Тунис – Каир – Москва
Эта фотография обошла всю египетскую прессу.
Ребенок в эпицентре Революции в облаках слезоточивого газа.
Фото предоставлено для публикации в журнале «Международная жизнь»
редакцией каирской газеты «Аль-Ахрам».
В один голос два простых человека – Бешир Сасси, тунисский безработный, и Абдельхамид Гохар, египетский крестьянин, – говорили: «Мы рады тому, что у нас свершилась Революция. У нас теперь много свободы и демократии. Никто нас не может арестовать только за то, что мы думаем не так, как наши новые правители. Мы не стали лучше жить, но мы стали более свободными – и это самое главное»…
Это, пожалуй, - самое сильное впечатление от общения с разными людьми в Тунисе и Египте, с кем довелось поговорить в эти последние недели, в канун второй годовщины, так называемой, «арабской весны», которая началась в январе 2011 года в Тунисе и продолжилась в феврале 2011 года в Египте.
Как Вы помните, первыми плодами этой Революции стало бегство из Туниса президента Бен Али, отставка с поста президента Египта Хосни Мубарака, и всеобщая эйфория по поводу наступившей, наконец, Свободы и Демократии. Люди на улицах плакали от счастья…
Ну, а уж потом, когда «расцветающая» «арабская весна» дала свои кровавые побеги, прежде всего, – у соседей, это сразу же позволило части обозревателей размежевать «мирные события» в Тунисе и Египте и «кровавые события» в Ливии, Сирии, Бахрейне и Йемене. Как будто стратегический курс этих переворотов и революций в каждой отдельной стране проявился сам по себе, и они, типа, друг на друга не влияют. И вообще, это не единый процесс, а просто как-то совпало…
Сразу хотелось бы заметить, что полемики по этому поводу в данном материале не будет. Автору совершенно ясно, что вся «арабская весна» - это единый процесс, охвативший страны Ближнего Востока.
Более того, можно принять к изучению версию, которая логично объясняет происходящее, и которую автор уже высказал в некоторых аудиториях и не встретил резкого отторжения своей гипотезе.
Смысл её в том, что за последние 100 лет страны и народы Ближнего Востока очень быстро прошли через несколько исторических периодов. Сначала они были территорией Османской империи. Потом – колониальный период с подмандатными территориями Франции и Великобритании. Затем – десятилетия независимости: в части стран – появление и укрепление монархий (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания, Кувейт, Катар, Оман, Эмираты), в части стран – военные режимы социалистической ориентации (Алжир, Ливия, Народная Демократическая Республика Йемен, АРЕ, Сирия, Ирак). После крушения Советского Союза резкий крен в сторону капитализма, который получил из Египта своё местное имя – «инфитах» (политика «открытых дверей», означавшая начало перехода Египта к рыночной экономике западного образца).
Взгляните – многие арабские страны попробовали османский гнет и ушли от него; попробовали колониализм и отказались; попробовали социализм и отказались; попробовали капитализм и… на наших глазах отказываются от него. Теперь они идут к своим истокам – к Исламу. И надеются, что именно Ислам принесет им лучшую жизнь. А сам Ислам пошел в политику – «политический ислам» стал уже расхожим термином в политологии.
В процессе нынешнего перехода странам «арабской весны» хотят содействовать арабские монархии, прошедшие последние десятилетия без этих потрясений. И то, что они «содействуют» топорно и грубо, – другой разговор. Но «крот истории» проЯВИЛ себя очень явственно.
В каждой конкретной стране этот процесс «арабской весны» проявился по-своему, в процесс этот вмешиваются многие иноземные силы, стараясь «возглавить», «подчинить» и «направить», но, в конечном счете, дело идет к историческим переменам в регионе.
Истоки «арабской весны» мы достаточно подробно проанализировали в материале двухгодичной давности «Ближний Восток: «Идеальный шторм», и, самое интересное, те оценки за прошедшее с тех пор время жизнь не опровергла. Так что, к истокам и причинам «арабской весны» возвращаться сегодня не станем. А просто расскажем, куда «приехали» две страны-«закоперщицы», на которых постоянно показывают пальцем, как на первые примеры «народных восстаний», положивших конец ближневосточным «тираниям» и открывшим народам региона путь к «свободе» и «демократии».
Приведенные в начале слова из разговоров с пережившими эти два года простыми жителями Туниса и Египта лучше всего демонстрируют, каковы были и остаются их надежды.
А про наступление политического ислама заговорили уже спустя много месяцев после революций…
И очень показательно то, что в реальной жизни – и политической, и экономической, и социальной – все складывается совсем не так, как рисовалась в «розовых снах» новая, счастливая и свободная жизнь гражданам Туниса и Египта. Они, воспитанные не только на национальной, но и на европейской культуре, хотели бы, чтобы сразу после их Революции их жизнь стала похоже на парижскую.
Только вот забыли, что сама Великая Французская Революция породила и Вандею, и гильотину…
Каир. Сожженное здание ЦК бывшей правящей партии Египта.
Никто ремонтировать и не собирается…
Фото автора
Мы не имеем намерения укорить кого-либо. Просто пройдемся по событиям последних месяцев, предшествующих второй годовщине начала «арабской весны», которую иначе, как «Революцией», в этих краях не величают, и постараемся понять, кто же пользуется сегодня её плодами?
Ведь не зря в начале февраля каирская пресса буквально кричала, и ей вторила пресса тунисская: «У нас украли Революцию!»
Мистическая дата «арабской весны»
Ходил в Тунисе и в Каире по разным встречам, сидел в разных кабинетах, в кафе на улицах, в редакциях газет, и везде доставал свой блокнот с простой формулой из восьми цифр и спрашивал собеседников: «Что это такое?» Удивительное дело, все смотрели и ахали – как же мы этого раньше не видели!
А демонстрировал я им на листе бумаги вот такой порядок цифр: «11.02.2011». Если перевести эти цифры на язык календаря, то читается так: «11 февраля 2011 года». Это – дата изгнания с поста президента Египта Хосни Мубарака.
Если бегство президента Туниса Бен Али в Саудовскую Аравию стало спусковым крючком для развертывания дальнейших событий «арабской весны», то изгнание из власти «фараона» Мубарака, лидера крупнейшей, ведущей, имевшей огромный политический вес в арабском мире страны – Египта, стало поворотным моментом в Истории всего Ближнего Востока XXI века.
Как будто само Провидение провело черту между Прошлым и Будущим именно в этот день, когда цифры на календаре выстроились в «зеркальное число»: 1102/2011. Мистика?..
«Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд…»
Это, между прочим, Борис Пастернак. Это, между прочим, написано 100 лет назад. Так вот, дальше будет и о феврале, и навзрыд.
Рыдания при этом – местные, ближневосточные, и совсем не наигранные.
Пока общался с египтянами в первые дни февраля в Каире, из Туниса приходит чудовищная новость – средь бела дня убит четырьмя выстрелами наповал на пороге собственного дома лидер тунисской демократической оппозиции, глава тунисских социалистов Шокри Белаид. При прошлом режиме он отсидел в тюрьме. А теперь боролся за «свободный и демократический» Тунис…
На следующий день пол-Туниса на ногах. Демонстрации не утихали несколько дней. Людей, что называется, «достало», как их Революцию, крадут иные силы. В столице Туниса у здания МВД тысячи тунисцев пели национальный гимн и скандировали: «Правительство должно уйти!», «Народ хочет падения режима!», «Они убили тунисскую революцию!», «Если правительство не уйдет, мы сделаем новую революцию!». «Это черный день в истории современного Туниса... Сегодня мы говорим исламистам: «Убирайтесь!» С нас хватит! Тунис погрузится в кровь, если вы останетесь у власти».
Тунис вышел на массовые акции протеста после убийства Шокри Белаида.
Фото Мериам Мехти (Тунис)
Протесты сразу же вспыхнули в десятках городов по всему Тунису. Разгневанная толпа подожгла штаб-квартиру правящей партии «Эннахда» в столице. Начались погромы её региональных представительств. Четыре оппозиционные партии объявили о приостановке своего членства в конституционной Ассамблее.
Со своей стороны исламисты начали организовывать выступления и стычки с оппозицией. Банды молодчиков снова нападают на магазины в столице и грабят их. Во время одного из таких нападений в районе Баб Аль-Джазира они забили камнями полицейского Лотфи Эззара.
Вот обо всём, об этом сейчас и расскажем, как сможем, ведь «стремительность событий» (М.Цветаева) такова, что любые новости устаревают уже к следующему утру – новые заботы наваливаются.
А потому и рассказ будет посвящен не столько оперативной информации, которой каждый день – горы, а, прежде всего, раскручиванию «канвы событий», да ещё отношению к происходящему самих героев репортажа, и, уж простите, самого автора, который, например, в Тунисе первый раз побывал в 1984 году и с тех пор посещает эту страну чуть ли не ежегодно. И Египет для него – не чужой…
Поэтому, вспомним, с чего там всё началось, и расскажем, к чему всё пришло через два года.
Тунис: На грани нервного срыва
17 декабря 2010 года в тунисском городке Сиди Бузид после самосожжения студента Мохаммеда Буазизи начались события, перевернувшие Тунис, после чего городок приобрел всемирную славу.
Начавшиеся там беспорядки привели не только к свержению многолетнего президента Бен Али – это дало толчок к распространению протестных движений в других арабских странах, получившее с чьей-то легкой руки название «арабская весна».
Так что, Сиди Бузид, - не дать, не взять, – «колыбель революции»!
Такого Тунис ни разу не видел за добрые две тысячи лет после падения Карфагена. По улицам городов в январе 2011 года прошелся смерч бандитского террора. Тунисская молодежь, вмиг превратившаяся из толерантных, доброжелательных парней, которые и темной ночью никогда не представляли никакой угрозы, в уличные банды. И они начали крушить собственную страну. Грабили магазины, отдельно стоящие виллы, разносили в пух и прах полицейские участки, откуда забирали оружие для следующих налетов, поджигали государственные учреждения.
Одно дело — политические манифестации, другое — разбой. И президент Бен Али велел усмирить распоясавшихся молодчиков. Началась стрельба. Утверждают, что погибли около ста человек.
А теперь к этим фактам тех дней прибавились и воспоминания Лейлы Бен Али, супруги свергнутого тунисского президента, которая издала книгу под названием «Ma Vérité» («Моя правда»).
Она пишет, что её муж стал жертвой заговора со стороны сотрудников тунисских органов безопасности и Запада. Это не была революция – переворот был вызван «воздействием на массы, раздачей денег в бедных районах, вербовкой снайперов, усилением протестов посредством точечных убийств и поджогами домов».[i] Она рассказывает, что молодые тунисцы в канун событий получили «необычное количество стажировок» в западных странах. (То же самое мне рассказывали в Каире о подготовке за рубежом египетских молодых активистов накануне январских событий 2011 года).
Как бы то ни было, революция в Тунисе началась с погромов и трупов. Бен Али с Лейлой бежал в Саудовскую Аравию, где до сих пор и находится, а в стране вслед за погромщиками на авансцену поначалу вышли политики-оппозиционеры либерального толка.
Их лозунги, сформулированные, например, доктором политологии Ларби Садики, позиционировавшим себя «независимым» деятелем, демонстрировали и наивность, недопустимую для политологов, и безответственность, что еще хуже. В январе 2011 года он заявлял буквально следующее: «У нас есть стабильность, но нет демократии. У нас есть хлеб, но нет свободы слова… Бен Али оскорбляет интеллект нации!»
Подождите. Если подобные эскапады тунисских высоколобых критиков никак не наказывались властями, то это — лучшее доказательство присутствия в обществе свободы слова, не так ли? Но фрондирующая публика хотела большего — хотела быть во власти! Талейран уже определил такого рода политику: «Это больше, чем преступление, это — ошибка!»
Это — политическая ошибка, потому что в Тунисе теперь полно «демократии» и «свободы слова» (похоже, ненадолго), но мало осталось и «стабильности», и «хлеба».
Кстати, именно через поддержку бедных и голодных с первых дней начали «набирать политические очки» исламисты – в мечетях с января 2011 года начали бесплатно раздавать хлеб. Их тихое, но уверенное появление на политической сцене было малозаметно после первых недель тунисской революции. Они не были в первых рядах активистов, свергавших Бен Али, а затем и последующие временные кабинеты министров (в одном из них пост министра культуры на две недели получил мой старый друг – главный редактор газеты «Ат-Тарик Аль-Джадид»).
Исламисты мудро дождались провала многоголосых демократов, а потом крепко взяли власть.
На выборах в Национальную учредительную ассамблею в октябре 2011 года наибольшее число голосов и больше всех депутатских мандатов – 90 (41,47%) из 217 – получила исламистская партия «Эннахда», тунисская ветвь «братьев-мусульман». Ближайшие соперники: «Республиканский конгресс» - 30 мест, и «Демократический блок за труд и свободу» - 21 место, которые представляют левое, социал-демократическое крыло тунисского электората. Все остальные мандаты достались ещё нескольким партиям – каждой понемногу.
Вот так, через процедуру демократических выборов у власти в Тунисе закрепились исламисты.
Да, политический ислам вышел на сцену в тот исторический момент, когда наступила пора слома эпох и революций «арабской весны». Он копил силы давно. Он имеет очень широкую поддержку, прежде всего, в беднейших арабских массах. Он долгие годы боролся со светскими режимами и внес свою лепту в подтачивание их корней.
Некоторые международные обозреватели считают, что партия «Эннахда» занимает умеренные позиции, а идеологию этой партии называют схожей с политической платформой правящей в Турции Партии справедливости и развития премьера Эрдогана. Но это – обозреватели за рубежом, а вот тунисские студенты, почувствовав недоброе, сразу же после выборов провели массовые акции протеста.
Только вот против чего им протестовать? Народ сделал свой выбор, и отныне в некогда секулярном и светском Тунисе, где женщины были уравнены в правах с мужчинами с конца 50-х годов ХХ века (исключительный случай для исламской страны); где существовала система плюралистической демократии, естественно, со своей – тунисской, спецификой; где те же либералы открыто требовали «большей демократии», и изгнанный президент Бен Али гордился в своё время политическим многоголосием своих сограждан, - в этом Тунисе у власти на основании прямых и честных выборов стали силы, которые всю эту «демократию» рано или поздно прикроют.
Исламисты, как люди серьезные, не для того пришли к власти, чтобы ею потом делиться. Вот последний пример: уже который месяц даже союзники «Эннахды» по правящей коалиции, а также оппозиция требуют отставки исламистов с постов глав ряда министерств и передачи ведомств в руки иной политической силы или создания «беспартийных» ведомств. И что они слышат в ответ? Исламисты категорически отказываются выпускать из рук ключевые портфели! Пост премьера – в их руках.
А это означает, что назначенные на лето 2013 года президентские и парламентские выборы (если они ещё состояться) будет организовывать исламистское правительство. И кто сказал, что оно откажется от пресловутого «административного ресурса», который так осуждают либералы, в том числе, и тунисские…
Исламисты очень откровенны в своей среде. Большой скандал возник, когда в интернете появился видеоролик, в котором лидер исламистов Рашид Ганнуши дает наставления ультраконсервативным салафитам.
Он критиковал «светских» и предупреждал, что «светские» могут взять реванш. Он подчеркнул, что «полиция и армия ненадежны». Он призывал салафитов «с умом защищать свои достижения». «Не надо спешить. Надо сначала взять армию и полицию под наш контроль». «Куда торопиться? Воспользуйтесь временем, чтобы накопить опыт. Создайте свое телевидение, радио, школы и университеты».
…Да, вот так и начинается в Тунисе «новая жизнь в условиях ответственной демократии», о которой твердили тунисские диссиденты либерального толка, ругая Бен Али и накликивая перемены, в мутной воде которых они желали сами отхватить кусок властного пирога.
Теперь этот пирог будут кушать люди из «Эннахды», а тунисская либеральная тусовка не получит ничего – разве что очередной авиабилет Тунис-Париж, и теперь уж точно «в одну сторону». Хотя, возможен и иной исход – один из её лидеров уже получил пулю в лоб…
Кстати, наши источники в Тунисе прислали эксклюзивные фотографии из полиции, которая продемонстрировала оружие, захваченное на складах экстремистов в столице и на юге страны.
17 января в районе Татауина, на юге Туниса, были обнаружены тайные склады с большим количеством оружия, заброшенного в Тунис из Ливии для вооружения банд и проведения терактов. «Аль-Каида» уже начала использовать тунисских экстремистов-салафитов и создала по всей стране «спящие ячейки» для проведения террористических операций.
Это оружие прячут сейчас по схронам, чтобы к выборам устроить провокации и сорвать голосование.
Как скупить страну на корню?
После революции казна – что в Тунисе, что в Египте – начала стремительно пустеть. С чего бы это?
Только прямой ущерб от событий января 2011 года в минфине Туниса оценили в 2 миллиардов евро. Иностранные туристы, которые приносили до 50% доходов в бюджет, сюда в обозримом будущем в массовом порядке вряд ли не вернутся. А ведь еще в 2010 году их было 8 миллионов!
Местные тунисцы, занятые в туристическом бизнесе (а это, по некоторым оценкам – до 30% всех работающих), скорее всего, останутся без занятия — обслуживать-то некого. А зарплату им платить надо. Или уже не надо? То есть — нечем платить. Туриндустрия на грани коллапса.
Сейчас, в январе 2013 года проехал по курортным местам Хаммамета. Многие отели стоят закрытыми на ремонт – туристов нет, хотя в былые годы и в январе сюда приезжали отдохнуть и подлечиться многие.
С трудом поменяли евро на динары. В местных обменниках не было сдачи в валюте – туристов нет.
Помнится, что Тунису и Египту в начале 2011 года западники обещали о-о-очень большую финансовую помощь – аж 20 миллиардов долларов.
Почти два года назад во французском Довиле прошел саммит Большой восьмерки, на котором впервые были поставлены на одну доску страны Восточной Европы и Северной Африки в смысле идентичности их судьбы – перехода под управление международных финансовых институтов.
Дословно в документе, который называется «Декларация G8 по поводу Арабской весны», говорится следующее: «Изменения, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке, являются историческими и имеют потенциал, чтобы открыть дверь преобразованиям такого рода, которые произошли в Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены… В этом контексте многосторонние банки развития могут обеспечить для Египта и Туниса на 2011-2013 годы поддержку подходящих (для кого? – С.Ф.) реформ в размере более 20 млрд долларов, в том числе 3,5 млрд евро от EIB (Европейского банка инвестиций)».[ii]
Забавно, что сейчас прямая ссылка на этот документ с сайта саммита G-8 недоступна. И чего стесняются? Ведь игроки, расставляющие фигуры на «Мировой шахматной доске», открыто подводят под свой контроль ещё один регион мира, где их влияние в прошлые десятилетия было не столь уж и очевидно.
А стесняются вот чего.
Теперь газета «The Financial Times» пишет следующее:
«В мае 2011 года было объявлено о пакете многосторонней финансовой помощи в размере 20 млрд долл. для поддержки проведения реформ в Тунисе и Египте до 2013 года… «На сегодняшний день ничего не получено», — заявляет министр финансов Туниса. Министр финансов Египта в свою очередь жаловался, что из 7 млрд долл., обещанных со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии, поступило всего лишь 500 млн долларов».
Обманули арабских революционеров и западники, и монархии Залива…
Между прочим, если обсчитать общие потери стран, попавших под каток «арабской весны», то цифры просто поражают. Они еще не скоро вернутся к росту показателей экономического развития. Итальянская газета «La Stampa» пишет: как ожидается, в период с 2011 по 2015 год в Египте, Ливии и Тунисе экономические показатели будут снижаться. В указанный период эти страны смогут производить лишь 10% от прежнего ВВП.[iii]
Сейчас одна из самых популярных передач египетского телевидения «Как прокормить семью на 1 фунт в день» (текущий курс: 1 доллар США = 6 египетским фунтам).
Так что, там после «арабской весны» - «демократия» и «свобода слова», но... люди голодают, и у них нет работы…
И скоро, очень скоро к растерянным и потерявшим надежду арабам придут иностранные дяди и дадут денег в долг, чтобы кредитной удавкой придушить тех, кто не хотел жить «при диктаторах», построивших современные Тунис, Ливию и Египет.
В Вы себе представляете, сколько времени понадобится, чтобы эти долги вернуть? И, коли они возвращены не будут, – ну не смогут ни Тунис, ни Египет отдать миллиарды долларов, да ещё с процентами! – то контроль над экономикой и политикой этих стран перейдет к кредиторам.
Самое занятное, если эти кредиты будут выделены из денег бывших президентов Бен Али и Мубарака, которые после революций были конфискованы западными банками…
Можно только посочувствовать народам двух стран, которые в далекие 60-е годы под руководством своих исторических лидеров Гамаля Абдель Насера в Египте и Хабиба Бургибы в Тунисе пошли путем «арабского социализма». И этого им Запад не простил!
Видимо, сегодня мы являемся свидетелем трагедии, когда бывшие колонизаторы возвращаются и в Тунис, и в Каир. Им не надо даже подкупать верхушку, они просто посадят обе страны в долговую яму. И будут выкачивать из них все соки, втянув в Большую кредитную игру. В ходе этой игры крупнейшие по местным меркам компании перейдут под контроль богатых иностранцев, в расплату за кредиты пойдет по дешевке на распродажу недвижимость – те же шикарные отели тунисского Хаммамета и египетского Шарм-эль-Шейха.
И в связи с этим хочется вернуться к тому вопросу, что был задан в одном из материалов, касавшихся ближневосточных событий и «арабской весны»: «Кому это выгодно?» Похоже, что ответ становится очень понятным – дело идет к скупке целых стран.
А, что касается упоминания о павшей Берлинской стене, то ирония судьбы проЯВИЛАСЬ в том, что вокруг каирской площади Тахрир, ставшей за последние два года эпицентром массовых протестов, воздвигнута новая стена, отгораживающая демонстрантов от кварталов, где поблизости находятся государственные учреждения и, например, посольство США. Так что, Каирская стена встала посредине города, подтвердив гениальную формулу Михайло Ломоносова: «Если где-то убудет, то в другом месте прибудет».
С этой стороны – площадь Тахрир. За стеной – посольство США в Каире.
Фото ВВС
К слову, «почему эпицентром протестов в Каире стала именно площадь Тахрир?», - спрашиваю у профессора факультета экономики и политических наук Каирского Университета, известного египетского политолога Нурхан Эль-Шейх.
Она разъясняет: «Тахрир в переводе значит «Освобождение». Имя площади дал сам Гамаль Абдель Насер. Тахрир это, если хотите, как Красная площадь в Москве – символ, который в революцию надо взять под контроль. Вокруг площади – министерства, властные структуры, государственные учреждения».
Каир. Площадь Тахрир. Люди не расходятся ни днем, ни ночью.
Фото автора
Новые выборы, как новая революция
О Каире ещё поговорим, а пока вернемся в Тунис, где в середине января отмечали вторую годовщину своей революции. Праздник получился шумный, но невеселый.
Многотысячные акции протеста и демонстрации (ещё до убийства Шокри Белаида), в том числе, и в столице – вот так отметили в Тунисе вторую годовщину.
Маленькая зарисовка от Николая Сологубовского, который, уже после моего отъезда из Туниса, прислал мне информацию с места специально для этой статьи: «Участники демонстраций, с которыми мы встречались, говорили, что своих предвыборных обещаний новые власти не выполняют, что оппозиция раздроблена, и что жизнь в стране не улучшилась, а для некоторых стала ещё тяжелее. Мы взяли интервью у молодых людей, в которых они открыто говорят и о своих утраченных надеждах, и, в то же время, о своем желании построить новый свободный процветающий Тунис. Тунисцы спокойно реагировали даже на то, что некоторые из сограждан вместо лозунга двухлетней давности «Бен Али, убирайся!» скандировали «Бен Али, возвращайся!».
И в «колыбели революции» Сиди Бузиде – массовая демонстрация.
Люди возмущены тем, что за время, прошедшее после свержения Бен Али, мало что изменилось. «Все жертвы были напрасны», – говорили участники акции, которых крупным планом показывал телеканал «Евроньюс».
Ничего не изменилось? Нет, изменилось! Идет исламизация. Бурные протесты и демонстрации вызвала попытка исламистов внести в Конституцию статью, фактически отменяющую равноправие женщин. Исламистские власти также предлагают принять закон, карающий тюрьмой за «святотатство», причем это понятие не имеет четкого определения.
Два года спустя свержения Бен Али на улицах вновь раздается: «Нет диктатуре!» На этот раз диктатуре религиозной. Столичная газета «La Presse» прямо пишет: неужели на смену «арабской весны», начавшейся в Тунисе, придет в Тунис «исламская зима»?
…Мы сидим с моим старым знакомым Беширом Сасси в кафе на улочке Хаммамета, и он рассказывает о том, как тунисцы воспринимают происходящее. Человек всю жизнь работал, а теперь – безработный. Уже почти год кормится за счет своих родственников и перебивается случайными заработками. Но, энтузиазма ему не занимать:
«Мы никогда не были так свободны, как сейчас! Я могу говорить всё, что угодно, и никто не стоит за моим плечом и не донесет в полицию о моих взглядах. Работы пока нет, но мы уверены, что на выборах в этом году изберем хорошее правительство, и оно сможет в рамках демократии изменить экономическую ситуацию к лучшему.
Мы не допустим, чтобы исламисты оставались у власти. Приход «Эннахды» - это результат того, что люди голосовали за неё в знак протеста против прошлого режима, который выставил на выборах своих кандидатов. У нас это называется «санкция избирательных урн». Теперь народ так голосовать не станет. А когда мы изберем парламент и правительство из лучших людей, вот увидишь, Тунис изменится! Для нас демократия и свобода слова – очень важные вещи, и именно в рамках демократии мы сами сформируем свою будущую власть».
А исламисты, пока народ готовится к честным выборам, прячут по схронам стрелковое оружие…
Мне, честно говоря, непонятно, чему тунисцам кроме «свободы слова» радоваться, если два пошедших года были отмечены регулярными столкновениями исламистов и светских сил, ростом преступности, экономическим кризисом и отсутствием политических перспектив?
Да, пока в Тунисе избрана временная конституционная Ассамблея – Национальный учредительный совет, что-то вроде Учредительного собрания в России в 1917 году. Уже было объявлено, что президентские и парламентские выборы пройдут 23 июня 2013 года. Второй тур выборов президента Туниса, при необходимости, состоится 7 июля.
Тунисцы ждут этой даты, как новой революции. Это необходимо подчеркнуть, поскольку светская часть общества рассматривает любые перемены только через демократические процедуры.
Вот в центре столицы, на Авеню Бургиба уже который месяц шумит местный «Гайд-парк». Спорят там очень серьезно, на высоких тонах, но без рукоприкладства. Многие поддерживают идею смены правительства на новое, где не будет религиозного или революционного радикализма. «Если не будет подвижек или изменений к лучшему, мы опять сделаем революцию», - говорят люди.
Тунис. Молодежная демонстрация в центре столицы.
Фото Николая Сологубовского
Завершая тунисскую часть повествования, отмечу, что исламисты просто так власть не отдадут. Их лидер Ганнуши уже намекнул, что выборы могут быть перенесены с лета на осень. В любом случае на выборах их поддержат большими деньгами страны Залива. А, если у «Эннахды» не окажется достаточно сил для удержания власти, то в ход могут пойти самые неприятные сценарии – страна наводнена боевиками, прошедшими сирийскую герилью и вернувшимися домой, а также оружием.
Да ещё «салафитский фактор» стал серьезной проблемой. Стоить напомнить и о том, что летом 2012 года выступления экстремистов вынудили власти ввести на несколько дней комендантский час в столице; и о том, что 4 сентября 2012 года салафиты совершили нападение на американское посольство и американскую школу в Тунисе. Это – наиболее громкие события. Не говоря уже об убийстве Шокри Белаида, в котором салафитов обвиняют напрямую…
Да, убийство Шокри Белаида – это не только гнусное преступление. Это – ясный знак всем тем, кто собрался на выборы, чтобы в демократической борьбе завоевать власть в Тунисе.
Хотел бы ошибиться, но всё идет к тому, что бескомпромиссная борьба между светскими и исламскими партиями, которую, кстати, тихо и эффективно провоцируют и «разогревают» внешние силы, может привести к срыву выборов, ужесточению режима чрезвычайного положения, который временный президент Марзуки недавно продлил до июня, и, не дай Бог, к хаотизации страны.
И она тихо подступает. 49 полицейских получили ранения в ходе столкновений с демонстрантами на острове Джерба. Демонстранты сожгли шесть полицейских автомобилей и забросали стражей правопорядка камнями и бутылками с зажигательной смесью. Полиция применила для разгона митингующих слезоточивый газ, однако, никто из них не был арестован.
Основной причиной выступлений является низкий уровень жизни, который, несмотря на обещания, новым властям поднять не удалось.
Остров Джерба – международный курорт – всегда оставался одним из наиболее спокойных мест на территории Туниса. Между тем, высокий уровень безработицы, перебои с подачей воды в дома и ухудшающиеся условия жизни привели к росту социальной напряженности на острове и к массовым акциям протеста.
Хороший предвыборный фон, не так ли?..
Подчеркнем, что важную роль будет играть и такой фактор идейной борьбы, как политизация мечетей.
За почти 30 лет работы на Ближнем Востоке мне довелось бесчисленное число раз слышать голоса муэдзинов с минаретов мечетей во многих городах. Но только в этот приезд в Тунис услышал не просто пятничную дневную проповедь – с минарета соседней мечети разносился по округе многократно усиленный динамиками голос муэдзина, который вместо толкования Корана взял на себя миссию политического просвещения правоверных.
Такого прежде не было – в мечетях начали давать политические установки, и этот процесс, судя по всему, хорошо регулируется и координируется.
В этом плане никакая свободная пресса не перешибет своими статьями регулярные инструкции в виде пятничных проповедей, которые слушают все правоверные, т.е. – подавляющая часть жителей Туниса.
И вот это – очень серьезно. В этом, на мой взгляд, и надо видеть перспективы «арабской весны».
Египет: революция в стиле нон-стоп
«Балансом слабостей» называет нынешнее политическое противостояние в Египте обозреватель крупнейшей каирской газеты «Аль-Джумхурия» Саад Хаграсс. Почему так?
Потому что ситуация в Египте «замерла» на точке, после которой власть за собой закрепит одна из двух сил – светская, демократическая оппозиция или исламисты в лице «братьев-мусульман» (БМ), у которых в руках пост президента страны от имени учрежденной ими Партии свободы и справедливости. Сама партия была создана БМ сразу после свержения Мубарака в 2011 году ради того, чтобы избиратель не отшатнулся от них на выборах Главы государства.
И избиратель «повелся» на этот трюк, проголосовав против кандидата свергнутого «кровавого режима», за которым шли демократы, и избрав себе президентом лидера БМ Мухаммеда Мурси. Разрыв в голосах составил около 2 процентов!
Теперь БМ гордо утверждают, что в Египте впервые за 7 тысяч лет появился демократически избранный народом Глава государства. Ну, и как с этим спорить?..
Мурси будет править по закону ещё не один год. Его свержение – популярный, если не центральный, лозунг оппозиции, но малореальная перспектива, на мой взгляд. Главное – люди подходят к грани, за которой может быть уже неуправляемое развитие событий.
Что в Египте, что в Тунисе прежние режимы свергали одни, а к власти пришли другие. И первым остается только рассказывать о былых подвигах и мечтать о политическом реванше. Естественно, что локти у местных либералов и демократов, заваривших революционную кашу, все уже искусаны…
«Люди хотят лидера, но не видят его среди сегодняшних политических деятелей. Большая часть революционеров не поддерживают Мурси, но они – против Мубарака и людей из его окружения. «Санкция избирательных урн» – вот результат президентских выборов, поэтому второй кандидат, близкий к Мубараку человек, и проиграл», - убеждала меня профессор факультета экономики и политических наук Каирского Университета, один из известных египетских политологов Нурхан Эль-Шейх.
«Мурси представляет БМ, но не весь народ, не всю нацию, - объяснял мне директор Центра политических и стратегических исследований знаменитой каирской газеты «Аль-Ахрам» Эмад Гад. – Нацию может объединить не политик, а уважаемый деятель, государственный человек, например, какой-то отставной генерал, не причастный к политическим партиям. Во главе Египта нужен патриот без партийной принадлежности».
О революционном Египте сказано и написано уже многое. Поэтому не стану возвращать уважаемых читателей к «канве событий», как это сделал, рассказывая о Тунисе, по одной простой причине – о Тунисе в российской прессе информации совсем мало, – а сосредоточусь на некоторых деталях, которые, на мой взгляд, ярко демонстрируют, какие плоды принесла «арабская весна» египтянам.
Итак, 25 января 2013 года Каир начал праздновать вторую годовщину революции. На центральную площадь Тахрир стали стекаться тысячи человек, недовольные политикой исламистских властей. Люди требовали свергнуть президента Мухаммеда Мурси и положить конец правлению «братьев-мусульман». На прилегающих улицах вспыхнули стычки, а потом и настоящие бои протестующих с силовиками. Демонстрантам удалось захватить полицейский фургон и притащить его на Тахрир. Тут он до сих пор и стоит посреди площади, как монумент.
Сожженный полицейский фургон на площади Тахрир в Каире.
Фото автора
Менее масштабные, но кровавые столкновения с полицией продолжались несколько суток ещё в десятке египетских провинций. По данным службы скорой помощи АРЕ, в столкновениях пострадали сотни человек…
Как заявили представители оппозиционного Народного фронта, «не стоит ожидать деэскалации напряженности в стране до тех пор, пока Мурси не ответит на требования народа».
Что означает это заявление? Оно означает, что протесты и беспорядки организованы и регулируются.
На кону – политические интересы. Вплоть до вопроса о власти в стране. По мнению Аймана Нура, лидера одной из оппозиционных партий, «нынешнее противостояние чревато гражданской войной».
«Круг насилия не прекратится до тех пор, пока улица не услышит от Мурси ответа на свои требования, главными из которых являются внесение поправок в Конституцию и формирование правительства национального спасения», - считает лидер партии «Свободный Египет», входящей во Фронт национального спасения, Амр Хамзауи.
В городах Порт-Саиде, Исмаилии и Суэце (все находятся в зоне Суэцкого канала) власти были вынуждены ввести чрезвычайное положение после того, как в ходе массовых беспорядков погибли десятки человек! Правда, ЧП это какое-то комичное. В ответ на решение властей ужесточить режим, жители этих городов намеренно толпами высыпают на улицы в ночное время, когда объявлен комендантский час, и никто не может с ними ничего сделать.
Армия, на которую президент Мурси, было, возложил обязанность заниматься функциями полиции, вплоть до арестов демонстрантов, решительно отвергла эти указания. Министр обороны даже предупредил, что противостояние властных структур и оппозиции «приведет страну к коллапсу». Он подчеркнул, что войска и танки введены в Суэц, Порт-Саид и Исмаилию, в первую очередь, для обеспечения бесперебойной работы Суэцкого канала, а не в качестве карательной силы. Тем более, что с берега канала уже были обстреляны некоторые суда…
Попутно заметим, что армия в Египте всегда оставалась на привилегированном положении. Особенно, генералитет. В его руках находятся бизнес-структуры, которые контролируют, по некоторым данным, до 15% египетской экономики. И, похоже, революция этих авуаров не тронула.
Зато сбежали из страны многие богатые и супербогатые люди вместе со своими деньгами. Впрочем, такое же произошло и в Тунисе. Результат понятен – хозяева съехали, производства закрылись, безработица взлетела, новые власти ничего не предпринимают. И как после этого избежать массового недовольства?
Спрашиваю у местных собеседников: «Протесты проплачены? На какие средства живут два года на Тахрире в палатках люди? Кто им еду подвозит? Кто занимается обеспечением санитарии? Ведь тысячи человек нужно накормить и умыть, да ещё обеспечить им туалеты».
Ответ: «Всегда кто-то платит, но они остаются в тени. Когда свергали Мубарака – платили местные буржуа, которые были против него. А теперь некоторые из них уже дают деньги оппозиции против Мурси».
Вопрос: «Есть данные о том, что в египетские события вбрасываются деньги из-за рубежа?»
Ответ: «Да, саудиты подкармливают салафитов, а Катар – «братьев-мусульман». (Обе монархии Залива, кстати, соперничают друг с другом за влияние на мусульманские массы).
Этот палаточный городок уже более двух лет стоит посреди площади Тахрир.
Фото автора
Чем подкармливается недовольство? Вот яркий пример. Президент Мурси 26 декабря 2012 года подписал исламистский проект Основного закона страны, получивший одобрение в ходе референдума. По официальным данным, в поддержку Конституции выступили 63% избирателей.
Но светские критики утверждают, что нормы новой Конституции вступают в противоречие с принципом свободы совести. Например, представители исламского духовенства получат право вмешиваться в процесс принятия законов, а представители религиозных меньшинств окажутся без должной защиты со стороны государства.
В ответ начали происходить удивительные вещи. Египетская оппозиция объявила о независимости северной провинции страны Александрии от «режима исламистов». Как сообщают местные СМИ, противники президента Мурси заявили о своем суверенитете. «Свободными от исламистов» были объявлены города Эль-Махаллят-эль-Кубра (он считается «колыбелью египетской революции»: именно там зародилось оппозиционное «Движение 6 апреля» и прошли первые крупные антиправительственные выступления), а также Эль-Мансура к северу от Каира.
Да, к власти в Египте пришли исламисты, пусть и умеренные, но это означает, что идеологией будут пронизаны все действия президента Мурси. Например, вмешательство Мурси в деятельность прокуратуры и судов не имеет никакого отношения к экономическому росту – это подготовка к политическим репрессиям. И оппозиция это отчетливо увидела.
Каир. Площадь Тахрир. На этом чучеле когда-то была табличка «Мубарак».
Скоро ещё чьё-то имя напишут…
Фото автора
И ещё. Египет расколот. 50 на 50 разложились симпатии населения к исламистам и светским, демократическим силам (которые далеко неоднородны и не консолидированы), хотя постепенно светская оппозиция набирает сторонников на фоне экономических провалов новой власти.
Только кто власть добровольно отдаст? И это – самая важная, принципиальная составляющая сегодняшнего кризиса: исламисты против неисламистов – чисто идеологический и политический конфликт (как и в Тунисе).
А вывод один – углубляется внутренний раскол что египетского, что тунисского обществ. Светские не примут, например, шариат.
Вот так уход Бен Али и Мубарака погрузили Тунис и Египет в конфликтный период, выход из которого пока не виден.
«Не могу нормально провести свой выходной из-за регулярных беспорядков»
Что до египетской ситуации, то её по полочкам раскладывает директор Центра политических и стратегических исследований знаменитой каирской газеты «Аль-Ахрам» Эмад Гад. Он рассказывает мне:
«Цели нашей революции: «Хлеб, Свобода и Социальная справедливость». Египетский избиратель сейчас разделен на три группы.
1. «Идеологи» – исламисты, «братья-мусульмане», социалисты, насеристы, либералы, салафиты. Их около 10 миллионов.
2. «Колеблющиеся». Это, прежде всего, – средний класс, который хочет сохранить то, что у него есть. Их – 15 миллионов.
3. И ещё более 20 миллионов – бедняки, деполитизированные крестьяне, для которых самое важное – религия и еда.
В последнее время происходят быстрые перемены в группах 2 и 3.
Группа 2 пошла поначалу за «братьями-мусульманами», надеясь на «стабильность» и «безопасность». Но сейчас при БМ нет ни стабильности, ни безопасности. И они меняют свои взгляды и позицию.
Группа 3 также меняет взгляды – они видят обман от «братьев-мусульман». Поэтому растет политизация крестьян».
Слова политолога прокомментировал ярким примером в другой беседе крестьянин Абдельхамид Гохар, с которым меня познакомил корреспондент Российского радио в Египте Андрей Попов. Рассказ человека из местной глубинки был интересным, но процитирую самое главное: «Братья-мусульмане» на пятничных проповедях (опять, как и в Тунисе, исламисты подменяют молитвы выходного дня политической пропагандой! – С.Ф.) обещали после прихода к власти каждому крестьянину корову и мопед. Мы все обрадовались и их подержали. Два года прошло, но они ничего не выполнили из своих обещаний…»
В разных беседах не раз пришлось за время пребывания в Каире слышать: «Популярность «братьев-мусульман» расшатывается... Никто не верит в честность БМ… Все поняли, что БМ украли революцию…»
Но что-то мне не верится в политическое ослабление БМ.
Ещё раз повторюсь – они не для того к власти пришли, чтобы разбежаться в страхе перед толпами на Тахрир. Эти ребята десятки лет по тюрьмам да по подполью мыкались. И сила в них немалая. Чем-то русских большевиков напоминают. У них и идеология есть, и цель, и средства. И массы – за ними.
А местные демократы и либералы, что в Тунисе, что в Египте, также кого-то напоминают из давних событий 1917 года в России...
«Нашему оппозиционному Фронту национального спасения нужны новые лидеры. Пока во главе Фронта люди, которых рассматривают, как часть прошлого режима Мубарака», - замечает Эмад Гад. И, действительно, когда лидер Фронта, бывший директор МАГАТЭ Эль-Барадеи заявляет: «Мы сбросили Мубарака путем мирного протеста, и повторим это во второй раз для того, чтобы реализовать наши цели, несмотря на варварские репрессии властей!» - в это почему-то не верится.
Они красиво говорят. В их руках пресса – профессор университета Аль-Азхар, сторонник исламистов, Идрис Тауфик возмущается: «24 часа подряд по телеканалам идут репортажи и интервью то с одним, то с другим представителем старого режима, которые насмехаются над всем, что хочет сделать новое правительство».
Но, дальше Тахрира дело не идет, а за беспорядками в провинции рука Фронта что-то не просматривается. И некоторые люди стали это осознавать.
Жителя столицы Абдель Халима Аделя местные журналисты встретили рядом с президентским дворцом в разгар очередных погромов: «Мы опустошены. Эти протестные выступления – просто политические игры, за которые платит простой народ. Я ненавижу их всех – и исламистов, и либералов».
Могу сказать с полным основанием – Каир с утра и до следующего утра живет обычной городской жизнью, а «революционные события» случаются, главным образом, по пятницам после молитвы, когда людей проще собрать.
Житель Каира Хамди Мухаммед возмущен: «Мы больше не рассматриваем пятницы, как выходные дни. Мы их просто боимся. Из-за этого бардака мои дети не могут гулять на улице, а я сам не могу нормально провести свой выходной из-за регулярных беспорядков».
И всё же беспорядки в столице, например, ограничиваются небольшим районом города площадью примерно в один квадратный километр. Повторяю – 1 кв.км.
…Мы в этой статье не затрагивали до сих пор фактор иностранного вмешательства в процессы «арабской весны». Подробно эта тема исследована в упоминавшемся выше материале «Ближний Восток: «Идеальный шторм», но все-таки имеет смысл привести мнение профессора факультета экономики и политических наук Каирского Университета Нурхан Эль-Шейх. Она говорит открытым текстом следующее:
«США дали «зеленый свет», чтобы убрать Мубарака. Именно США убедили армию отойти в сторону и передать власть БМ. США сейчас поддерживают Мурси и побуждают его к такой политике, которая обеспечивает безопасность Израиля.
Мы все в шоке! БМ были всегда против Израиля, а теперь они вместе с Израилем под давлением США. США делают все возможное, чтобы БМ оставались у власти.
Есть опасность возникновения гражданской войны? Есть! Во всех городах боевики с двух сторон. Бойцы ХАМАС – на стороне БМ.
А убийства на улицах – это действия «третьей стороны». Появились снайперы.
Американцы плодят противоречия, разногласия, вражду. Возник вопрос противостояния суннитов и шиитов. Такого не было ещё шесть лет назад, а сейчас это – реальность».
Почем «арабская весна»?
Оставляю за скобками оценки перспектив возможных военных переворотов по той простой причине, что даже у самого бравого генерала нет денег, чтобы наполнить бюджет страны – что Туниса, что Египта.
И вот здесь мы подходим к ключевому вопросу «арабской весны»: «Сколько эта «весна» стоит? Во что она обошлась народам Туниса и Египта?»
Почему именно этот вопрос – ключевой, а не вопрос, скажем, о политической власти или вопрос о революции, вы сейчас поймете.
В первые дни после свержения Бен Али в Тунисе в западной прессе говорилось, что у него и у его окружения за границей спрятано 40 миллиардов долларов.
В первые дни после свержения Мубарака в Египте говорилось, что у него и его окружения за границей спрятано 70 миллиардов долларов.
В первые дни после свержения Каддафи в Ливии говорилось, что у него лично за границей спрятано почти 120 миллиардов долларов.
Эту туфту рассказывали всему миру. Потом тон несколько изменился.
Западные страны сказали – для поддержки молодой демократии в Тунисе и в Египте мы даем вам 20 миллиардов долларов! Спустя несколько месяцев выяснилось, что не дали ничего, но деньги-то новым режимам нужны позарез! У них туризм рухнул, нет поступлений валюты, экономика после революции в разобранном состоянии.
И где авуары бывших «диктаторов»? – Запад прикарманил! Где обещанная помощь на 20 миллиардов? – Запад обманул!
И где теперь деньги взять? У Международного валютного фонда в ДОЛГ и под ПРОЦЕНТЫ! В ближайшее время Мурси намерен провести существенное сокращение государственных расходов и увеличить налоги – на выполнении этих условий настаивает МВФ, у которого правительство Египта намерено просить кредит в размере 3,5-4 миллиардов долларов. То есть «новый Египет» пошел в очередную долговую кабалу. Вот вам и опора на «западную поддержку» «арабской весны»…
Всем ясно, как Запад помогает «молодой арабской демократии»?
У Египта и Туниса реквизировали 110 миллиардов долларов (у Ливии ещё 120 миллиардов Каддафи), и ни одна из стран, в банках которых лежат эти средства, не желает выполнять свои сладкоголосые обещания и вернуть десятки миллиардов народам, победившим своих угнетателей.
Как это называется? Это называется «Большой Хапок»!
Вот – интересный анализ итогов «арабской весны».
Впервые с 1986 года экономика Туниса в 2011 году сократилась на 1,8%. Безработица достигла 18%, по сравнению с 13% в 2010 году. Дефицит бюджета резко увеличился – с 2,6% ВВП в 2010 году до 6% в 2011 году.
Египетская экономика сократилась на 0,8%, и один миллион египтян потерял работу. Иностранные инвестиционные потоки «усохли» с 6,4 млрд долларов США в 2010 году до всего лишь 500 млн долларов США в 2011 году. Дефицит бюджета достиг 10% от ВВП, а валютные запасы упали до 15 млрд долларов США – которых едва хватит на покрытие расходов на импорт страны в течение ближайших трех месяцев.[iv]
Внутренний и внешний долг Египта достиг беспрецедентных размеров, впервые в истории страны превысив 240 млрд долларов, по данным Центробанка АРЕ.[v]
Это – «долговая петля», она же «удавка».
Итак, цена «арабской весны» только в Египте – 240 миллиардов долларов.
Дело дошло до того, что в Египте на фоне стремительно пустеющей казны растут опасения в связи с активно циркулирующими слухами о планах продажи исламистскими властями Суэцкого канала Катару(!). Президент Мурси уже был вынужден заявить, что Суэцкий канал не может принадлежать никому, кроме Египта. Но слухи циркулируют…
Вот и вся «арабская весна» в цифрах и фактах.
Это не «рассосется» никогда. Госдолг – тормоз развития, провокатор инфляции и обнищания масс людей. Что уже и происходит.
А потом командовать политикой Египта станут иностранные кредиторы. Их список пока в тайне, но скоро все станет ясным...
И кто там желал в Каире и в Тунисе проводить «независимую политику в условиях истинной демократии»? Получите!
Вместо «демократии» - «братья-мусульмане».
Вместо «независимой политики» - долговая петля на шее государства.
Лишь два года минуло с тех пор, как 11 февраля 2011 года выгнали Мубарака.
Но, каков эффект!!!
Каир. Площадь Тахрир. Галерея портретов молодых людей, погибших во имя Революции. Неужели их жертвы были напрасны?
Фото автора
[i] http://aangirfan.blogspot.be/2012/06/what-really-happened-to-ben-ali.html
[ii] http://interaffairs.ru/print.php?item=7675
[iii] http://www.inopressa.ru/article/16jan2013/lastampa/arab_spring.html
[iv] http://www.project-syndicate.org/commentary/revolutionizing-arab-economies/russian
[v] http://www.itar-tass.com/c11/621870.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs