Не исключено, что в скором времени Босния и Герцеговина перестанет быть единственной из стран мусульманского мира, которая не обладает собственной нефтью. Американцы подсчитали, что на юге и севере скрыто до 500 миллионов баррелей сырой нефти - причем очень высокого качества. Пока данные исследований особо не афишируются. Ведь здесь помимо нефти не исключают и приличных залежей урановой руды. Недаром США так крепко цепляются за Балканы - помимо территориальных и стратегических интересов, есть еще экономические.
Первые исследования на наличие нефти провели еще немцы во время второй мировой войны. В районе города Тузла гитлеровцы пробурили несколько скважин и качали из них нефть, в которой нет никаких примесей. Без особых затрат они получали чистый бензин.
Ученые давно подтвердили, что серы здесь настолько ничтожные количества, что это делает боснийское "черное золото" очень выгодным для эксплуатации.
Англо-американская компания "BP" считает, что Босния и Герцеговина просто лежит на самых богатых "нефтяных полях" Европы. Правда, проблема в том, что расположены эти несметные богатства по границе между Республикой Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. Проще говоря, в двух разных кантонах, которые 18 лет никак не могут договориться друг с другом. После Дейтонского мирного соглашения 1995 года, когда был положен конец гражданской войне в БиГ, отношения между сербами, мусульманами и хорватами трудно назвать идеальными. С трудом общаются обычные люди, не говоря уже о политиках и министрах, которых в БиГ больше, чем в любой даже самой богатой стране мира.
Ведь именно Дейтонский договор и определил правила эксплуатации природных ресурсов этой страны. Все, что находится под землей, принадлежит не центральной власти, а только местной, а значит тому или иному кантону. Без согласия кантонального руководства решить, как добывать "боснийскую нефть" нереально. Получается замкнутый круг, по которому можно блуждать бесконечно. Вот такой "подарок" сделали США Боснии и Герцеговине в конце 1995 года. Сейчас, правда, многие призывают заменить "дейтонскую схему" на более современную. Но пока все живут по американским правилам "поведения".
Недавно появилась информация о том, что и в соседней Албании обнаружены огромные запасы нефти. В районе города Дуррес, что на Адриатическом побережье, можно добывать миллиарды баррелей сырой нефти.
При правительстве Салии Бериши, который в июне нынешнего года проиграл парламентские выборы, западные инвесторы не решались вести переговоры с местной бюрократией. За последние несколько лет в Тиране 64 раза меняли законы о собственности и налогах. Когда нет ясности, а бюрократов столько, что трудно понять с кем можно договориться, никто не будет бросать деньги на ветер. А порядок в Албании навести довольно трудно.
Хорватская газета "Слободна Далмация" выдвинула гипотезу о том, что проект "Великая Албания", о котором уже несколько лет говорят в Тиране и Приштине, может стать реальностью в самое ближайшее время.
Первым шагом к созданию "Великой Албании" стала операция НАТО "Милосердный ангел", когда весной 1999 года бомбили Сербию и Черногорию. Через 78 дней в Косово ввели 50000 солдат и офицеров альянса. Затем Охридское соглашение 2001 года дало огромные преимущества албанскому меньшинству в Македонии. Третьим ключевым моментом проекта "Великая Албания" стала поддержка Соединенными Штатами независимости Черногории (3 июня 2006) и Косово (17 февраля 2008). Сербия после этого превратилась в слабого регионального игрока. В одном из интервью Эмир Кустурица сказал мне: "Маленькими и нищими балканскими странами управлять намного проще, чем большой и сильной Югославией. Балканы всегда входили в зону геополитических интересов Запада".
Кустурица редко ошибается в своих оценках. А теперь, когда в Боснии и Герцеговине, Албании, да в Черногории тоже, обнаружилась нефть, многое становится до боли понятным.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs