Кавказский регион называют «солнечным сплетением» Евразии, а его геополитическую важность для России трудно переоценить. Именно поэтому Кавказ находится в фокусе внимания ведущих мировых держав, оспаривающих правомочность принадлежности этого региона России.
Наиболее заметным игроком выступают Соединённые Штаты, умело дирижирующие правозащитным движением, осуществляющим мониторинг происходящих в регионе процессов. К сожалению, правозащитная деятельность не является неангажированной сферой общественной активности. Поскольку защита прав человека имплицитно подразумевает разделение общества на тех, чьи права нарушаются, тех, кто эти права нарушает, постольку в ней присутствуют чёткие морально-этические установки и критерии, согласно которым и выносится суждение, и «овцы отделяются от козлищ».
Правозащитная деятельность прозападных организаций ориентирована на внешнего потребителя, и её конечной целью является не решение и устранение гуманитарных проблем, а провоцирование гулкого информационного эха с антироссийским звучанием. Это легко прослеживается на примере репортажей одного из самых информационно плодовитых американских аналитических центров – Джеймстаунского фонда. Примеры: «Северокавказцы и этнические русские не видят для региона перспектив» («North Caucasians and Ethnic Russians Agree on Region’s Bleak Prospects»), хотя речь в статье лишь о некоторых сегментах русского общества и их оппонентах из северокавказских республик (1); «Среди черкесов растёт разочарование политикой Москвы в вопросах репатриации сирийских черкесов» («Circassians Grow Frustrated with Moscow’s Handling of Syrian Circassian Repatriation Requests»), хотя подразумеваются не столько черкесы, как таковые, сколько финансируемые Западом черкесские организации (2).
Сопроводительные иллюстрации к подобным репортажам тоже снабжаются отнюдь не нейтральными подзаголовками. Под фотографией одного из участников прозападного правозащитного движения красуется положительный комментарий «…глава правозащитной организации». Под фотографией кавказского общественника, настроенного миролюбиво по отношению к России комментарий окрашен уже в противоположные тона: «…откровенный московский лоялист…» (1,2).
Учреждённый в конце 1990-х Вашингтоном. Американский комитет за мир на Кавказе (АСРС - American Committee for Peace in the Caucasus) занимается, преимущественно, правозащитной риторикой и негативным освещением деятельности правоохранительных органов РФ на Кавказе. Делается это с активным привлечением российских правозащитников. Являясь структурным подразделением организации «Дом свободы» (Freedom House), которая практически полностью финансируется американским правительством, АСРС работает в русле политических интересов США.
В унисон американцам звучат голоса их союзников. В Польше при Центре изучения Восточной Европы Варшавского университета учреждена организация «Кавказский дом в Польше» (Dom Kaukaski w Polsce) (3). Её главная задача – распространение среди кавказских народов информации « о Кавказе без России», как в прошлом, так и будущем. Учредителями этой организации Кавказ рассматривается, как единое политико-географическое целое, «дом», где России не место. Официальная страница организации имеет текстовые версии не только на польском и английском, но и на армянском, азербайджанском, грузинском языках. «Кавказским домом в Польше» выпускается специализированный журнал «Новый Прометей» - продолжатель антироссийских изданий 1920-1930-х «Prométhée» и «La Revue de Prométhée», пропагандировавших идею польского прометеизма, т.е. раскола России вдоль «национальных швов». Журнал много места посвящает деятелям прозападной грузинской, дагестанской, чеченской, осетинской, азербайджанской эмиграции 1920-х гг., активно работавшим на польскую разведку, современным интерпретациям прометейского наследия и связанным с ним геополитическим теориям.
Более активную политику в регионе пытается проводить Румыния, которая выступает одним из инициаторов прокладки газопровода AGRI (Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector). Проект AGRI – это путь Румынии к запасам энергоносителей на Каспии. Проект этот амбициозен, и предусматривает частичное вытеснение России из региона.
Как компонент информационной войны против России, усиливаются попытки разбередить былые раны времён Кавказской войны XIX в., провести исторический водораздел между народами Кавказа и остальной Россией. Не отрицая некоторых негативных последствий, которые имела для кавказцев эта война, нельзя, для морального баланса, забывать о её положительных моментах.
В обыденном сознании война – это всегда происшествие трагическое. Философы же смотрели на эту проблему глубже и шире. Гераклит называл войну отцом и царём всех вещей. Через войны происходит знакомство цивилизаций друг с другом, появляются соцветия культур и народов. Народы, не ведущие войн, прозябают в «цивилизационном одиночестве», оставаясь, часто, на примитивном уровне развития. Типичный пример «войны, как блага» – приход России на Кавказ. Для кого-то из горцев это было трагедией, для кого-то – поддержкой. Известно, например, что ингуши не участвовали в Кавказской войне, считая более целесообразным жить с Россией в мире. Численность карачаевцев в 1897 г. не превышала 27 000, а в составе России увеличилась почти в 10 раз. Через Кавказ Россия прорубила ещё одно «окно» в Азию. Кавказ через Россию получил выход в Европу, и из объекта геополитики превратился в важную составляющую субъекта геополитики, каковым является Россия. Порознь Россия и Кавказ прозябали бы в географической и геополитической ограниченности.
Кавказ – это не только геополитический приз, но и ценная жемчужина в короне культур народов нашего государства, и единственная оставшаяся у России часть восточной цивилизации. Совместная жизнь двух народов – это всегда сосуществование их культур. В границах Российской Федерации русские сосуществуют с множеством народов, а на Северном Кавказе – с целым соцветием народов. Культура России богаче культур многих западных держав уже тем, что вмещает в себя культуры более сотни народов и этнических групп, принадлежащих разным культурно-расовым ареалам (славяне, финно-угры, вайнахи, тюрки и т.д.). Многие выдающиеся деятели русской науки и культуры родились на Кавказе: философы Владимир Эрн, Павел Флоренский, поэт Владимир Маяковский. Без Кавказа невозможно представить творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Успешное и взаимовыгодное инкорпорирование кавказских народов в состав Российской империи произошло благодаря универсалистскому подходу, которого придерживались царские власти. Вчерашний враг сегодня становился преданным другом (4). О значительном снижении напряжения между русскими и народами Кавказа свидетельствует факт совместного празднования у аула Гуниб русскими и горцами в 1909 г. 50-й годовщины окончания Кавказской войны. Гуниб был последним оплотом имама Шамиля, взятый штурмом царской армией в 1859 г. На торжества были приглашены горцы-ветераны боёв с русскими войсками. Недавние враги стояли рядом, не пылая друг к другу ненавистью. Православные священники и мусульманские муллы прочли поминальные молитвы по павшим воинам обеих армий – русской и горской. Все понимали, что «в Кавказской войне не было побежденных. Россия выполнила государственную задачу, а горцы сохранили свой уклад и образ жизни» (5).
Немецкий философ-русофил Вальтер Шубарт сравнивал питаемую к России Западом непримиримую вражду и не устаревшие претензии с булыжником в желудке. Его соотечественник Фридрих Ницще посвятил целое произведение проблеме обременения современной жизни историческими знаниями, которые мешают двигаться вперёд, заставляя топтаться на месте, вспоминая прошлое («О вреде и пользе истории для жизни»). Поэтому важно не позволять вмешиваться в русско-кавказский диалог третьим лицам, заготовившим не один «исторический булыжник» , как преграду на пути развития российского государства.
1) «North Caucasians and Ethnic Russians Agree on Region’s Bleak Prospects» (Jamestown foundation, Eurasia Daily Monitor Volume: 10 Issue: 22, February 6, 2013)
2) «Circassians Grow Frustrated with Moscow’s Handling of Syrian Circassian Repatriation Requests» (Jamestown foundation, Eurasia Daily Monitor Volume: 10 Issue: 17, January 30, 2013)
3) http://www.domkaukaski.org/
4) В. А. Матвеев «Российская универсалистская трансформация и сепаратизм на Северном Кавказе (вторая половина XIX d/ - 1917 г.): историография, источники, методология», Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2012 г.
5) В. А. Дергачёв «Цивилизационная геополитика (Геофилософия). Междисциплинарный учебник для вузов». Киев: ВИРА-Р, 2004.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs