Македония, город Охрид. Август 2001 года
В начале 90-х годов прошлого столетия только одной Македонии удалось бескровно выйти из состава СФРЮ. Остальные бывшие республики Югославии долго и жестоко выясняли отношения друг с другом. Первыми начали войну между собой Сербия и Хорватия, затем мир содрогнулся от гражданской войны в Боснии и Герцеговине. Ее удалось остановить с помощью России в конце 1995 года. Затем началось противостояние в Косово, из которого в 1999 албанцы изгнали практически все сербское население. "Косовский фитиль" сработал чуть позже в соседней Македонии. Ее долгое время все считали "оазисом мира" в регионе. В 2001 году албанское население Македонии достигло 25 % - почти 500 тысяч человек, постоянно требовавших большей власти и полномочий. Возникла угроза раскола и гражданской войны.
В Приштине решили поддержать своих "братьев по крови" и "товарищей по оружию". В албанской Македонии уже действовали незаконные вооруженные формирования, скопированные по подобию Освободительной Армии Косово. Через бесконтрольную границу в Македонию перебрасывали не только огромное количество оружия, но и подготовленных боевиков, имевших большой опыт противостояния с Югославской народной армией. "Безвозмездная помощь" приносила результаты - к началу 2001 года северо-западная часть Македонии попала под контроль Национально-освободительной армии, которой командовал Али Ахмети.(Сейчас он депутат Парламента Македонии).
Центром боевых столкновений стал город Тетово. НОА угрожала легитимной власти и грозила взять штурмом столицу Скопье. Боевые действия длились до середины лета. В конечном итоге, НАТО, ЕС и ОБСЕ вынудили македонское правительство подписать соглашение с албанцами. Положение этого документа кардинальным образом изменили политическое пространство страны.
В это время я часто приезжал в командировки в Македонию для подготовки специальных телерепортажей. В августе 2001 мне удалось взять интервью у первого президента Киро Глигорова. Он был главой государства 8 лет и 3 октября 1995 чудом выжил после страшного покушения. Наша встреча прошла в древнем городе Охрид. Киро Глигоров по праву считался одним из политических патриархов и обладал огромным авторитетом. Он воевал с фашистами во время Второй мировой войны, был соратником маршала Тито и вместе с ним создавал СФРЮ. Глигоров сумел не обжечься во время "балканских пожаров", разгоревшихся в момент распада социалистической Югославии. Он всегда говорил, что Македония находится между четырех огней (Косово,Греция,Албания и Болгария) - и в них нужно попытаться согреться, а не сгореть.
На мой вопрос о том, что будет с Македонией и с регионом в будущем Глигоров сказал предельно откровенно: "После того, как Хашим Тачи и Ибрагим Ругова при поддержке НАТО и Вашингтона получили власть в Косово, стало ясно, что в Македонии попытаются повторить их успех . Я собственными глазами видел план "Великой Албании" и могу себе представить, как он будет проводиться в жизнь. Схема очень простая - все албанцы региона (Косово, Македония, Черногория, Греция) должны жить под одним флагом и подчиняться Тиране. В "Великой Албании" хотят собрать 8 миллионов человек. И большинство из них - 70% - мусульмане. И только 20 % - католики и 10 % - православные. Это случится не сразу, но я уверен, что Тирана сделает все, чтобы в перспективе "Великая Албания" стала реальностью".
Киро Глигоров прожил долгую жизнь и умер 1 января 2012, когда ему было 94 года. Прогноз Глигорова, что проект "Великая Албания" не миф, недавно получил конкретное подтверждение. Нынешний глава кабинета министров Албании Салия Бериша на праздновании 100-летия независимости озвучил то, о чем долго предпочитали не говорить публично: " Мы посвящаем этот праздник всем мужам нации, которые 28 ноября 1912 провозгласили независимость Албании - независимость Великой Албании - и всех албанских земель - от Превезы до Прешево, от Скопье до Подгорицы. Несмотря ни на что, мы остаемся вместе. В сердце каждого албанца живет идея - одна нация, одна позиция. Ничто не может разделить дух государства".
Признания Салии Бериши вызвали негативную реакцию не только в Сербии, Македонии и Греции. В Брюсселе и Вашингтоне тоже дали понять, что подобные декларации могут вызвать новую волну национализма и еще сильнее раскачать и без того " хрупкую балканскую лодку". Уже 1 марта албанский премьер-министр принимал в Тиране своего коллегу и приятеля из Косово Хашима Тачи. Видимо, понимая, что с заявлением о "Великой Албании" он переборщил, Салия Бериша попытался снизить накал страстей: " У Албании нет никаких территориальных претензий к соседним странам. Не будет их и в будущем. Албания уважает и признает существующие границы на Балканах. Но мы имеем право поддерживать права и свободу всех албанцев, где бы они не находились". Подчеркну, что заявление это Салия Бериша сделал 1 марта на совместной с Тачи пресс-конференции в Тиране.
К тому времени в Македонии уже вовсю бушевали политические баталии. На улицы македонской столицы вышли тысячи людей. Их возмутило то, что на должность министра обороны страны назначили бывшего "полевого командира" из НОА албанца Талата Джафери. Правда, после 2001 года он попал под амнистию. Но на днях выяснились новые обстоятельства из биографии господина Джафери. Оказалось, что в 2008 году он осужден на 6 месяцев тюрьмы, которые потом заменили на два года условного заключения. Спасла тогда нынешнего министра обороны депутатская неприкосновенность - Талат Джафери был депутатом местного парламента в городе Тетово. Интересно, но сразу же после своего назначения на пост министра обороны господин Джафери принял в своем министерстве албанского посла в Скопье Арбена Чеку. Была ли это обычная "протокольная беседа" или же шла сверка часов перед назначенными на 24 марта выборами в местные органы власти ?
Албанская оппозиция в эти дни делает все возможное, чтобы получить большинство голосов своих избирателей. Именно от этого и будет зависеть по какому сценарию будут дальше развиваться события в Македонии. Учитывая, что предвыборная кампания только набирает обороты, следует ожидать самых неожиданных поворотов в политической жизни страны. На Балканах "албанская карта" всегда разыгрывается в нужном месте и в нужное время. Македонские политики уже давно не реагируют на давление со стороны ЕС. Они никак не могут договориться друг с другом. Уступать в Македонии, как впрочем и в любой из стран на Балканах, не любит никто.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs