Уважаемые дамы и господа,
Состоялись насыщенные и полезные консультации со специальным представителем ООН/ЛАГ по Сирии Л.Брахими. Мы с самого начала поддержали деятельность Л.Брахими и его команды, когда он был назначен на этот пост, как и поддерживали его предшественника К.Аннана.
Нацелены на содействие усилиям Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств, направленным на скорейшее успокоение ситуации и на начало политического диалога на принципах, согласованных в Женеве 30 июня с.г. в ходе встречи «Группы действий» по Сирии. Мы сверили наши позиции - у нас общее мнение, что Женевское коммюнике сохраняет свое значение как наиболее развернутая позиция мирового сообщества, в подготовке которой приняли участие практически все основные внешние игроки. Смысл этого документа заключается в необходимости незамедлительно прекратить насилие и затем провести переговоры между правительством и оппозицией по формированию структур, которые будут руководить страной в переходный период. К огромному сожалению Российской Федерации этот документ пока еще не был одобрен в Совете Безопасности ООН. Накопленный потенциал Женевского коммюнике сохраняет свое значение, и мы сегодня обсуждали, как сделать так, чтобы он не пропал.
Расстроены тем, что не была услышана инициатива Л.Брахими об объявлении перемирия на период мусульманских праздников - а мы эту инициативу активно поддержали. Наверное, нет смысла сейчас говорить о том, кто сорвал это перемирие. К сожалению, в Сирии воюет все больше и больше людей, ежедневно имеют место провокации и неадекватные ответы. Наша главная задача на данном этапе – заставить всех сирийцев, которые воюют друг против друга, перестать стрелять и сесть за стол переговоров. Для этого необходимо (и это тоже очень важный вывод наших сегодняшних переговоров), чтобы все внешние игроки использовали свое влияние на различные сирийские группы как правительственные, так и оппозиционные для того, чтобы посылать одни и те же сигналы. Необходимо не подзуживать какую-то сторону к продолжению насилия и кровопролития, а убедить их немедленно объявить прекращение огня и перейти к политическому процессу.
Признателен Л.Брахими и его команде за усилия, которые они прилагают с тем, чтобы нащупать коллективные подходы мирового сообщества. Рассчитываю, что по итогам сегодняшних переговоров мы сможем предпринять дополнительные шаги, чтобы постараться приблизить конец кровопролития и начало переговоров.
Вопрос: По некоторым данным, сейчас в ООН рассматривается возможность направления в Сирию новой миссии миротворцев. Когда это будет сделано? В каких количествах миротворцы будут направлены? Поддержит ли Россия эту миссию?
С.В.Лавров (отвечает после Л.Брахими): Совет Безопасности ООН не принимал никаких решений о направлении каких-либо миротворцев в Сирию. Это может решить только СБ ООН и только с согласия правительства соответствующей страны – в данном случае Сирийской Арабской Республики.
Исхожу также из того, что, если мы все хотим, чтобы наши старания по переходу к политическому диалогу между правительством и оппозицией увенчались успехом, то такой переход будет нуждаться в подкреплении со стороны международного сообщества. Мы уже выражали наше разочарование тем, что люди, препятствующие мирному процессу, по сути, сорвали работу военных наблюдателей ООН в Сирии. Сейчас эта миссия свернута, и в Дамаске осталась небольшая группа, которая следит за развитием ситуации. Убежден, что, если мы все будем добиваться выполнения Женевского коммюнике, то первый шаг, которые необходимо сделать, – это прекращение насилия со всех сторон, и он потребует международного мониторинга. Мы будем выступать за то, чтобы вернуть в Сирию миссию наблюдателей ООН, включая существенное увеличение ее численного состава. На данном этапе самое главное – не только быть готовым к такому развитию событий, но и добиться того, чтобы оно пошло в правильном русле.
Но главное – все внешние игроки должны говорить единым голосом и убеждать все сирийские стороны в необходимости перейти к реализации такого сценария. Россия является единственной страной, участвовавшей в заседании «Группы действий» в Женеве 30 июня с.г., которая разговаривает регулярно со всеми сирийскими сторонами: как с правительством, так и со всеми без исключения оппозиционными группами. Рассчитываем, что аналогичные сигналы, усилия будут предпринимать и наши западные партнеры и коллеги в регионе. Они должны привыкать к мысли о том, что без диалога с правительством едва ли что-то получится. Это сейчас единственная проблема, которая стоит на пути перехода к политическому процессу.
Вопрос (адресован Л.Брахими): Вы сказали, что урегулирование конфликта в Сирии зависит от совести участников конфликта. Как Вы смотрите на процесс диалога между сирийцами и какие условия необходимы для этого диалога в условиях непрекращающегося конфликта?
С.В.Лавров (после ответа Л.Брахими): Мы далеки от того, чтобы во всем обвинять только одну сторону. Сейчас в Сирии идет внутренний вооруженный конфликт. Спираль насилия постоянно раскручивается. За провокациями очень часто следуют неадекватные ответы. Все это ужасно и требует того, о чем мы сегодня говорили, - чтобы все внешние силы в полной мере ощутили свою ответственность за поведение тех, кого они в Сирии поддерживают.
Мы к этому готовы, занимаемся этим на регулярной основе. Призываю всех партнеров, в том числе тех, кто участвовал во встрече в Женеве, поступать таким же образом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs