ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Таможенный союз: плодотворная рутина

08:32 19.04.2013 • Владимир Разуваев, доктор политических наук

Читать документы Таможенного союза, честно говоря, вроде бы скучно. Никаких сенсаций, никаких широковещательных обещаний, все буднично и просто. Шаг за шагом, упорная работа переговорщиков, скупая информация в прессе о текущих делах. Может быть, именно поэтому даже в странах-членах этой организации мало кто знает, что уже произошли радикальные изменения в данной части нашей планеты, что перемены в перспективе затронут всю мировую политику, что – страшно сказать, а вдруг услышат на Украине? – уже начат процесс ограничения национального суверенитета, как это давно произошло в ЕС.

Откуда это малое внимание общества к важнейшему процессу, который проходит в наших трех странах? Плохая работа пресс-служб? Да нет, информация довольно полная и разнообразная. Отказ от обращения к PR-услугам соответствующих агентств? Ну и хорошо, им дай палец, они всю руку откусят. Знаменитое пушкинское «мы ленивы и нелюбопытны»? Отчасти верно, но только отчасти. Да и сказанное больше относится к прессе, а не к обществу. Нет сенсаций – ну и ладно, зачем об этом говорить или писать?

Наверное, главная проблема именно в будничности и постепенности происходящего. И в былом неверии, что из Таможенного союза получится что-то путное. Эту позицию, кстати говоря, разделяли и западные экономисты. И только недавно они выяснили, что их точка зрения не была оправданной. Так что жесткая реакция ЕС на перспективу вступления Украины в Таможенный союз была с политической точки зрения оправданной. На войне – как на войне. Европе не нужен еще один конкурент, тем более совсем рядом.

Дело доходит до анекдота – до сих пор мало кому известно такое название как Евразийская экономическая комиссия. Та самая комиссия, которая уже сосредоточила в своих руках определенные полномочия и получит их впоследствии еще больше. Недавно, кстати, состоялось 12-е заседание коллегии этой организации, на которой были приняты некоторые любопытные решения, оставшиеся незамеченными прессой.

Естественно, Таможенный союз хочет стать больше и сильнее, а потому стремится привлечь в свои ряды новых членов. К концу года в него вполне возможно вступит Киргизия. В конце мая президент Украины Виктор Янукович надеется встретиться со своими коллегами из стран Таможенного союза. Позиция Киева остается неизменной: он хочет выстраивать отношения в формате «3 + 1». Так легче, как ему кажется, убедить несговорчивую Москву в желательности отраслевой и межрегиональной интеграции вместо вступления в Таможенный союз. Да и с Минском и Астаной есть о чем поговорить и о чем их попросить.

Киев понять можно: после образования Единого экономического пространства интересы Украины оказались под ударом в результате новой таможенно-тарифной политики трех стран. К тому же есть еще и нерешенная газовая проблема. Так что президент Янукович и все правительство Украины будут очень стараться уговорить соседей пойти на уступки. Желательно – на двусторонней основе. Будут ссылки на братские отношения братских народов и вытекающие отсюда просьбы. Будет даже жалоба на нехорошее поведение Ивана Урганта.

Беда официального Киева в этом вопросе проста: он никак не может понять, что Таможенный союз – это уже реальность и никакие сепаратные переговоры Украине не помогут. Не поможет даже готовность получить статус наблюдателя при этой организации в обмен на соответствующие уступки. Наблюдатель – он наблюдает, он не принимает решения и не получает прибыль в результате их осуществления. Так что, боюсь, никаких снисхождений Киеву сделано не будет. Гордая и суверенная страна сама выбрала свой путь и должна нести ответственность за свой поступок.

Да и ничего интересного в этом Таможенном союзе не происходит. Недавно о существенном росте объема взаимной торговли стран-членов заявил премьер-министр России Д.А.Медведев. Начата работа по созданию режима свободной торговли с Вьетнамом. Заканчивается работа по подготовке пакета мер по развитию и углублению интеграции стран Таможенного союза. Каждый автолюбитель получит право пользоваться на своих машинах системой ГЛОНАСС на территории Таможенного союза. Вступил в силу технический регламент «Безопасность лифтов». Готовится к систематизации пакет действующих соглашений между странами Таможенного союза. Надо думать о едином товарном знаке и массе других подобных вещей.

Рутина, рутина. Никаких сенсаций. Правда, за этой рутиной – будущее, но понимают это пока немногие. Киев, видимо, не из их числа.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати