Вопрос: Учитывая события в Венесуэле, вспомнилась одна сцена, когда именно У.Чавес собрал президентов стран «Боливарианского альянса народов Америки» и представил их Президенту России. Скажется ли негативно уход У.Чавеса не столько на российско-венесуэльском взаимодействии, сколько на отношениях с этим сообществом?
С.В.Лавров: Прежде всего, мы должны озаботиться судьбой Венесуэлы и поддержать в этот тяжелый момент венесуэльский народ. По нашим оценкам (и это подтверждают уже проведенные блиц-опросы общественного мнения в Венесуэле), большинство населения – около 60 с лишним процентов – высказывается за продолжение политики, начатой У.Чавесом. Сейчас отрабатываются правовые вопросы, которые определят, как дальше будет развиваться политический процесс в рамках конституции и решений, принятых конституционным судом. Безусловно, желаем венесуэльскому народу сделать такой выбор, который отвечает его чаяниям и интересам укрепления нашего стратегического партнерства.
Исходим из того, что и в Латинской Америке политика У.Чавеса пользовалась весьма широкой поддержкой. Об этом говорит и список иностранных лидеров, глав стран Латинской Америки, которые присутствовали на церемонии похорон У.Чавеса 8 марта. Скорбя об утрате, которую понес народ Венесуэлы и друзья этой страны, включая Российскую Федерацию, мы должны смотреть вперед. Надеюсь, наследие, созданное У.Чавесом, будет только помогать углублять наше партнерство.
Вопрос: Поправьте меня, если я не прав, но в случае теоретической смены идеологии верховной власти в Венесуэле находящаяся там российская военная техника требует десятилетий сервисного обслуживания. Так что в этом смысле интересы России защищены в любом случае.
С.В.Лавров: При всех обстоятельствах долгосрочные инвестиции в виде военно-технического сотрудничества или экономических, горнодобывающих, энергетических и прочих проектов укрепляют отношения между государствами. Это верно не только в случае российско-венесуэльского партнерства, но и любых стран. Посмотрите, США и Китай - крупнейшие торговые партнеры со взаимным оборотом в сотни миллиардов долларов. Эта экономическая «подушка безопасности» позволяет легче решать сложные политические проблемы, по которым Вашингтон и Пекин не всегда мыслят одинаково. Мы постоянно добиваемся того, чтобы экономика лежала в основе всех наших отношений с внешним миром.
Я не случайно упомянул Соединенные Штаты. Президент России В.В.Путин на встрече с Президентом США Б.Обамой в июне 2012 г. в Лос-Кабосе «на полях» саммита «двадцатки» сказал, что главнейшим приоритетом мы должны сделать углубление торгово-экономического и особенно инвестиционного взаимодействия. Безусловно, в известной степени это скажется и на наших отношениях с Венесуэлой. Но, повторю, мы будем уважать выбор венесуэльского народа и рассчитываем, что он будет поддержан всеми, кто выстраивает отношения с Венесуэлой, и что не возникнет попыток повлиять на этот выбор.
Вопрос: Когда я собирался на первую встречу с У.Чавесом, говорил знающим людям, тем, кто был с ним знаком, что мне, наверное, предстоит встретиться с «бурным» человеком. Но в ответ услышал, что меня ждет сюрприз. Действительно, когда я с ним встретился, то увидел «человека-калькулятора» – на удивление хладнокровного, совершенно не похожего на появляющегося на митингах и трибунах. Удивительный человек, исторический персонаж, такого больше нет. Кажется ли Вам, что стабильность венесуэльской политической системы на фоне слухов о внутренней борьбе - это непреложный факт?
С.В.Лавров: Хотел бы с Вами согласиться. Я составил похожие впечатления об У.Чавесе, когда несколько раз лично с ним встречался, в том числе в Каракасе. Спокойный, рассудительный, очень тонкий политик и человек, глубоко эрудированный, знающий поэзию, причем не только латиноамериканскую, но и русскую. Я действительно считаю, что это была историческая фигура.
Что касается внутриполитической борьбы, то, наверное, как и в любой ситуации перед любыми выборами, политические силы будут продвигать свои программы, приоритеты, убеждать избирателей. Обратил внимание на то, что среди многочисленных соболезнований, звучащих в Венесуэле и за ее пределами, соперник У.Чавеса на последних выборах Э.Каприлес сделал, по-моему, очень правильное заявление, сказав, что скорбит об этой утрате, и подчеркнув, что с У.Чавесом он никогда не был врагом, но был его соперником. На мой взгляд, это уважительное отношение к тому, что сейчас происходит. Рассчитываю, что политический процесс и предвыборная борьба пройдут в подобном ключе.
Вопрос: У.Чавес создал «Боливарианский альянс народов Америки» для Латинской Америки, где помимо Венесуэлы участвуют Боливия, Никарагуа, Куба и малые государства типа Антигуа и Барбуды. Важно, что с очень многими из перечисленных государств у России за время правления У.Чавеса сложились особые отношения. Произошел прорыв в торгово-экономических отношениях с Никарагуа, возрождение отношений с Кубой. В значительной степени это зиждилось на том, что У.Чавес поставлял им нефть со скидкой, отчего там произошло оживление экономики, и расширились возможности для России. Уверены ли Вы, что следующие поколения венесуэльских лидеров (не важно, левых или правых) продолжат эту политику в отношении своих ближайших соседей, что важно для нашей страны?
С.В.Лавров: Не могу судить о том, какой будет линия будущего руководства Венесуэлы по отношению к своим соседям, участникам группы, которая называется АЛБА. Но то, что произошло за последние годы в плане нашего сближения с этими странами, – практически со всеми латиноамериканскими и карибскими государствами отношения у нас существенно активизировались – отражает, в известной степени, и то, что этому активно способствовал У.Чавес. Но, с другой стороны, и у России появился больший интерес к этому региону. Причем, не только в политическом плане, поскольку лидеры подавляющего большинства государств Латинской Америки – особенно в контексте формирования Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) – занимают очень близкие нам позиции по проблемам международной жизни. Проснулся и активизировался как взаимный политический, так и экономический интерес. Российские экономические операторы уже достаточно окрепли, чтобы смотреть и на дальние регионы, тем более что в Латинской Америке есть немало интересного с точки зрения вложения инвестиций. Это касается и малых государств. Буквально в начале этой недели я встречался (как я это делаю раз в год) с послами всех латиноамериканских и карибских государств. Могу Вас заверить, с точки зрения собственного ощущения – и послы, наверняка, отражают линию, которую проводят их государства – такой интерес не ослабевает, а только углубляется.
Вопрос: Может, я резковато сейчас сформулирую, но У.Чавес ушел, а в хорошем смысле инерция в развитии отношений сохраняется?
С.В.Лавров: Убежден. И это подтверждается тем, как реагирует на происходящее венесуэльский народ и латиноамериканские лидеры.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs