Третья сессии Верховной Рады седьмого созыва начала свою работу 3 сентября. Нет никаких оснований сомневаться в том, что она будет значительно эффективнее, нежели предыдущая. Впереди саммит в Вильнюсе «Восточного партнерства» ЕС, где почти наверняка будет подписало соглашение о партнерстве с Украиной, включающее положение о зоне свободной торговли. В связи с тем, что в парламенте страны практически нет политических сил, которые бы выступали против европерспективы, работа на этом направлении опять же почти наверняка окажется слаженной. Во всяком случае, по данным вопросам трибуну парламентарии блокировать не будут.
Главная задача у членов Верховной Рады очень проста – как можно скорее принять те законы, которые от них требует Брюссель. И эта цель почти наверняка будет достигнута. Во всяком случае, это утверждает спикер Рады Владимир Рыбак.
Другое дело, что даже в партии власти появились депутаты, которые начали возражать против еврозаконов. Парламентарии уже сейчас подвергаются серьезному политическому нажиму. К тому же они в явном меньшинстве. Во всяком случае, после встречи президента страны с депутатами Партии регионов было объявлено, что все они проголосуют за еврозаконы. Хотя определенные сомнения у некоторых из них остались.
Можно также почти с полной уверенностью утверждать, что вопрос о заключении Юлии Тимошенко не станет моментом, который расколет Раду и побудит оппозицию голосовать против еврозаконов.
Как бы это не было печально для Киева, но, судя по сообщениям прессы, ЕС не планирует вносить в повестку дня саммита G-20 в Санкт-Петербурге вопрос о торговых отношениях Москвы и Киева.
А вот после Вильнюсского саммита ЕС в Верховной Раде, то бишь Верховном Совете, если в переводе на русский, начнутся серьезные баталии между противостоящими политическими силами. И тут уже возможно все, что угодно, включая драки и опять же блокирование парламентской трибуны.
Обнадеживающим выглядит заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу о том, что Россия по-прежнему считает Украину своим стратегическим партнером. И действует, исходя из этого обстоятельства.
Во время сессии Рады возможно также рассмотрение поправок в закон «О трубопроводном транспорте». Идея, видимо, состоит в тактическом реверансе в сторону Москвы, поскольку он будет предполагать идею приватизации объектов газовой сферы Украины. Едва ли это, однако, примирит Москву с перспективой ухода Украины на Запад. Как бы то ни было, именно по данному законопроекту возможны шумные сцены в парламенте – оппозиция едва ли смирится с возможностью, что Россия даже теоретически сможет получить рычаги влияния на газовое хозяйство Незалежной.
Однако, как бы Киев ни был настойчив в желании сохранить выход на российские рынки, трудности в этом направлении безусловно возникнут. И это наглядно некоторое время назад показал опыт обращения российской таможни с украинскими товарами.
В обзоре Центра макроэкономических исследований Центробанка РФ высказывается предположение, что вероятность возникновения валютного кризиса на Украине в течение года составляет 82%. Основная причина – существенное ограничение колебания курса национальной валюты к доллару США.
Судя по исследованию Research & Branding Group на Украине, большинство граждан страны убеждены, что недавние российские действия, которые Киев называет «торговой войной, являются реакцией на стремление украинского руководства подписать соглашение с ЕС об ассоциации и создании зоны свободной торговли. Убеждение это абсолютно правильно, о чем говорят заявление российских государственных чиновников.
Другое дело, имела ли место сама «торговая война». Украинские политологи и политики уверены, что да. Они даже утверждают, что Россия закрыла границу для украинских товаров. Но это неверно. Во-первых, к украинским товарам стали относиться так, как относятся к европейским. Честно говоря, вполне логично. Ассоциация с ЕС – дело прекрасное. Однако надо иметь в виду и вторую сторону вопроса.
Во-вторых, заявляется, что крупные украинские олигархи вдруг поняли, что Россия будет использовать свои экономические возможности для давления на Киев. Однако, что, Брюссель этого не делает? Кроме того, разве представители украинского крупного бизнеса не использовали свои возможности в принадлежащих им СМИ для давления на общественное мнение своей страны? Больше того, кое-кто даже делал это лично.
Украина устами своего президента Виктора Януковича заявляет, что позиция страны на газовых переговорах с Россией определена формулой: мы не можем торговать страной. В равной степени такой же позиции придерживается и Москва.
Все крики о давлении со стороны России на Украину выглядят лукаво. Москва даже не приступила к использованию своего положения в полной мере. Интересно, знает ли об этом Киев? Правда, у него есть свое оружие – Черноморский флот. Сейчас Украина требует продлить разрешение пребывание гидрографических судов в Севастополе, где они находятся на ремонте.
Никто никого уже агитировать не собирается. Украина сделала свой выбор. Правда, достаточно посмотреть на структуру украинского экспорта в страны ЕС и в Таможенный союз, чтобы серьезно задуматься. Однако именно этого украинские политики и не хотят. Они надеются на то, что усидят на двух стульях. Даже тогда, когда сделали свой выбор.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs