ИНИЦИАТИВУ РОССИИ по европейской безопасности, нацеленную преимущественно на укрепление безопасности в военной области, встретили на Западе в целом неоднозначно. Тем не менее на возможных переговорах нам следует учитывать, что в странах ЕС и США (особенно с приходом администрации Б.Обамы) понятию безопасности придают широкую трактовку, включая в него не только "жесткую", но и "мягкую" безопасность.
США: "зеленый Новый курс"
США уже не ставят задачу демократизации в качестве основополагающего принципа внешней политики. Администрация осознает, что установление демократии не сводится к формальному введению в какой-либо стране механизма выборов, но зависит от вызревания внутренних условий и создания социально-экономической и политической инфраструктуры, что требует долголетних усилий. США намерены использовать в качестве метода "умную" силу - сочетание "жесткой" и "мягкой" сил; готовы более предпочесть политические, экономические методы, дипломатию, культурные связи, нежели военную силу. Сфера приложения "умной" силы - область "мягкой" безопасности, которая подразумевает ныне не столько гуманитарные вопросы (права человека) или демократизацию, хотя от них не отказываются, сколько безопасность энергетическую в увязке с климатической. И дело не только в охране трубопроводов или танкеров, помощи в ликвидации последствий ураганов, цунами или землетрясений. Концептуальный подход намного глубже и шире, тем более в условиях глобального экономического кризиса.
В ходе предвыборной кампании сенаторы Б.Обама и Дж.Байден представили план "Новая энергетика для Америки". План предусматривал выделение 150 млрд. долларов в течение десяти лет, чтобы стимулировать частный бизнес создать 5 млн. рабочих мест для "зеленых воротничков"; в течение десяти лет сэкономить больше нефти, чем США импортируют из стран Ближнего Востока и Венесуэлы (то есть снизить зависимость от импорта); выпустить 1 млн. электромобилей к 2015 году (подчеркнем, американского производства); к 2015 году 10% электроэнергии получать из возобновляемых источников, а к 2025 году - 25%; к 2050 году снизить выбросы углекислого газа на 80% от уровня 1990 года. Обама, став президентом, предложил сделать крутой поворот к возобновляемой энергии, установлению предельных уровней вредных выбросов и к торговле квотами на них. Такой подход не является кардинально новым: скорее, это хорошо забытое (за время правления Дж.Буша-мл.) старое. Первые шаги по использованию рыночных механизмов в экологической политике были предприняты в США еще четверть века назад и особенно широкое распространение получили в годы президентства Б.Клинтона.
Вокруг "зеленого Нового курса" президента в Америке разгорелась серьезная борьба. Напомним, что США не присоединились к Киотскому протоколу, когда в 1997 году Сенат единогласно проголосовал "против" ввиду того, что протокол не налагал обязательства на развивающиеся страны (в том числе Индию и Китай).
Крупные корпорации - "ЮС Стил", "Амэрикен электрик пауэр" - и АФТ-КПП, крупнейшее объединение профсоюзов США, оказывают на конгрессменов давление, с тем чтобы ввести пошлины на импорт из стран, которые не станут принимать на себя обязательства по противодействию глобальному потеплению и получат преимущество в конкурентной ценовой борьбе. Между тем американские экспортеры (в частности, "Майкрософт") опасаются, что введение "экологических" пошлин на импорт не соответствует правилам ВТО и может вызвать ответные действия со стороны Китая и других стран-импортеров. По словам Дж.Колвина, вице-президента Национального совета по внешней торговле США (в него входят "Катерпиллер", "Эксон Мобил" и "Майкрософт"), "меры против глобального потепления станут основной темой на год вперед, но никто не удосужился просчитать последствия мер противодействия ему для торговли". Отметим, что вопрос о влиянии новых инструментов экологической политики на торговлю имеет почти 20-летнюю историю.
Первоначальный план Обамы предполагал создать внутри страны рынок выбросов, чтобы компании торговали своими квотами; рассматривается вариант и налоговых льгот. Как бы там ни было, американские производители могут перевести производство в страны, не присоединившиеся к Киотскому протоколу, продолжая вредные выбросы, а американская экономика сильно пострадает, потеряв 1 млн. рабочих мест. В Торговой палате США, представляющей интересы американских производителей, также считают, что введение пошлин повысит стоимость импортных комплектующих, ударив по компаниям-экспортерам. Таким образом, от эффекта домино пострадают как импортеры, так и экспортеры.
Если администрация пойдет навстречу сталелитейной промышленности и профсоюзам, то возмутятся ЕС и Канада: они выступили против положения плана Обамы по спасению экономики от кризиса, которое обязывает компании, получившие помощь от государства, закупать американскую продукцию. Введение пошлин не только оградит стеной протекционизма американскую промышленность, фактически представляя разрешение на доступ на рынок США, но и стимулирует страны-импортеры принимать на себя обязательства по снижению выбросов. Однако в 2008 году законопроект Либермана - Уорнера о выкупе импортерами квот на границе не прошел в Сенате.
В марте 2009 года демократы намеревались соединить в одном законопроекте торговлю выбросами с инициативами по производству электричества из возобновляемых источников, чтобы совместить цели борьбы с глобальным потеплением и устранения зависимости от импорта энергоресурсов. Голосование по нему предполагается летом (в Палате представителей у демократов большинство в 76 голосов, но в Сенате им понадобится 60, чтобы провести законопроект без дебатов, а они обладают 58 голосами). Опасность для демократов заключается в том, что республиканцы и бизнес объединятся против единой цели, а демократы расколются на несколько группировок по региональным интересам (в южных штатах и штатах Среднего запада стоимость электроэнергии возрастет из-за зависимости от угля - в Индиане, Луизиане, Арканзасе), хотя уже в половине штатов введены стандарты по производству энергии из возобновляемых источников. Даже сторонники законопроекта среди демократов начали выказывать признаки нервозности, и появились идеи "энергетического федерализма".
Торговля разрешениями на выброс по плану Обамы к 2019 году должна принести в казну 645,7 млрд. долларов. Эти средства предполагается направить на "чистые" источники энергии, снижение налогообложения низкооплачиваемых и цен на энергию семьям со средними и низкими доходами. Пессимисты же опасаются вздорожания электроэнергии и товаров широкого потребления. Трудно объяснить людям, что они голосовали за повышение счетов за электричество в разгар самого крупного экономического спада за несколько десятилетий, сетуют конгрессмены. Обаме в середине марта пришлось несколько отступить от своего плана, проявив гибкость: он заявил, что стоимость разрешений не должна быть слишком высокой для бизнеса, иначе план станет нежизнеспособным с политической точки зрения.
Однако в тисках тяжелого кризиса встает вопрос, сможет ли бизнес отыскать сотни миллиардов долларов на сокращение выбросов. Многие политические деятели утверждают, что, заменив инфраструктуру высокоуглеродную "зелеными" альтернативами и создав при этом миллионы новых рабочих мест в рамках "зеленого Нового курса", можно справиться с экономическим кризисом, обеспечить энергобезопасность и обратить вспять глобальное потепление климата.
Новая "большая идея"
ПРИ ВАЖНОСТИ каждой из приоритетных для США проблем (Афганистан, Иран, Ирак, Ближний Восток) новая "большая идея" - противодействие глобальному потеплению, поскольку климатические изменения вызывают борьбу за энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Европейцы первыми заговорили об увязке энергетической безопасности с климатической, но в президентство Дж.Буша от США реакции не последовало. Президент Обама поставил задачу превратить США в лидера по борьбе с изменением климата. С приходом Обамы в Белый дом "зеленый Новый курс" получил свежий импульс, и становится возможным формирование трансатлантической климатической политики в ходе разработки документа, который должен прийти на смену Киотскому протоколу к 2012 году.
ЕС стремится построить первую в мире конкурентоспособную, энергетически безопасную низкоуглеродную экономику. Помимо первого рынка квот, ЕС, как известно, принял программу 20-20-20: к 2020 году 20% энергии в общем топливном балансе получать из возобновляемых источников, на 20% снизить выбросы парниковых газов, на 20% снизить спрос на энергоресурсы, а также снизить выбросы на 30% - если другие развитые страны выкажут сходные намерения.
Европа считает Америку Обамы ключевым союзником на переговорах под эгидой ООН по глобальному климату в Копенгагене в декабре 2009 года. Речь идет о существенных финансовых вливаниях в развивающиеся страны, о новых технологиях, что создаст и новые рынки. В настоящее время ЕС пытается стать политическим лидером, играя посредническую роль в примирении различных интересов, поддержка США им нужна при переговорах с Китаем, Индией и Россией. И США уже включились в ее формирование. "Нельзя растрачивать кризисы попусту" - такой совет дала госсекретарь США Х.Клинтон молодым европейцам*( *Вслед за главой канцелярии Белого дома Р.Эммануэлем. Не придет ли этот лозунг на смену знаменитому клинтоновскому "Все дело в экономике, глупышка!" ("It