На вопросы журнала «Международная жизнь» отвечает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО (У) МИД РФ, доктор исторических наук Дмитрий Викторович Стрельцов.
«Международная жизнь»: Дмитрий Викторович, 19 и 20 ноября текущего года в столице Камбоджи Пномпене прошел VII Восточноазиатский саммит. Известно, что российскую делегацию на Восточноазиатском саммите возглавлял министр иностранных дел Лавров. Как, в связи с этим, Вы могли бы прокомментировать заявления ряда западных СМИ о том, что Россия понижает свой статус в АТЭС, поскольку делегацию возглавлял именно министр иностранных дел, а не премьер-министр и не Президент страны?
Д.В.Стрельцов: Мне трудно комментировать участие первых лиц государства в подобных мероприятиях, но я не считаю, что это сигнал того, что Россия понижает свое участие. Россия по-прежнему занимает активную позицию в вопросе участия в ВАС. Выступление С.В. Лаврова на саммите показало, что Россия по-прежнему считает саммит ключевой структурой для налаживания взаимодействия как по вопросам международной безопасности, так и по вопросам экономической интеграции в Восточноазиатском регионе. Поэтому, на мой взгляд, делать такие поспешные заявления неправильно. А что касается участия России в саммите, дальнейших ее планов в отношении этой организации, то она будет рассматривать Восточноазиатский саммит как площадку для обмена мнениями по ключевым вопросам международных отношений, безопасности в Восточноазиатском регионе, и возлагает надежду на то, что через этот формат международной интеграции, международного сотрудничества возможно решить многие проблемы, стоящие перед Восточноазиатским регионом, прежде всего в области международной безопасности, реагирования на чрезвычайные ситуации, а также налаживания международного сотрудничества, прежде всего в области энергетики, продовольственной безопасности и транспорта. Я думаю, что степень участие России в этом формате будет повышаться, и мы будем занимать активную позицию в его развитии.
«Международная жизнь»: Какие результаты в целом Россия может ожидать от прошедшего саммита?
Д.В.Стрельцов: Что касается России, я думаю, что вряд ли с точки зрения нашей страны в повестке дня стояли какие-то конкретные результаты, которые могли бы рассматриваться в качестве нашей задачи, требовавшей решения именно на этом саммите. Речь шла о том, чтобы развить тот успех, который был достигнут на саммите АТЭС во Владивостоке и где Россия позиционировала себя как ключевая азиатско-тихоокеанская держава и где стояли на повестке дня вопросы, имевшие для России первостепенное значение, - прежде всего, интеграции регионов Сибири и Дальнего Востока в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому те же положения, те же тезисы, которые прозвучали в выступлениях России на саммите АТЭС, прозвучали и в выступлении министра иностранных дел Лаврова на Восточноазиатском саммите. Если смотреть повестку дня саммита, были вопросы, которые, безусловно, касались непосредственно экономического сотрудничества. Это, прежде всего, Декларация о развитии стран Восточной Азии и Декларация о борьбе с малярией. Россия выразила свою заинтересованность в налаживании сотрудничества по тем вопросам, которые были отражены в этих декларациях.
«Международная жизнь»: Накануне саммита большое внимание уделялось предстоящей на его полях встрече президента США Б.Обамы и председателя Госсовета КНР Вэн Цзябао. Как прошла эта встреча?
Д.В.Стрельцов: Интрига саммита была связана в частности, с тем, что он проходил на фоне территориальных споров вокруг островов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, и многие считали, что это соперничество выплеснется и на саммите. Однако саммит показал, что возобладал реалистичный подход, и в целом в выступлениях китайских делегатов, и выступлениях делегатов других стран Юго-Восточной Азии эта болезненная тема не получила своего отражения. В целом страны ставят перед собой задачу нахождения именно точек соприкосновения, то есть вопросов конструктивного характера, а не деструктивного. Это говорит о том, что страны Восточной Азии рассматривают саммит как площадку для сотрудничества, а не конфронтации и соперничества. Много говорилось об азиатско-тихоокеанском соперничестве, о том, что в какой-то степени борьба между двумя новыми сверхдержавами получит отражение в повестке дня саммита, и участие президента США Б.Обамы многие рассматривали в контексте американо-китайского соперничества. Безусловно, поскольку на саммите прошли переговоры между Обамой и председателем Госсовета КНР Вэн Цзябао, и хотя результаты этих переговоров носят закрытый характер, это лишний раз доказывает, что саммит является очень важной диалоговой площадкой, на которой возможно обсуждение, а, возможно, и нахождение путей решения достаточно сложных вопросов международных отношений.
«Международная жизнь»: Работа Восточноазиатского саммита направлена на налаживание взаимодействия в приоритетных сферах сотрудничества. Что в связи с этим делается для формирования зоны свободной торговли в регионе Юго-Восточной Азии?
Д.В.Стрельцов: Процесс формирования зоны свободной торовли идет давно, и безусловно саммит является важным форматом для налаживания диалога по вопросу о свободной торговле. Формат «АСЕАН + 6» получил прописку именно в рамках Восточноазиатского саммита и успешно развивается. Практически все страны, участвующие в этом формате, признают жизнеспособность этой идеи. Отрадно и то, что на саммите получила развитие и идея так называемой большой тройки, то есть обсуждался вопрос о зоне свободной торговли между Японией, Китаем и Южной Кореей. Таким образом, в любом случае саммит позволит налаживать взаимодействие по столь многообещающему формату международных отношений, как зона свободной торговли. Что касается перспектив этого формата, я думаю, многое будет зависеть от позиции Китая, Японии и Южной Кореи – трех экономических гигантов региона. Безусловно, между ними разворачивается определенное соперничество за лидерство, прежде всего между Японией и Китаем. Но есть понимание того, что экономическая интеграция восточноазиатских стран уже назрела, она необходима и не может быть заменена какими-то другими всеобъемлющими предложениями, например, Транстихоокеанского партнерства – идеей, которую активно продвигают Соединенные Штаты. Я думаю, что все эти форматы экономической интеграции – «АСЕАН + 6», «большая тройка», ТТП, - будут развиваться параллельно, и каждая из стран-участников будет решать свои задачи в рамках конкретного формата экономической интеграции. Часто даже эти задачи носят политический характер, призванный обозначить в том числе политическое лидерство той или иной страны. Особенно это касается китайской позиции, а в какой-то степени – и позиций Японии и Южной Кореи.
«Международная жизнь»: Известно, что стороны во время саммита подписали Декларацию об инициативе развития Восточноазиатских саммитов и Декларацию о реагировании на угрозу распространения малярии и о мерах по повышению эффективности малярийных препаратов. Какова важность подписания этих документов?
Д.В.Стрельцов: Вопрос о борьбе с инфекциями давно находится в повестке дня Восточноазиатских саммитов как вопрос нетрадиционных угроз безопасности и, наряду с борьбой с птичьим гриппом и другими инфекциями. Этот вопрос безусловно очень важен в контексте функций, которые выполняет в том числе и Восточноазиатский саммит. Гуманитарная компонента этой декларации очень важна для того, чтобы продемонстрировать участникам саммита его способность решать конкретные задачи международного сотрудничества в столь специфической сфере, какой является борьба с инфекционными заболеваниями. Что касается Декларации о будущем Восточноазиатских саммитов, здесь мне кажется важным то, что страны видят некоторую перспективу развития этого формата, видят то, что этот формат способен развиваться в будущем, привлекая новых участников и служить не только диалоговой площадкой, но и средством реализации конкретных проектов экономического и политического сотрудничества. Мне кажется, что одной из перспективных форм развития сотрудничества в рамках ВАС может стать сотрудничество в области международной безопасности. Об этом, кстати, говорил в своем заявлении министр иностранных дел России. В частности он заявил, что в условиях, когда в Восточноазиатском регионе отсутствуют эффективные диалоговые структуры в области мер доверия, Восточноазиатский саммит способен стать одной из таких форм сетевого взаимодействия в области международной безопасности. И я думаю, что если эти вопросы будут поставлены в повестке дня саммита, Россия сможет проявить не только заинтересованность, но и выступить актором, активным игроком в этой области, и многие вопросы смогут решаться с учетом национальных интересов России.
«Международная жизнь»: Большое спасибо за беседу, Дмитрий Викторович!
Беседу с Д.В.Стрельцовым провел обозреватель журнала «Международная жизнь» А.И.Торин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs