Долгосрочный тренд стратегического разворота России на Восток начался не вчера, но сегодня стал осязаемой реальностью. Внешнеполитические события 2014 года придали этому процессу дополнительные импульсы. Мир, о чем постоянно говорит и к чему стремится Москва, становится многополярным. И в настоящее время с этим фактом уже нельзя не считаться.
Центр тяжести мировой политики и экономики, и это тоже современная аксиома, перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Как позиционировать себя России в новых реалиях ХХI века? Кто является теперь стратегическими партнерами нашей страны? Сегодня в условиях геополитической конфронтации России с Западом Корейский полуостров можно рассматривать как одну из главных площадок для усилий России по укреплению своих позиций в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Без участия России трудно решить не только региональные проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии, но и глобальные вопросы, такие как нераспространение ядерного оружия.
Корейский полуостров для России - это угроза, так как является потенциально взрывоопасным регионом в «мягком подбрюшье» Дальнего Востока России, но в то же время это и возможность, сегодня во многом уникальная, на равных взаимодействовать с другими основными игроками, прежде всего США, КНР и Японией. В том случае если Россия не хочет упустить политические и экономические возможности, ей следует принимать самое активное участие в урегулировании корейской ситуации.
Многостороннему исследованию проблемы Корейского полуострова посвящена коллективная монография «Неспокойное соседство. Проблемы Корейского полуострова и вызовы для России» под редакцией профессора Г.Д.Толорая*. (*Неспокойное соседство. Проблемы Корейского полуострова и вызовы для России / Под редакцией Г.Д.Толорая. М.: МГИМО-Университет, 2015. 344 с.) Отличительной особенностью книги является то, что в ней представлены работы исследователей нескольких поколений: известных отечественных ученых - Г.Д.Толорая, М.Е.Тригубенко, С.С.Суслиной - и совсем молодых специалистов. В предисловии, написанном ректором МГИМО (У) МИД России академиком А.В.Торкуновым, справедливо отмечено, что данная книга стала своего рода «перекличкой поколений», что, естественно, не может не радовать. Книга восстанавливает преемственность в российских общественных науках, прерванную в 1990-х годах. Все больше молодых исследователей занимаются корейской проблематикой, что свидетельствует о возрастающем значении отношений России с Северной и Южной Кореями.
Книга состоит из трех разделов: «Две Кореи в начале XXI века», «Две Кореи и великие державы» и «Россия и две Кореи: уроки истории отношений и проблемы».
Итак, обратимся к истории. На протяжении нескольких веков на судьбы Кореи оказывали влияние великие державы. Вслед за сюзереном королевской Кореи - Китаем контроль над полуостровом установила Япония. После разгрома милитаристской Японии во Второй мировой войне произошел раздел полуострова на зоны оккупации между победителями - СССР и США.
Сложилась ситуация, похожая на германскую. Попытка изменить сложившуюся ситуацию привела к вмешательству в конфликт США, СССР и Китая. Сегодня на полуострове существуют две страны - Республика Корея и КНДР. Это страны с разными политическими системами, экономическими потенциалами и уровнями жизни населения. Почему же две Кореи не объединятся по германскому сценарию, обрушив «берлинскую стену»? Авторы исследования пытаются дать аргументированный ответ на данный вопрос. Корейский полуостров является зоной пересечения интересов ведущих игроков АТР. И ни одному из них не выгодно объединение Кореи: ни РК, ни КНДР, ни США, ни Китаю, ни Японии, ни даже России. Сохранение статус-кво предпочтительно для всех. Так, для США объединение Кореи может иметь результатом вывод военного контингента, усиление самостоятельности объединенной Кореи и, следовательно, утраты стратегически важного плацдарма в Северо-Восточной Азии. Да и риски столкновения с Китаем в процессе подчинения Северной Кореи чересчур велики, чтобы сознательно провоцировать такой сценарий.
Со своей стороны, Китай, для которого ставки в силу чисто географических факторов - Корейский полуостров называют «кинжалом, направленным в сердце Китая», - опасается не только создания проамериканского государства на своих границах, но и появления самодостаточного и сильного игрока в лице объединенной Кореи. Японию тоже не порадует появление сильного конкурента в области экономики, тем более что страны относятся друг к другу с давним недоверием и предубеждением. Национальные элиты Севера и Юга не могут преодолеть сложившихся противоречий и не стремятся найти компромисса. И только Россия, пожалуй, может в наименьшей степени расценивать объединение Кореи как угрозу своим интересам.
Пхеньян остро и болезненно реагирует на любые попытки диктата извне. Так, жесткая политика США в отношении КНДР, по сути направленная на «смену режима», спровоцировала северокорейское ядерное вооружение, которое представляет теперь серьезную угрозу. Основными раздражителями для Пхеньяна являются Вашингтон и Токио. Однако благодаря последовательным усилиям Пекина и Москвы реакцию Пхеньяна удается смягчить.
Режиму Северной Кореи не раз предрекали скорый конец. Следует отметить, подчеркивается в ряде разделов монографии, что ожидания Вашингтона и их союзников, что северокорейский режим рухнет, оказываются несостоятельными. При сохранении такого расклада Корейский полуостров может стать зоной столкновения геополитических интересов США и их союзников с набирающим экономическую мощь Китаем. Однако две Кореи вовсе не должны становиться заложниками этого противоборства. КНДР - игрок самостоятельный по определению, а в этой ситуации многое будет зависеть от Южной Кореи, ее желания и умения учитывать интересы США и КНР.
Каковы взаимоотношения двух Корей сегодня? По мнению авторов книги, несмотря на предпринимаемые усилия, они пока не изменились. Два государства Корейского полуострова по-прежнему воспринимают друг друга как враги, за попытками «договориться» скрывается желание «дожать» оппонента и навязать свою точку зрения.
Какие сценарии разрешения корейского конфликта представляются наиболее вероятными? Если не говорить о все же малопредставимом апокалиптическом сценарии полномасштабного военного столкновения, не исключен вариант «размягчения» режима на Севере. Однако, скорее всего, правящий клан КНДР не допустит каких-либо вариантов «цветных революций». В крайнем случае интересам пхеньянской элиты больше отвечал бы переход КНДР под более или менее мягкий контроль КНР. По мнению авторов коллективной монографии, наиболее приемлем «эволюционный» сценарий. Он предполагал бы постепенные изменения в Северной Корее, поворот государства к рыночной экономике и соблюдению международного права. Через длительное время возможной стала бы реинтеграция Севера и Юга - при доминирующей роли Юга. Однако такой оптимистичный вариант потребует усилий от США, Японии и Южной Кореи. КНДР ждет от оппонентов признания ее государственности, а от Южной Кореи - мирного сосуществования и национального примирения без попыток форсирования объединения. Возможен ли такой сценарий? В случае изменения расстановки сил - да. И задача России - постоянно взаимодействовать с основными игроками и другими заинтересованными государствами, в том числе в многостороннем формате.
Рано или поздно северокорейскому руководству придется принимать решение о легализации уже активно действующей рыночной экономики и создании соответствующей правовой основы. В стране необходимо также усовершенствовать финансовую систему, организовать налоговую систему.
Что касается сотрудничества России с Южной Кореей, то, как отметила Президент страны г-жа Пак Кын Хе, «актуальная для Южной Кореи задача - восстановление высокого уровня динамизма экономического развития предопределяет хорошие перспективы для повышения востребованности российских ресурсов и взаимодополняющей производственной кооперации». Позитивным для России является и то, что РК, диверсифицирующая свои внешнеэкономические связи, стремится избавиться от чрезмерной ориентации на КНР. Сокращение экономических связей России с Европой вследствие санкций создает новые возможности в сотрудничестве с Южной Кореей.
На чем должна прежде всего базироваться российская политика на Корейском полуострове? Приоритетным для России является поддержание отношений с КНДР, поскольку именно уникальная способность реализовывать доверительные отношения с Пхеньяном определяет значимость России в урегулировании корейских проблем, только таким образом наша страна может оставаться в шестерке основных игроков. Что касается экономических интересов России, то важным является развитие партнерских отношений и экономического сотрудничества с Южной Кореей как с одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных партнеров Азии. Особое значение это имеет для дальневосточных регионов России. В книге подчеркивается, что РК заинтересована не только в российских энергоносителях и сырьевых ресурсах, но также и в инновационных технологиях. Однако наша страна не вполне рационально использует свои возможности. И наконец, участие России в международных усилиях по урегулированию ситуации на Корейском полуострове, усиление взаимодействия с заинтересованными в этом регионе партнерами, и прежде всего с США, будет способствовать повышению ее политического статуса в мире.
В монографии подчеркивается, что для России в равной степени важны отношения с Пхеньяном и Сеулом. Однако сегодня именно сотрудничество с КНДР дает нам возможность укрепить свои позиции в Северо-Восточной Азии. Обострение отношений России с Западом, по мнению руководства Северной Кореи, позволит ему добиться поддержки России, поскольку отдалит Россию от США и Южной Кореи. Но оказывать безоглядную поддержку Пхеньяну было бы не только неправильным с точки зрения сегодняшней ситуации, но и с точки зрения долгосрочных перспектив и интересов России.
Тем более, считают авторы научного исследования, было бы неверным преувеличивать близость Москвы и Пхеньяна - расхождения по ряду позиций существенные. В России поначалу надеялись, что новое руководство КНДР более решительно пойдет на необходимые реформы в стране, но этого пока не произошло. Россия осуждает ракетно-ядерные «перформансы» КНДР, выступает за нераспространение оружия массового уничтожения. Однако внешнеполитический опыт подсказывает, что, как только отношения Москвы и Пхеньяна ухудшаются, это неизбежно приводит к уменьшению роли России в Северо-Восточной Азии.
Наша страна, по мнению российских экспертов, должна всемерно способствовать безопасности Северной Кореи, так как только в условиях отсутствия внешнеполитического и экономического остракизма и давления КНДР сможет перестать угрожать ядерным оружием и начать столь необходимую ей «перезагрузку» политики и экономики. России, по мнению отечественных экспертов, следует последовательно противостоять попыткам изоляции КНДР и отстаивать принцип решения проблем полуострова исключительно дипломатическим путем. России следует также не допускать того, и это принципиально важно, чтобы корейские вопросы обсуждались и решались без ее участия.
Что касается отношений России с Южной Кореей, то не стоит забывать о том, что Сеул связан с Вашингтоном союзническими обязательствами, которым неукоснительно следует. Тем не менее Сеул старается в рамках возможного сохранить конструктивные отношения с Москвой (в частности, в вопросе ситуации на Украине), не в последнюю очередь из опасения, что в случае конфронтации Москва безоговорочно перейдет на сторону Пхеньяна. Дипломатия, и отношения России с двумя Кореями это подтверждают, - это искусство возможного. Значительную помощь в развитии и укреплении контактов между странами-игроками могут оказать экспертные каналы. В частности, некоторые авторы монографии принимают активное участие в научно-экспертных консультациях и других мероприятиях «второй дорожки», которые в условиях отсутствия официальных отношений КНДР с ведущими странами Запада играют уникальную в нынешних международных отношениях роль.
В монографии подчеркивается, что Россия имеет возможность взаимодействовать с обоими государствами, способствуя решению существующих проблем и подтверждая тем самым свою роль влиятельного и активного участника переговорного процесса по урегулированию ситуации на Корейском полуострове. Напомним, что идея многостороннего диалога и политических гарантий принадлежит Москве. Авторы приходят к выводу, что шестисторонний переговорный процесс с участием КНДР, Южной Кореи, КНР, США, Японии и России должен оставаться важнейшим средством урегулирования проблем Корейского полуострова.
В монографии представлен и проанализирован уникальный материал, касающийся политической и экономической ситуации в КНДР и Республике Корея с момента создания государств, интересов шести основных игроков, перспектив сотрудничества в различных областях. Вместе с этим приходится отметить, что книга не лишена ряда неточностей, которые, возможно, стали следствием некоторой поспешности. Так, в главе 11-й указывается, что «переговоры по формуле 2+2» (США - КНР - РК - КНДР), оставившие Россию «за бортом» обсуждения судьбы Корейского полуострова, начались в 1994 году, тогда, как известно, эти четырехсторонние переговоры стартовали в 1996 году (с. 274).
Иногда смущают, по нашему мнению, некоторые излишне хлесткие формулировки. Например, следующая: «Поначалу новый северокорейский лидер не слишком стремился сыскать российскую благосклонность» (с. 280). Думается, что в Москве, хорошо зная, насколько слишком обостренное чувство независимости и собственного достоинства, а также устремленность всегда и во всем добиваться соблюдения принципов равноправия являются глубоко укоренившимися составляющими мироощущения северокорейского руководства, навряд ли ожидали каких-либо экстраординарных шагов со стороны нынешнего молодого лидера КНДР, нацеленных на демонстрацию подчеркнутой лояльности России.
Но главный наш вывод состоит в следующем. Несомненно, новая книга, опубликованная издательством «МГИМО-Университет» в год 70-летия прославленного вуза, представляет интерес не только для специалистов по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также преподавателей и студентов востоковедческих дисциплин, но и для всех, кто интересуется нашими дальневосточными соседями.