Украина все дальше отходит от России. Парадокс ситуации состоит в том, что от России она отходит (не уходит), но к Европе ближе не становится. Впрочем, таковы правила игры, которые выбрал Брюссель. Киеву с ними остается только примириться, раз ему это нравится. Остальной Украине – тоже.
На повестке дня в ближайшее время – Соглашение об ассоциации с ЕС и создание с ним Зоны свободной торговли. Одна из серьезнейших проблем для гражданского общества и независимых аналитиков Украины состоит в том, что какие-то подробности об этом неизвестны. Проще говоря, оценить плюсы и минусы для страны в настоящий момент не представляет возможным. Тем не менее, основная масса политического сообщества «за» и с этим необходимо считаться.
Официально долгосрочный интерес ЕС к Украине состоит в том, чтобы предоставить ей перспективу членства в организации. На деле все, конечно, выглядит, куда сложнее. ЕС слишком быстро расширялся и теперь пожинает негативные плоды от своих предыдущих решений. Слишком много обуз, будем говорить прямо, слишком много накопившихся трудностей, слишком много проблем с новыми и даже с относительно старыми членами вроде Греции и даже Испании. Расширения Союза в ближайшее время не предвидится. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в отношении Украины. Иллюзий здесь строить не нужно.
Отмечу также, что Украина не представляет собой сколько-нибудь заманчивого «кусочка» для ЕС, не говоря уже о «куске» с точки зрения экономики. На деле это страна, находящаяся на пороге экономического бедствия. Данные известны, повторять здесь что-либо в очередной раз не нужно. Все обстоит довольно-таки плохо, если не сказать больше.
Так что интерес ЕС к Украине диктуется главным образом геополитическими причинами. Проще говоря, он обоснован желанием навсегда оторвать страну от России. Пикантность ситуации здесь состоит в том, что в ведущей стране Союза, где слово «геополитика» по понятным историческим причинам неофициально находится вне зоны политкорректности, руководствуются в отношении Киева именно геополитическими соображениями. Которые, разумеется, с восторгом подхватываются некоторыми восточноевропейскими соседями Украины.
Не секрет, что в Европе есть политики, которые категорически возражают против дальнейшего расширения ЕС на восток. Однако можно не сомневаться, что они не окажутся достаточно влиятельными (несмотря на весомость их экономических аргументов), чтобы продавить свою точку зрения в отношении зоны свободной торговли с Украиной. ЕС уже давно перестал быть тем, ради чего был создан. Сейчас это геополитическое оружие Запада, направленное в том числе против России.
На этом фоне понятно, что многие политические проблемы, которые кажутся сейчас существенно важными, не будут играть существенной роли при вступлении Украины в ассоциацию с ЕС. Например, как мне кажется, освобождение Юлии Тимошенко не входит в перечень обязательных требований Брюсселя к Украине.
В сентябре парламент Украины должен принять те «еврозаконы», до которых не дошли руки на предыдущей сессии. Некоторые украинские аналитики полагают, что в начале осени может произойти очередной парламентский кризис, который сделает невозможным принятие требуемых ЕС законов. Я с этим не согласен. Политическая Украина объединилась в стремлении стать ближе к Европе. Возможный кризис со ставшими традиционными для Верховной Рады драками, блокированием трибуны и проч. будет отложен до трех пор, пока парламент не примет то, что хочет от него ЕС. Если же принять во внимание политическую волю Брюсселя, который стремится опередить Москву в интеграции с Киевом, то легко можно предположить, что на некоторые вещи ЕС попросту закроет глаза и на Вильнюсском саммите Соглашение об ассоциации с Украиной все-таки будет подписано.
В равной степени неверно, что отношениям Украины с ЕС может помешать закон об утилизационном сборе на автомобили. Еврокомиссии он, разумеется, не нравится, однако Брюссель не может видеть в нем серьезное препятствие для принятия Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли. Причины те же самые: геополитические соображения. Точнее – желание оторвать Украину от России.
Британская Financial Times предполагает, что выбор Украины в пользу ЕС будет означать торговую войну с Россией. Да нет, выбор Киева уже сделан, говорить о будущем времени в данном случае не следует. Но то, что в отношениях двух стран исчезнут фразы насчет «братских отношений» - это точно. И признаки этого видны уже сейчас. С подписанием соглашения с ЕС Украина выпадает из формулы «ласкавэ тэля двух маток сосет».
На этом фоне нетрудно предсказать, что российский газ для Украины будет по-прежнему стоить дорого. Альтернативы ему не предвидится. Идея реанимации газопровода «Белый поток» с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, по дну Черного моря, через Украину, а затем в Европу с самого начала была нереальной. Теперь, когда акционеры Шах-Дениза выбрали совсем иной путь, – тем более.
Перспектива добычи своего сланцевого газа? Со временем – может быть. Да и то маловероятно – не хватит воды для обеспечения технологического процесса. Не говоря уже о возможных экологических последствиях для страны.
В будущем году планируется подписание соглашения с ЕС об «открытом небе». Правда, операторы украинского авиационного рынка не проявляют существенного интереса к намеченному акту, мотивируя свой скептицизм тем, что Украина не готова к нему и в ближайшей перспективе необходимого экономического эффекта не будет. Так что и в этом вопросе политика идет впереди экономики.
Выбор, конечно, за Украиной. Похоже, что она его сделала. Однако ее и ее граждан не должны обижать последствия своего выбора. Не надо рассчитывать на дружбу того, чьей дружбой пренебрегают.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs