редактор журнала «The Economist», «парламентская система просвещает общественность, в то время как президентская система развращает ее»14. Времена меняются, и парламентская система в нынешнем ее виде требует реформы, особенно Палаты лордов. Точно так же референдум о независимости Шотландии (сентябрь 2014 г.), вызвав дальнейшую деволюцию и ответный феномен «английского национализма», поставил в политическую повестку дня необходимость реформы государственного устройства. После выборов 2015 года, продемонстрировавших вопиющее несоответствие доли голосов избирателей доле мест соответствующей политической партии в Парламенте, вновь звучат мнения в пользу реформы избирательной системы.

Британцы - нация эмпириков, и ни одну теорию они не доводят до логического конца, не смущаясь ее противоречивостью. «Лотерея» наследственного престолонаследия - феномен нелогичный, недемократичный, немеритократичный, архаичный. Безусловно, субъективный фактор - положительные или отрицательные личные качества монарха, семейные скандалы - влияет на уровень республиканских настроений в британском обществе, хоть и не значительно. Благодаря личным качествам Елизаветы II они в настоящее время остаются низкими.

В Британии, несмотря на то что по популярности принц Уильям обогнал наследника престола принца Уэльского Чарльза, сторонники монархии составляют большинство. Лишь 20% высказываются за республиканскую форму правления15. Дело в том, что политические партии и политические деятели вызывают разочарование британцев, что проявляется в росте популярности малых партий, выпадающих из мейнстрима и еще не запятнавших себя политиканством. Поэтому британцев не прельщает альтернатива - они не желают политизации института главы государства, неизбежной в случае введения поста выборного президента* (*Как писал автор на одном из форумов в Интернете: «Можете ли вы представить себе обращение «президент Кэмерон»? ), принадлежащего к какой-либо партии.

Перед Великобританией стоят масштабные задачи совершенствования государственного устройства, партийно-политической и парламентской систем. Не станет ли институт конституционной монархии якорем, который удержит Британию в тихой гавани, или разочарование британцев политиканством затронет и монархию?

 

 

1The Governance of Britain. War powers and treaties: Limiting Executive powers. Consultation Paper CP26/07. Published on 25 October 2007 // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/243164/7239.pdf; Constitutional Reform and Governance Act 2010 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/25/contents

 2The Cabinet Manual. A guide to laws, conventions and rules on the operation of government. 1st edition 2011 // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/60641/cabinet-manual.pdf

 3The Queen and a Hung Parliament // URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/politics/election_2010/8667820.stm; Heywood Jeremy. The man who will help form a government in the case of a hung Parliament // URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/generalelection/jeremy-heywood-the-man-who-will-help-form-a-government-in-the-case-of-a-hung-parliament-10233403.html

 4Prince Charles held private meetings with eight ministers in 12 months // UK news // URL: http://www.guardian.co.uk/uk/2012/dec/28/prince-charles-private-meetings-ministers?intcmp=239; A speech by HRH the Prince of Wales at the RSPB reception at Clarence House. Published on 25 February 2011 // URL: http://www.princeofwales.gov.uk/media/speeches/speech-hrh-the-prince-of-wales-the-rspb-reception-clarence-house

 5Ранее такой брак требовал отречения от трона. Prince Charles «worried about changing laws of royal succession» // UK news // http://www.guardian.co.uk/uk/2013/jan/07/prince-charles-worried-succession-laws?intcmp=239; Prince Charles: Shake-up to let a daughter succeed to the throne «has not been thought through» // URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2258172/Prince-Charles-Shake-let-daughter-succeed-throne-thought-through.html

 6Prince Charles letters to be released after Supreme Court ruling // URL: http://www.bbc.com/news/uk-32066554

 7Речь идет о 27 письмах 2004-2005 гг., получивших название «письма черного паука» (из-за неразборчивого почерка принца). В отдельные годы количество писем доходило до 1 тыс. Prince Charles Letters // URL: http://www.theguardian.com/uk-news/prince-charles-letters; Read the Prince Charles «black spider» memos in full // URL: http://www.theguardian.com/uk-news/ng-interactive/2015/may/13/read-the-prince-charles-black-spider-memos-in-full

 8Prince Charles's handwritten «black spider» letters to ministers MUST be made public. Supreme Court rules // URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-3012500/Decision-Charles-letters.html

 9Ibid.

10Prince Charles «black spider» memos reveal lobbying of Tony Blair // UK news // URL: http://www.theguardian.com/uk-news/2015/may/13/prince-charles-black-spider-memos-published-after-10-year-legal-battle

11Ibid.

12Secret papers show extent of senior royals' veto over bills // UK news // http://www.guardian.co.uk/uk/2013/jan/14/secret-papers-royals-veto-bills; The Office of the Parliamentary Counsel: guidance. 8 November 2013 // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/271759/QC_PC_pamphlet_101013.pdf

13Prince Charles «black spider» memos reveal lobbying of Tony Blair…

14Why the United Kingdom Won’t Abolish Its Monarchy // URL: http://royalcentral.co.uk/blogs/why-the-united-kingdom-wont-abolish-its-monarchy-4107. 27 February 2013.

15Angus Reid Public Opinion // URL: http://angusreidglobal.com/wp-content/uploads/2012/05/2012.05.03_Monarchy.pdf; Confidence in British monarchy at all-time high, poll shows // The Telegraph // URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/theroyalfamily/10206708/Confidence-in-British-monarchy-at-all-time-high-poll-shows.html