Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
В конце января текущего состоялся визит в Москву премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Визит носил текущий характер и ни его подготовка, ни само это мероприятие не получили подробного освещения. С просьбой восполнить этот пробел и рассказать о сегодняшнем дне российско-венгерских отношений мы обратились к Л.Н.Шишелиной, заведующей Отделом восточноевропейских исследований Института Европы РАН.
«Международная жизнь»: Любовь Николаевна, недавно состоялся визит премьер-министра Венгрии В.Орбана в Москву. В ходе визита обсуждалось сотрудничество обеих стран в экономической, энергетической и гуманитарной сферах. Это не первый визит премьер-министра В.Орбана в российскую столицу. Как можно охарактеризовать политическую линию, которой придерживается нынешний венгерский Кабинет министров в отношении России? Что Россия может ожидать от этого визита?
Л.Н.Шишелина: Действительно, это второй за три года премьерства визит Виктора Орбана в Москву и третья встреча с Владимиром Путиным. Политики познакомились в ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге, куда Виктор Орбан, как руководитель консервативной европейской партии был приглашен на съезд Единой России. Затем состоялась встреча двух премьеров в ноябре 2010 года уже в Москве, и вот третья встреча и второй официальный визит венгерского премьер-министра в Москву. Первая, петербургская встреча стала в определенном смысле переломной не только в отношениях двух лидеров, но и внесла новый элемент в политику обеих стран, сломав стереотипы и ориентированность взаимодействия на один, либерально-социалистический политический спектр. Здесь следует особо подчеркнуть, что в Венгрии именно отношения с Россией, а не с США или Германией, стали за последние примерно полтора десятилетия той «чувствительной сферой», которая способна добавить веса политическим программам политических партий в период выборов в Парламент. Уже третьи выборы выигрывает политик, который не только может предъявить избирателю список достигнутого в отношениях с Россией, но и предлагает конструктивные отношения с нашей страной. Правительство Орбана сдержало свои предвыборные обещания по развитию связей с Россией, и это нашло свое отражение в провозглашенной венгерским правительством политике Открытия на Восток, в которой ключевая роль отводится России. Столь масштабную программу, направленную на отношения вне ЕС, во-первых, не предлагало еще ни одно предшествовашее правительство не только постсоциалистической Венгрии, но и региона в целом а, во-вторых, предложить такую программу для своей страны мог лишь политик, наиболее трезво оценивающий нынешние геополитические реалии. Недавний визит как раз и явился важным звеном этой политики.
«Международная жизнь»: Нынешнего премьер-министра Венгрии в современной европейской прессе часто обвиняют в авторитаризме и даже в реваншизме и особенно обострились эти обвинения после принятия в 2011 году новой венгерской Конституции. Насколько уместны эти обвинения? Как развиваются ныне отношения между Венгрией и Евросоюзом?
Л.Н.Шишелина: А как же еще «западной демократии» бороться с политиком, подвергшим сомнениям «общеевропейские» и «глобалистские ценности»? Проблема на самом деле состоит, во-первых, в том, что в отличие от остальных переходных стран, Венгрия начала замену принятых при социализме законов уже став членом Евросоюза. А во-вторых - в практически бескомпромиссной борьбе двух политических лагерей: национально-консервативного и либерально-социалистического. Правившие в стране восемь лет подряд с 2002 года социалисты и либералы не смогли перенести достойно сокрушительное поражение на последних выборах, когда их оппоненту – национально-консервативной партии Фидес (Венгерский гражданский союз) досталось две трети мест в Парламенте страны. И поскольку в этой ситуации всеобщего недоверия населения взывать к соотечественникам было практически бесполезно, они повели наступление на сформированное Виктором Орбаном правительство извне, особенно активно в стенах европарламента, в либеральных западных СМИ. Для большей убедительности, они и обвешали правительство своей страны ярлыками «диктаторов», «фашистов» и.т.п. Случай, конечно, весьма неприглядный, учитывая то экономическое положение, в котором оказалась страна по завершении правления социал-либеральной коалиции. Конституционное большинство позволило, наконец, правящей партии провести в праламенте страны законы, которые могут приниматься именно таким количеством голосов. И среди них - Конституция страны. Можете себе представить, что Венгрия вообще до сих пор жила по конституции 1949 года с поправками, внесенными в нее в 1968, 1975, 1989 гг., а также во время вступления в НАТО и ЕС. И, как ни странно, самую большую критику вызвала преамбула к Конституции, где, среди основных направлений развития венгерского государства, была выделена государственная поддержка традиционных семей, состоящих из мужчины и женщины. Самый сильный шторм критики Венгрия выдержала во время своего председательства в Совете ЕС. Сейчас выпады в адрес Венгрии стали более редкими, да и там, где правительство сочло возможным, оно представило убедительные разъяснения европарламентариям, либо несколько скорректировало некоторые из положений своего основного закона в соответствии с требованиями ЕС. На ряд уступок в надежде получить кредит МВФ пошло правительство и в Законе о СМИ и Законе о Центральном банке.
«Международная жизнь»: В ходе состоявшегося в Москву визита В.Орбана обсуждался вопрос о российско-венгерском сотрудничестве в области мирного атома. В частности, поднимался вопрос о реконструкции Пакшской АЭС, строительстве нового блока АЭС и участии в этом российских фирм. Ряд венгерских и российских источников оценивает ориентировочную стоимость такой реконструкции в 2000-4000 млрд. форинтов. Известно ли, каких результатов удалось достичь сторонам в ходе переговоров? Каковы перспективы участия в пакшском проекте России?
Л.Н.Шишелина: У России в целом хорошие шансы на получение этого заказа, несмотря на то, что конкурентами являются достаточно опытные французская, американская и даже южно-корейская компании. Что касается реконструкции двух блоков – то здесь ответ венгерской стороны однозначен: Россия строила электростанцию, ей и восстанавливать. Что касается строительства новых блоков, то на фоне подковерных лоббистских интриг других участников тендера, Росатом выступает совершенно открыто. В прошлом году открылось его представительство в Будапеште, он спонсировал ряд крупных культурных проектов в Венгрии. Кроме того, он предлагает не просто строительство еще двух блоков Пакшской АЭС, а целый пакет инвестиционного сотрудничества с привлечением местных компаний. Такая схема уже была опробована Росатомом в чешском Темелине. Согласно соглашению, венгерские компании получат не менее 30% заказов, что будет сособствовать поддержанию и увеличению числа рабочих мест. АЭС в Пакше, благодаря использованию новейших технологий третьего поколения, увеличит свою мощность вдвое. Так что это чрезвычайно выгодная сделка для обеих сторон. Правда, как раз накануне поездки Виктора Орбана в Москву руководство венгерских социалистов попыталось сорвать переговоры по Пакшу, восстановив против планов развития станции общественное мнение.
«Международная жизнь»: Венгерское руководство неоднократно давало понять, что заинтересовано в газопроводе «Южный поток». Этот вопрос планировался к обсуждению в ходе визита. Каковы итоги обсуждения этого вопроса и будет ли проложен газопровод по территории Венгрии?
Л.Н. Шишелина: У нас мало пишут о том, что Венгрия стала одной из первых стран, отдавших предпочтение Южному потоку перед перспективой Набукко. И произошло это как раз при нынешнем правительстве Виктора Орбана, к которому в нашей прессе совершенно искусственно раздувается недоверие. Да, вопрос строительства венгерского отрезка газопровода Южный поток длиной 229 километров стал вторым крупным вопросом переговоров. Инвестиционное решение по этому вопросу было принято венгерской стороной еще 31 октября 2012 года, и с тех пор венгерская сторона участвует на всех стадиях обсуждения этого важнейшего для экономики страны проекта. В ходе реализации проекта Венгрия рассчитывает на инвестиции в размере не менее 610 миллионов евро. Недавно государство выкупило несколько газовых хранилищ и газораспределительных предприятий, приватизированных предыдущим правительством, и провело необходимую подготовительную реструктуризацию газовой отрасли. А пока в ходе встречи также обсуждались перспективы продления соглашения о поставке российского газа в Венгрию после 2015 года, когда истечет срок нынешнего соглашения.
«Международная жизнь»: Одним из самых амбициозных проектов нынешней правящей коалиции Фидес-ХДНП (Венгерский гражданский союз и Христианско-демократическая народная партии) является так называемая Дунайская стратегия, предполагающая план развития бассейна Дуная при учете сильной экологической составляющей. Насколько возможно участие России в этом проекте и сотрудничество двух стран по экологической проблематике?
Л.Н. Шишелина: Дунайская стратегия была выдвинута Венгрией как изюминка ее председательства в Совете ЕС два года назад. В самом деле: Швеция, заступая на пост председателя, предложила Балтийскую стратегию, Польша предложила политику Восточного партнерства, Финляндия в свое время – Северное измерение. Я бы сказала, что из всех этих региональных программ внутри ЕС активнее развивается Восточное партнерство, поскольку отвечает более крупным геополитическим интересам всего ЕС. Другие программы, как и Дунайская стратегия, развиваются мене интенсивно и получают в разы гораздо более скромное финансирование. Главной бедой Дунайской стратегии – чрезвычайно интересной и необходимой региону программы - стало время ее появления: глобальный экономический кризис, арабская весна. Поэтому несколько лет разрабатывавшаяся программа не получила должного внимания и развития как регоинальная программа ЕС. В центре программы – согласование общей макрорегиональной стратегии, направленной на поступательное социально-экономическое развитие региона и сохранение его природной среды и культурного нследия. В этой программе участвуют 14 государств, в том числе, соседствующая с нами Украина, Молдавия... Есть у этой программы стороны, нацеленные на подтягивание государств, например, Балканского региона к членству в ЕС, здесь у нас нет сфер приложения усилий. А вот, в так сказать, «общецивилизационных аспектах», таких как разработанная в Венгрии программа воды: это и очистка воды, сохранение ее как важнейшего элемента среды обитания, преодоление экстремальных ситуаций, связанных с наводнениями и неравномерным распределением воды, наконец, – международное сотрудничество по вопросу водных ресурсов. Здесь нам необходимо сотрудничать, поскольку проблемы у нас схожие.
«Международная жизнь»: Большую озабоченность вызывает позиция премьер-министра Венгрии по вопросу о венгерской диаспоре в автономном крае Воеводина. Не спровоцирует ли позиция В.Орбана, направленная на поддержку проживающей там венгерской диаспоры, центробежные тенденции на Балканах, с учетом крайне сложной национальной и экономической ситуации в этом регионе?
Л.Н. Шишелина: Вообще Первая мировая война и распад Австро-Венгрии подложили вечную «пороховую бочку» под Дунайскую Европу. Среди держав, принимавших участие в территориальном переделе, особенно упорствовала тогда Великобритания, признавшая затем, что новые границы и распад Австро-Венгрии не принесли мира в регион.
У каждого здесь своя правда и каждый пишет историю со своей точки зрения. Виктор Орбан не первый премьер Венгрии, обявлющий задачу объединения венгерской нации приоритетной. Пока не просматривается всеобъемлющего решения этих проблем. Скажем, даже нахождение Венгрии и Словакии в ЕС не принесло облегчения. Критику вызывает программа второго гражданства, которую Венгрия с 2010 года предоставляет своим зарубежным соотечественникам. Я бы не подходила к проблеме столь однозначно…
«Международная жизнь»: На российском рынке представлены венгерские фармацевтические предприятия и фирмы (такие как «Эгис», «Гедеон Рихтер»). Как идет сотрудничество обеих стран в сфере фармацевтики и – шире - в области здравоохранения?
Л.Н.Шишелина: К сожалению, в большинстве случаев сотрудничество заканчивается лишь инвестициями. Это, безусловно, хорошо с точки зрения создания новых рабочих мест и расширения рынка. Сфера научно-исследовательского сотрудничества, в той форме и объемах, в каких оно существовало раньше, неизменно сужается. Мы стремительно теряем свои позиции, и сотрудничество по многим областям пока не сулит прорыва. Это наша внутренняя проблема. Да мы пользуемся венгерскими технологиями, разработками, опытом, сотрудничают наши ученые в рамках академий наук. Но этого все еще недостаточно. Заслуживающим упоминания мне представляется опыт признанного «Хунгарикумом», то есть особо защищаемого законодательством Венгрии Института Петё в Будапеште. Это уникальное лечебное учреждение, взявшее на свои плечи необычайно благородную, но и одновременно тяжелую миссию по восстановлению здоровья детей с врожденными заболеваниями ЦНС, ограничивающими их в движениях, в первую очередь – с церебральным параличом. Венгерские врачи разработали уникальную восстановительную методику и, буквально, творят чудеса, даря надежду детям и их родителям. Институт Петё не только принимает на лечение российских детей, он консультирует наших специалистов в России, в его стенах стажируются специалисты для российского реабилитационного центра.
«Международная жизнь»: За последние годы значительно увеличилось число молодых венгров, стремящихся изучать русский язык и культуру. А многие ли изучают венгерский язык в России?
Л.Н.Шишелина: Интерес к русскому и к России сегодня в Венгрии огромен. Его частично удовлетворяют программы «Русского мира». Так, открыты кабинеты русского языка в Будапештском и в Печском университетах, скоро аналогичный кабинет откроется в Дебрецене. Но этого всё еще недостаточно. Некоторые Будапештские и провинциакльные вузы самостоятельно вводят занятия по русскому языку, истории и культуре. А вот у нас изучающий венгерский язык студент – штучный товар. Не более пяти – семи студентов в Москве и столько же в Петербурге. А жаль: очень красивый и мелодичный язык. А за познанием его – погружение в своеобразную и очень интересную культуру.
«Международная жизнь»: Как обстоят дела с культурным обменом двух стран и насколько активны контакты между ними в сфере культуры?
Л.Н.Шишелина: Нашим странам удалось кое-что сохранить от прежних времен, и в первую очередь научный обмен между нашими академиями наук. Продолжается сотрудничество более чем сотне научных проектов, в том числе в сфере космических и биотехнологий. А вот в сфере культуры традиции утрачены. Хотя интерес к русской культуре в Венгрии растет. У нас тоже, похоже, отмечается некоторое пробуждение интереса к региону по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями. Ведь именно эти народы сегодня отчаянно противостоят глобальным тенденциям, превращению культуры в шоу-бизнес. В Венгрии в последние годы появилось много новых исполнителей и коллективов, которых хотелось бы привезти в Россию. И нам есть что показать. Наше поколение талантливых художественных переводчиков с венгерского уже разменяло седьмой – восьмой десяток, и всё еще дарит широкой российской публике возможность приобщения к венгерской прозе и поэзии. С нашей литературой в Венгрии довольно сложно. На прилавках много литературы весьма сомнительного качества, что обидно. Но это всё оплаченные переводы, либо переводы из списка, гуляющего по всей Европе. Настоящие мастера раскупаются моментально. За полгода - два издания «Козленка в молоке» Юрия Полякова, недавно вышел новый роман, не покидающий первую пятерку в рейтинге выпустившего его издательства. Хочется надеяться, что всё же вскоре произойдет естественный отбор и литературная дешевка схлынет со стендов под названием «русская литература»...
Скоро два года как в Венгрии была создана Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество имени Л.Н.Толстого». По его инициативе в центральном венгерском парке была открыта аллея Льва Толстого. Мечта общества – открытие в Москве бюста самого известного в России и мире венгерского поэта Шандора Петёфи. Хочется надеяться, что будет развиваться и эта ассоциация и его сотрудничество с парнерским российским Обществом «За дружеские связи с Венгрией» и вместе они помогут восстановлению культурного взаимодействия и взаимообогащения наших стран.
Вопросы задавал обозреватель журнала «Международная жизнь» А.И.Торин
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs