Основное направление взаимодействие между Россией и Казахстаном в настоящее время направлено, безусловно, на решение вопросов Таможенного союза. Работы там непочатый край. Все продвигается медленно, как и должно быть. Возможно, стоит тут вспомнить слова кардинала Армана Ришелье: «Пусть поработает время, и в этом ожидании следует находить утешение».
Утешение – утешением, но время сейчас действительно работает на Таможенный союз. Вне зависимости от того, вступит ли в него Украина или нет. Скорее второе, но жизнь покажет, кто прав.
Вообще Евразийский союз недавно предложили строить, используя опыт Союзного государства России и Белоруссии. Едва ли, однако, это получится. В одном случае превалировали политические соображения. В другом на первое место постепенно стали выходить экономические. Ремарка не означает, что политические факторы в этом случае вообще не играют. Да нет, играют, и очень сильно. Однако при создании Таможенного союза и, тем более, Евразийского союза, крайне важна взаимная экономическая заинтересованность всех сторон. Неверно думать, что Россия готова безоглядно платить своим союзникам. Тем более неверно думать, что она не принимает в расчет свои интересы. Наверное, хорошо, что Астана это прекрасно понимает. Она, конечно, готова биться за свои собственные интересы, однако в данном раскладе для нее даже выгодно, что она будет иметь дело со странами, которые не скрывают своих собственных заинтересованностей.
Наверное, в Астане понимают, что основные выгоды от Таможенного союза и его будущего преемника еще впереди. Развитие идет по нарастающей, неизбежные бюрократические вопросы, хоть и с трудом, но решаются. Так, насколько известно, таможенные службы Казахстана, России и Белоруссии не испытывают особых проблем с информационным взаимодействием. Не следует принимать скупые экономические сводки о ситуации в Таможенном союзе как информацию с поля битвы, когда кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Существуют жесткие экономические раскладки, которые говорят и о ближайших выгодах от интеграции, и о неизбежном спаде, и об опять же неизбежном будущем подъеме.
Вообще даже жесткая реакция со стороны ЕС на создание и начало функционирования Таможенного союза говорит о том, что эту организацию начинают не только признавать, но и опасаться. Со временем эта тенденция станет еще более явственной. И тут важно, чтобы Казахстан ее понимал. И соответствующим образом реагировал.
Из государств во внешнеполитических связах на первом месте для Казахстана это, разумеется Россия. От нее зависит многое – товарооборот, место республики в Центральной Азии, взаимоотношения с Китаем и США, геополитический расклад. Однако Астана, разумеется, сохраняет приверженность также и традиционной для себя многовекторности. Помимо России в центре ее внимания уже упомянутые США и Китай, а также ЕС. Не говоря уже, разумеется, о государствах Центральной Азии. Впрочем, Астана внимательно смотрит и на другие страны, как постсоветские, так и остальные. В частности, Турцию. Жесткость страны в переговорах с Россией скоро, возможно, войдет в поговорку. Такая же линия у Астаны и с другими государствами. И это нормально.
Один из вызовов, с которые в ближайшее время придется столкнуться Москве и Астане – это ситуация в регионе после вывода западных войск из Афганистана. Хотя многое тут будет, возможно, зависеть от действий ОДКБ, отнюдь не обязательно, что за ней будет последнее слово. В конце концов, ситуация в регионе едва ли может находиться под контролем без участия Узбекистана, который приостановил свое членство вэтой организации. Вместе с тем, говорить, как это порой бывает, о гипотетической «оси» Россия-Казахстан-Узбекистан по крайней мере преждевременно. У каждой страны свои интересы в регионе, хотя сам факт, что эта гипотеза вообще возникла, наводит на размышления. Однако уклончивая, а временами противоречивая и даже эмоциональная политика Ташкента пока вызывает определенные вопросы.
Как бы то ни было, очевидно, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев продолжает свою стратегическую внешнеполитическую линию без изменений. Она предсказуема, что очень важно для внешнеполитических партнеров Казахстана. Она рассчитана и продумана, что очень важно для самого Казахстана. Так что сюрпризов в обозримом будущем не будет – страна останется рядом с Россией. Хотя и будет очень жестко требовать учета своих интересов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs