Оганесян: Добрый вечер! Вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Валентинович Сивков отвечает на мои и ваши вопросы.
Константин Валентинович, первый вопрос хотелось бы задать в связи с выборами в Китае, поскольку даже выборы в США как будто отошли на второй план. Многие аналитики говорят о том, что то, как освещаются эти изменения, эти подвижки в верхнем эшелоне власти в Китае, насколько они широко освещаются СМИ всех стран, показывает растущую роль Китая.
То, что происходит в этой стране, действительно привлекает внимание, поскольку удельный вес Пекина в мировых делах существенно возрос. Я думаю, это объективно.
Прокомментируйте, пожалуйста, выборы в Китае с позиции, что изменится, как повлияет это на менталитет китайской элиты применительно к геополитике, коль скоро вы этим профессионально занимаетесь.
Сивков: Если говорить о выборах в Китае, надо констатировать, что там имеет место четкая преемственность, то есть резких бросков политического курса ожидать не следует.
Но по некоторым косвенным признакам можно сориентироваться в тенденциях плавного изменения курса. Во-первых, говорится, что новый лидер Китая - представитель консерваторов. Это означает, что курс на сохранение Коммунистической партии Китая во главе государства, сохранение основ социализма в том виде, в котором он сейчас есть в Китае, будет продолжен.
Будет продолжен курс, который проводился предшественниками, направленный на превращение Китая в мировую сверхдержаву первого плана, задвигание на второй план США. Лидер Китая, судя по его политике, по его высказываниям в предшествующие годы, является сторонником сохранения добрососедских отношений с Россией.
Если говорить о военно-технической политике Китая, направленности военно-технической политики Китая, куда Китай собирается переориентироваться в дальнейшем, куда он намерен направить свою экспансию - экономическую, политическую и иную, здесь надо отметить, что Китай очень большое внимание уделяет развитию своего флота, в частности, созданию авианосных сил.
В состав боевого флота Китая введен авианосец "Ляонин", бывший советский "Варяг". Заложены еще порядка четырех корпусов авианосцев. Создается соответствующий корабельный состав, который обеспечит противовоздушную и другие виды обороны авианосца при его действии в море. Создается соответствующая палубная авиация для этого авианосца на базе нашего Су-33, который они пиратским образом копируют.
Таким образом, мы можем говорить о том, что Китай сейчас больше ориентирован на экспансию в морском направлении, то есть это Юго-Восточная Азия, Индийский океан, Средиземное море. В Средиземном море, там, где раньше действовала 5-я оперативная эскадра советского Военно-морского флота, противостоявшая американскому 6-му флоту, могут оказаться авианосные силы Китая, противостоящие все тому же 6-му флоту.
Мы можем говорить о том, что со стороны Китая резких движений не будет. Линия будет более-менее стабильной с общей тенденцией на превращение Китая в мировую державу первого порядка к 2020-2025 годам.
А на другом фланге - в Европе и США, в западной цивилизации - можно ждать очень серьезных потрясений.
Оганесян: Мы сейчас к этому перейдем. Есть вопрос на эту тему. Я хотел бы уточнить. Китай в свое время очень болезненно реагировал на программные заявления Вашингтона о том, что они рассматривают нынешний век как американский тихоокеанский век. Были приняты соответствующие меры по размещению контингентов в Австралии.
Эти заявления вызвали негативную, настороженную оценку Пекина. Вы говорите об усилении именно авианосного флота, об укреплении китайского военного флота. Означает ли это, что и в дальнейшем этот вектор продолжится, и новое руководство с такой же настороженностью будет относиться к провозглашенной доминанте США в Тихом океане?..
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs