Основным вектором внешней политики Казахстана остается Таможенный союз и вообще евразийское направление. Вообще-то это неудивительно, учитывая геополитическое положение страны и приверженность президента Нурсултана Назарбаева евразийской идее. Все продвигается медленно, однако так и должно быть, поскольку в интеграционных вопросах крайне важно учитывать интересы всех сторон.
Из самых последних новостей по этой линии можно выделить, например, то, что Федеральная служба по тарифам России приняла решение о применении российских ставок на транзит казахстанской нефти. К этому привело вступление в силу соглашения об общих рынках нети и нефтепродуктов трех стран Таможенного союза. С нефтяным вопросом во взаимоотношениях двух стран все сейчас обстоит сложно. Повторю, впрочем, прежний тезис: для того, чтобы все прошло успешно в интеграционных вопросах, следует двигаться постепенно. Важно, что все стороны понимают это и не спешат форсировать события.
Можно отметить также, что вместе с другими членами Таможенного союза Казахстан рассматривает возможность изменения режима Торговли с Украиной, если та подпишет с Брюсселем соглашение о евроинтеграции. Разумеется, условия не будут более жесткими, чем для других стран-членов ВТО. Тем не менее, это нежелательный оборот дела. Впрочем, решение здесь принимать Киеву.
Вполне естественно, что в Казахстане возникают вопросы по поводу снижения темпов взаимной торговли в рамках Таможенного союза. Хотя именно Казахстан к настоящему времени выиграл больше всех от интеграционного объединения. Однако подъемы и спады в интеграции запрограммированы экономическими законами. В Алматы это понимают.
Примечательно, что Казахстан находится совсем близко от ВТО. Если откровенно, то Белоруссия заслуживает этого не меньше, однако вступлению в эту организацию мешают вполне понятные политические соображения. Тем не менее, очевидно, что Россия заинтересована в том, чтобы ее партнеры по Таможенному союзу оказались в ВТО. Сейчас они выполняют все правила и требования ВТО, но преимуществами членства в организации не пользуются.
Казахстан традиционно активен во внешней политике. Здесь из последних событий достаточно, наверное, упомянуть об идее проведения следующего раунда переговоров Тегерана с «шестеркой» именно в Алматы. Идея, которая, кстати говоря уже была принята Ираном. Вообще Казахстан в последнее время все чаще берет на себя функции инициатора дипломатических действий в отношении Тегерана. Надо понимать, что там ценят это внимание.
В следующем месяце будет, видимо, подписана декларация об углублении стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем. Здесь следует обратить внимание, что дипломатические документы отражают специфику двусторонних отношений. Хотя торговаться умеют и Пекин и Алматы. Причем очень жестко. Для Казахстана китайское направление – это реальный путь диверсификации своей внешней политики, что естественно и оправданно.
Не все в этих двусторонних отношениях безоблачно. Например, есть предположения, что в ближайшее время на некоторых территориях Казахстана, а заодно и России может возникнуть нехватка воды. Дело в том, что в последнее время ресурсы Иртыша активно используются предприятиями Синцзянь-Уйгурского автономного района Китая. В ближайшее время китайский водозабор может вырасти до 40 % водного стока Иртыша. Впрочем, Алматы, как всегда, очень дипломатично относится к этому вопросу. Китай же со своей стороны убеждает своего партнера, что по трансграничным рекам не делает ничего в ущерб интересам Казахстана.
В отношениях с Россией тоже есть проблемы. Упомяну хотя бы очень непонятную историю с арестом счетом генконсульства России в Казахстане. Похоже, что местные власти здесь немного (а может и не немного) перемудрили. В конце концов, Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г. пока никто не отменял. Попытка давить на Высший арбитражный суд РФ со стороны казахстанского посла также вызывает недоумение. История эта выглядит не менее странной, чем предыдущая. С каких это пор высокопоставленные дипломаты стали отстаивать чужие коммерческие интересы? Есть также проблемы с банковскими операциями, о чем недавно сигнализировал российский Центробанк. Правда, говорилось только об операциях, которые можно было бы счесть сомнительными. Речь идет о пресечении нелегального оттока капитала из России.
Есть и другие проблемы. Скажем, в перспективе могут возникнуть трудности с бензином. Обращает внимание тот факт, что Казахстан уменьшил выплавку нерафинированной стали на 18,4 % в январе-июле текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Зерноперерабатывающая промышленность страны сталкивается с системными препятствиями для своего роста. Трудности роста? Хотелось бы, чтобы это было так. Ведь Казахстан нужен Таможенному союзу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs