У Литвы с Россией давние отношения, хотя сейчас это мало кто (особенно в Литве) вспоминает. Они начались задолго до событий 1940 г. Уже в XVIII веке страна реально подпала под протекторат России, который впоследствии вылился в ее присоединение. Здесь речь не идет о политической справедливости или несправедливости происшедшего (которое могло обернуться прямо противоположным оброазом), речь идет только о справедливости исторической, которую нельзя забывать в нынешних обидах и журналистских баталиях. Иными словами, наши страны связаны на деле уже давно и прочно. Взаимные обиды лучше оставить экстремистам, а пока следует констатировать некоторые моменты в отношениях двух стран.
Очень трудно понять временами антироссийскую риторику Вильнюса. Возможно, что она обращена к ЕС и означает: ребята, мы свои. Возможно, она является проявлением былого страха перед Москвой. Хотя какой там страх – я сам свидетель, что в советское время качество жизни в Литве намного превышало показатели в столице СССР. И никто меня не сможет в этом переубедить. Какая там «колония», скорее – империя. Впрочем, это все в прошлом.
С экономической точки зрения опять же трудно понять противодействие Литвы строительству Балтийской АЭС . С политической – проще, особенно если учитывать памятные высказывания бывших государственных чиновников. К сожалению, резюме очень просто: чем хуже для России, тем лучше для нас, особенно если нас в этом поддерживает ЕС. Однако на такой платформе едва ли следует рассчитывать чего-то серьезного добиться для себя, любимого, не говоря уже о взаимных отношениях. Нравится это Литве или не нравится – она останется нашим соседом. Вопрос только в том: хорошим или плохим. Хотелось бы первого.
В Клайпеде строится терминал приема сжиженного природного газа. Политическая идея этого мероприятия, разумеется, заключается в том, чтобы снизить зависимость от российских поставок. Разумеется, свои энергетические поставки следует диверсифицировать, с этим никто не спорит. При этом планируется, что природный газ будет храниться в Инчукалнском подземном газохранилище в Латвии, построенного, разумеется, столь нелюбимым прибалтами Советским Союзом. Обслуживанием Ичукалнского газохранилища занимается компания Latvijas gāze. Рассматривается вопрос о расширении газохранилища. Скорее всего, он будет реализован, учитывая политические составляющие данного проекта, которые стимулировали поддержку со стороны ЕС.
Естественно, ЕС выразил свою поддержку Литве на переговорах с Москвой по 3-му энергопакету, который должен лишить Газпром мощностей по транспортировке газа. И, разумеется, Вильнюс с этим согласился. Опять же по политическим, а не финансовым соображениям.
Вообще газовая область – это отдельная проблема взаимоотношений России с Литвой. «Газпром» готов дать скидку стране на 20 %, если та отложит реорганизацию своей ведущей газовой компании Lietuvos Dujos, однако Вильнюс отказывается. Причем явно опять же по политическим соображениям, а не экономическим. Комментарии здесь излишни. С другой стороны, как может в принципе очень прагматичная Литва требовать каких-то экономических уступок от России, если сама не готова идти на поиск взаимоприемлемым вариантов сотрудничества? Это я не о «Газпроме», это я о принципах двусторонних отношений.
Хотя можно и о цене на газ: зачем настойчиво добиваться скидки на него, несмотря на имеющиеся соглашения, если не готов к компромиссу с монопольным поставщиком? Рассчитывать на поддержку со стороны ЕС? Так это, честно говоря, может еще больше озлобить газпромовских функционеров и правительство в Москве, которые и так постоянно сталкиваются с противодействием со стороны Брюсселя, якобы не знающего слово «геополитика», но постоянно использующего его в своих внешнеполитических ходах.
Да нет, все не так плохо, как следует из вышеизложенного. Например, Россия и Литва успешно сотрудничают в рамках Совета государств Балтийского моря, сессия которого на уровне министров иностранных дел прошла только что. Ведутся переговоры о создании синхронного режима работы электроэнергетических энергосистем России. Белоруссии и стран Балтии. Уже пришли к соглашению, согласно которому страна, которая должна выйти из общего соглашения, должна предупредить других за 10 лет. Однако едва ли стоит здесь обольщаться, поскольку задекларированная цель ЕС состоит в том, чтобы обеспечить полную интеграцию Литвы в европейскую евросеть. Получается, что страна в этом вопросе вынужденно занимает сейчас позицию Украины, которая кланяется одновременно на Восток и на Запад. Впрочем, бывает и хуже.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs