Оганесян: Здравствуйте! В нашей студии Сергей Борисович Дорофеев - заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья. Давно я не встречал таких вопросов от слушателей. Они все не то, что острые, но выдают какое-то раздражение. Но мы, я думаю, некоторые из этих раздражений снимем.
Давайте ответим на общий вопрос: как люди относятся к нашей системе здравоохранения в целом? Предпринимаются меры, сейчас принято решение о дополнительных ассигнованиях. Как вы как представитель и избранник народа охарактеризовали бы общенародное отношение к системе здравоохранения? Оно однородно, или оно может быть разным?
Дорофеев: Начнем с того, что ни в одной стране мира граждане никогда не бывают довольны своим правительством и системой здравоохранения и образования. Это аксиома, давайте исходить из нее. Я недавно вернулся со съезда Врачебной палаты Германии, где четыре дня профессионалы обсуждали проблемы здравоохранения. Там немцы говорили и о своих проблемах. В относительно благополучной и динамично развивающейся стране четыре дня профессионалы обсуждали, что их критикуют люди.
Говорить о том, что у нас все совсем плохо, неправильно. Я скажу однозначно: становится лучше. Я человек, всегда говорящий правду, и стараюсь следовать этому курсу в своей жизни, может, потому что воспитывали как врача. Правду нужно говорить, хотя иногда она и горька, но она нужна, чтобы можно было принимать правильные решения.
В свое время мы как профессиональное сообщество настойчиво говорили эту правду руководству страны, и нас услышали. Нельзя сказать, что нас не слышали раньше, наверное, во-первых, не было возможности. Во-вторых, были расставлены другие приоритеты, по ситуации. К этому тоже надо подходить с пониманием, нельзя думать о том, что все кругом глупые, одни мы умные.
Некоторые говорят, что все плохо. Не плохо. Я очень много езжу по стране, недавно я был во Владивостоке, Хабаровске, Екатеринбурге, Новосибирске, перед этим проезжал по европейской части. По делам встречаюсь с коллегами, в больнице всегда стараюсь поговорить с пациентами. Простые граждане отмечают, что в финансовой и материально-технической части становится однозначно лучше.
Но в здравоохранении есть заскорузлые проблемы, которые мешают дальше динамично развиваться. Они решаются непросто. Например, есть кадровая проблема, которая формировалась десятилетиями - начала формироваться еще в советское время. Сейчас она настолько остра, что является, пожалуй, главным тормозом для того, чтобы дальше быстро приводить все в порядок.
Можно быстро построить, помыть, почистить, купить новую технику, но быстро воспитать доктора невозможно, только учить его надо 10 лет. Еще лет пять нужно, чтобы он становился врачом. Хотя бы в первом приближении будет рассчитывать на этот срок. Даже если все будет развиваться очень быстро и динамично, еще 7-8 лет мы будем испытывать эту проблему, несмотря на то, что мы занимаемся ей на разных уровнях. Если говорить об оценках населения, я думаю, будет справедливо, если наши граждане скажут, что становится лучше.
Оганесян: Это правда, я могу подтвердить. Я немного знаком с зарубежной прессой и с состоянием здравоохранения за рубежом и тоже не знаю такой страны, где бы были довольны системой здравоохранения.
Дорофеев: Мой товарищ из России живет в Канаде. Он говорит, что полгода ждал плановую консультацию лора, и это считается нормальным. На съезде в Германии встречался с нашим бывшим соотечественником, который возглавляет Врачебную палату в Израиле. Он говорит, у них тоже надо несколько месяцев ждать плановую консультацию специалиста, это является нормой, это не катастрофа и не повод для революции. У нас, если надо ждать несколько недель, это считается катастрофой...
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs