Внешняя политика Узбекистана развивается последовательно, хотя в ней появляются некоторые нюансы. Отмечу, что в самом конце мая Ташкент присоединился к договору о создании Зоны свободной торговли СНГ – специфической структуры экономической интеграции. Это дипломатическое движение тем более примечательно, что прежде Узбекистан ни к каким интеграционным проектам в составе бывшего Советского Союза не присоединялся, а если в них и участвовал, то быстро выходил. В данном договоре до сих пор участвовало только шесть постсоветских стран, в том числе даже Украина.
Между тем, Узбекистан приостановил свое членство в ОДКБ и довольно демонстративно отстраняется от деятельности Таможенного союза. Его предыдущая деятельность в ОДКБ может быть названа только деструктивной – тому есть немало фактов, которые не хотелось бы здесь перечислять. Вместе с тем, геополитическая ситуация в регионе складывается так, что страна не может оставаться без союзников. США и ЕС очень далеко, да и поддержки от них ждать невозможно.
Россия заняла первое место по товарообороту Узбекистана. Дело дошло до того, что в Россию из Узбекистана стал поставлять даже картофель. По данным Госкомстата Узбекистана в прошлом году товарооборот с Россией увеличился на 12,6 % по сравнению с предыдущим и составил $ 7 млрд. 629 млн. 600 тыс.
Совершенно очевидно, что Ташкент собирается сохранить тесные отношения с Россией и ее ближайшим военно-политическим (не говоря уже об экономической составляющей альянса) союзником в регионе Казахстаном, несмотря на соперничество с последним. Выбора, собственно говоря, нет – в будущем году США и их союзники начинают уходить из Афганистана. Либо трехстороннний альянс, либо непредсказуемое будущее. Отсюда, возможно, и разговоры об оси Москва-Астана-Ташкент. Они, безусловно, в чем-то преувеличены, однако тенденция вполне проглядывается. Важно, чтобы ее очертания стали четче. Во всяком случае, последние переговоры Ташкента с Москвой и Астаной кое-что прояснили, хотя во всеуслышание об этом не говорилось. Тем более, что Вашингтон наверняка будет соблюдать границы в намерении вооружить своего партнера в Средней Азии.
Довольно интересно складываются отношения Ташкента с Москвой в отношении миграции узбеков в Россию. С одной стороны, это постоянный приток денег, крайне нужных Узбекистану – более $ 6 млрд. ежегодно. Сейчас в России работают от 3 до и 4 млн. человек, главным образом мужчин (по официальным данным ФМС, на деле их более 2 млн. человек). В принципе, это около половины трудоспособного мужского населения республики. С другой стороны, в Ташкенте звучит определение узбекских «гастарбайтеров» в России как «попрошаек и бездельников». И принимаются меры к сокращению миграции.
Особо нужно сказать о взаимоотношениях Узбекистана и Казахстана. Две ведущие страны Центральной Азии постепенно наращивают взаимный товарооборот, что является хорошим признаком. Вместе с тем, очевидно соперничество стран в регионе. Следует также принять во внимание тот факт, что Казахстан является членом Таможенного союза. Последствия этого вполне очевидны. Одно из них состоит в том, что Ташкент сам себя изолирует в региональном пространстве, не добиваясь взамен этого ничего существенного.
Еще одна отдельная проблема – позиция Ташкента по поводу водопользования в Центральной Азии. Сейчас Узбекистан забирает себе более 50 % водостоков в регионе – хлопок! Ситуация здесь очень серьезная, которая временами недооценивается за пределами региона. Узбекистан можно понять. Однако угрозы соседям в этом отношении ни к чему позитивному не приведут. Периодический прессинг, включая отключение газа и электроэнергии и блокирование железнодорожного сообщения – тоже. Страны региона обречены на долгое, если не вечное, пребывание в качестве соседей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs