Весной 1999 года авиация НАТО уничтожила все три моста в городе Нови Сад. В Брюсселе тогда решили превратить Сербию в остров, отрезав от нее не только главную житницу, но нефтеперерабатывающий завод.
Когда сербы увидели по ТВ , что Нови Сад остался без мостов, многие решили встать на защиту белградских мостов. Ведь это были последние нити, которые соединяли Сербию с Европой. Педагог Весна Баньяц, которую я знаю очень давно, вспоминает эти дни:
"Каждую минуту мы получали пощечины, каждую секунду нас унижали. У сербов нет такой традиции - прощать обиды, мы всегда защищали себя. Но в этот раз был особый случай. Мы знали, что на нас обрушилась натовская армада. Но люди были бессильны против самой современной и дорогой техники, которая появлялась в небе над Белградом. Поэтому жители столицы решили, что агрессор должен увидеть тех, кого он собирается уничтожить. Я спонтанно приехала на мост «Газела» и увидела, что здесь уже сотни людей. Было ли страшно? Мне нет, но в любой момент каждый из нас мог погибнуть. Какое задание получил пилот НАТО в штаб-квартире в Брюсселе, никто не знал. Но, когда мы простояли на мосту «Газела» несколько недель, и об этом узнал мир, мы поняли, что невидимый противник побежден. Мы сумели сберечь свой город, свою связь с миром, сохранили свое достоинство. В первые дни у каждого из нас была приколот специальный знак – «Стреляй в меня – я мишень НАТО». Правда, через несколько дней он уже не был нужен. Все мы превратились в большую натовскую мишень".
Сейчас в Европе и США стараются не говорить об операции "Милосердный ангел" . Не любят европейские и заокеанские политики, когда вспоминают о тех, кто был убит или покалечен в те трагические и кошмарные дни весны 1999 года.
30 мая немецкие летчики из НАТО атаковали людей на Варварином мосту - погибло 10 человек и 70 - было ранено. Среди чудом уцелевших оказалась и Марина Йованович, которой было тогда всего 15 лет. О Марине я узнал от своих белградских друзей, которые недавно помогли мне ее разыскать.
Вот, что рассказала Марина об этом самом кошмарном дне в ее жизни:
"30 мая – воскресенье. У православных большой праздник – День Святой Троицы. Для Варварина – это главный праздник, все в этот день выходят на улицы, гуляют, ходят в церковь. И мы вместе с Саней Миленкович - лучшим математиком Сербии - и еще одной девочкой в 10 утра пошли в церковь, которая находится на противоположном берегу реки. Когда мы возвращались назад, а это было около 13 часов, мы были на середине моста. В этот момент над нами пролетел самолет, мы побежали. Летчики выпустили ракету. Они видели, что на мосту дети, но это им не помешало нажать на пуск. От детонации меня подбросило в воздух, я почувствовала, что вокруг все горит, был кромешный ад. Я кричала от боли, у меня практически оторвало ногу, она держалась на остатках кожи. Затем я упала вместе с падающим мостом и потеряла сознание. Когда я очнулась, мне показалось, что мои подружки живы. Я была вся в крови, но я увидела, что Саня потеряла сознание. В это время самолет выпустил еще две ракеты. Мост был разрушен, но пилоты решили добить нас. Нет свидетелей, нет обвинений. Летчики убили мою подружку Саню Миленкович. Вместе с ней еще 10 человек, которые поспешили к нам на помощь. Если бы пилоты не сделали второго налета, то все бы остались живы. Мне до сих пор не ясно, почему этот мост был обстрелян. Мост не имеет никакого стратегического значения, он не связывает большие города и военные объекты. Это небольшой сельский мост. Почему он стал целью для НАТО? Тем более, что это было в воскресенье, праздник, скопление мирных людей. Если он был для них таким важным, почему они не разрушили его ночью?"
Через несколько лет после кошмарной трагедии на Варварином мосту родственники погибших при поддержке немецкого адвоката Урика Доста подали иск против Германии, требуя компенсации жертвам. Но их просьба была отклонена несколько раз. Первоначально областным судом в Бонне, затем высшим земельным судом в Кельне. И последний отказ был получен из федерального суда в Карлсруе. В ФРГ дают такое объяснение - международное право признает войну только для претензий между государствами. Индивидуальные требования суды не рассматривают. И за это преступление никто не может быть наказан. Пилоты выполняли приказы своих командиров из НАТО, из Брюсселя. И получается, что немецкие летчики , убившие мирных людей в праздничный день, чисты перед законом и могут жить дальше совершенно спокойно.
За 79 дней операции "Милосердный ангел" Сербия потерпела ущерб, который по разным оценкам составил свыше 100 миллиардов евро. Запад кредитов на восстановление так не дал. Просто списали старые долги времен маршала Тито.
Сегодня в столицу Воеводины город Нови Сад возят на экскурсии детей и школьников со всей Сербии. Недавнюю трагедию страны простые люди забывать, видимо, не собираются. Ведь Евросоюз дал такой «урок демократии», который останется в памяти нескольких поколений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs