В последнее время внешняя политика Белоруссии лишена сенсаций и импульсивных шагов. Главное внимание уделяется политике в рамках Таможенного союза. Откровенно говоря, для подавляющего большинства журналистов эта тема нудная, над ней нужна кропотливая работа, необходимо разбираться в нюансах, уметь их подать, что часто приводит к тому, что проблема вообще не затрагивается в СМИ. Создается впечатление вакуума, что абсолютно неправильно. Насколько известно, Минск очень активен в Таможенном союзе и принимает активное участие в подготовке к созданию Евразийского союза. Белорусы буквально бьются за каждую, условно говоря, букву в каждом новом документе организации, если затрагиваются их интересы. А интересы затрагиваются всегда или почти всегда. Вот и представьте себе накал закрытых дискуссий между представителями России, Белоруссии и Казахстана. Хотя внешне все выглядит спокойно и даже скучновато. Будни, одним словом.
Принцип Таможенного союза, как, впрочем, и любого другого интеграционного объединения – согласованная политика во всех вопросах, касающихся конкретной организации. Согласованная политика ведется и в том, что может показаться «мелочами», однако принципиально важна национальным, в том числе белорусским производителям.
Недавно Белоруссия в рамках Евразийской экономической комиссии приняла решение продлить срок повышения пошлин на ввоз сливочного масла, творога, отдельных видов сырок и некоторой другой молочной промышленности до конца лета текущего года. Данная инициатива в конечном счете направлена на то, чтобы способствовать импортозамещению. Легко догадаться, чьи интересы за пределами Таможенного союза оказались затронуты, и какова была реакция.
Не так давно вступили в силу сразу семь технических регламентов интеграционного объединения. Все они касаются пищевой, в частности, молочной промышленности. Для непосвященных вроде бы тоже «мелочи», однако, учитывая значение пищевой промышленности для Белоруссии, речь идет на деле о крайне важных вопросах жизни страны.
Совсем недавно подписано соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании, в которую вошел белорусский «Кедентранссервис». Цель – образование нового сухопутного маршрута доставки контейнерных грузов из Азии в Европу. Сейчас основной поток подобных грузов идет через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море. Объединенная транспортно-логистическая компания, таким образом, хочет стать конкурентом ведущим представителям морских перевозок. Ее преимущества – контейнерные грузы будут переправляться дешевле и быстрее.
Явным прорывом является договоренность трех стран Таможенного союза о проведении согласованной политики в сфере производства, переработки и сбыта сахара и сахарного сырья. Планируется, что впервые с 1991 г. внутренний спрос на сахар будет полностью обеспечен за счет опять же внутреннего производства. Интерес Белоруссии очевиден: главные сахароперерабатывающие мощности в Таможенном союзе расположены именно на ее территории.
Ну, и еще об одной теме, которая часто игнорируется российскими (но не белорусскими) СМИ. Официальный Минск давно уже уделяет огромное внимание сотрудничеству с российскими регионами. Что, естественно, приносит плоды, причем временами впечатляющие. Так, в январе-апреле 2013 г. объем взаимной торговли товарами с Калужской областью вырос более чем на 67,3 % и составил $ 170 млн. Те же данные за прошлый год составляют соответственно 59,5 % и $ 416,0 млн. За последние пять лет внешнеторговый оборот Белоруссии с Брянской областью вырос в 2,3 раза. Соответствующие цифры можно привести и по другим российским регионам. Здесь следует отметить действительно существенную роль, которую играют в этом развитии ведущие белорусские государственные деятели, постоянно посещающие российские регионы и добивающиеся сотрудничества с ними.
Со стороны может показаться, что Белоруссия идет к цели малыми шагами. Впечатление это ложное, поскольку в сфере интеграции поспешность часто носит контрпродуктивный характер. Главное, что страна уже выбрала стратегию и последовательно ее придерживается. Так что цель будет достигнута.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs