Председательство России в АТЭС: приоритеты и перспективы

15:14 05.09.2012 Игорь Иванов, Президент Российского совета по международным делам, директор Российского центра исследований АТЭС


Вопрос о том, является ли Россия азиатской страной, кому-то может показаться надуманным. Достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы убедиться, что Россия - самая большая страна континента, захватывающая своим «восточным фасадом» значительную часть Тихоокеанского побережья Азии. В Азии находятся крупнейшие торгово-экономические партнеры России, и в первую очередь Китай, который не так давно вышел на первое место по общему торговому обороту с нашей страной. Россия является членом основных азиатских многосторонних организаций, включая и такие влиятельные, как АТЭС.

И все-таки многие в Азии продолжают считать Россию «не вполне азиатской» страной. Возможно потому, что в этническом, религиозно-культурном и политическом отношениях Россия традиционно больше тяготела к Европе, чем к Азии. Или потому, что основная часть российского населения живет все-таки в западной части страны. Но главное, на мой взгляд, все-таки не в этом. Несмотря на все попытки занять достойное место в формирующемся на наших глазах азиатско- тихоокеанском сообществе, Россия до сих пор остается по многим параметрам на обочине этого процесса. Потенциал России как азиатской державы остается в значительной степени нереализованным.

Объясняется это прежде всего тем, что Россия слишком медленно и порой непоследовательно перестраивает экономику своих восточных регионов, не создает должных стимулов для иностранных и российских инвестиций. В азиатской части России особенно остро стоят нерешенные вопросы инфраструктуры, стимулирования малого бизнеса, управления миграционными процессами. В международных делах, касающихся региона, нам не всегда удается понять логику наших азиатских соседей, что порой оборачивается досадными просчетами.

В то же время и наших соседей в Азии есть за что упрекнуть. Для некоторых из них холодная война как будто и не кончалась, они продолжают строить свою политику в отношении России на принципах, которые были заложены еще полвека назад. Другие рассматривают Россию исключительно как сырьевую базу, из которой можно выкачивать нужные им ресурсы - желательно на максимально льготных условиях. Третьи полагают, что развитие отношений с Россией можно отложить до лучших времен, поскольку в настоящее время приоритеты азиатской политики лежат в другой плоскости.

Председательство России в АТЭС в 2012 году дает уникальную возможность по новому оценить перспективы интеграции России в азиатско-тихоокеанское сообщество в рамках развивающихся в регионе интеграционных процессов. Российское руководство, придавая председательству исключительно важное значение, проделало огромную подготовительную работу по наполнению реальным содержанием повестки дня председательства. В этой работе активно участвовали не только министерства, но и многие регионы, экспертное сообщество. Инвестированы значительные финансовые ресурсы.

В ходе подготовки к саммиту перед российским экспертным сообществом и профильными ведомствами неизбежно вставали следующие вопросы: вправе ли Россия как хозяйка ближайшего саммита обновлять повестку дня АТЭС, годами складывавшуюся вокруг проблем торгово-экономической либерализации? Насколько уместен акцент на сотрудничество в сферах энергетики, инфраструктуры и транспорта, явно отражающий наши национальные приоритеты? Допустимо ли выдвигать инициативы, которые помимо России будут интересны лишь некоторым, но не всем участникам АТЭС? Что предпочтительнее - серия постепенных, реально осуществимых шагов в области логистики, таможенного обслуживания, модернизации существующих путей сообщения или форсирование подъема Сибири и Дальнего Востока посредством энергетических, инфраструктурных и иных мегапроектов со всеми сопутствующими им затратами?

Беря в расчет эти и другие возникающие в ходе подготовки к саммиту вопросы, Россия выстроила четкую шкалу приоритетов, учитывающую как собственные интересы развития, так и поступательные процессы в регионе в целом.

Среди ключевых направлений многостороннего сотрудничества в АТР были выделены следующие.

Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция. Определенные шаги вперед на этом направлении были сделаны в период председательства США в 2011 году. Россия готова и дальше продвигаться на этом пути к свободной торговле и инвестициям в регионе. Если на саммите в Гонолулу речь шла главным образом о текущих вопросах либерализации торговли, то во Владивостоке логично сосредоточиться на долгосрочных перспективах интеграции экономик АТЭС, в том числе с учетом тех интеграционных инициатив в СНГ, которые реализует Россия, на вопросах предотвращения финансово-экономических кризисов в регионе и мире. Именно страны АТЭС, на которые сегодня приходится большая часть мировой экономики, несут особую ответственность за оптимизацию глобальных механизмов регулирования экономического развития.

Другим приоритетом 2012 года стало укрепление продовольственной безопасности. Эта проблема, по всей видимости, станет одной из центральных для мировой политики XXI века, и здесь роль региона АТЭС трудно переоценить. Между тем в этой сфере многостороннее сотрудничество стран региона делает лишь первые шаги. У нас отсутствует согласованный региональный подход к управлению рисками продовольственной безопасности. Очевидно, назрела потребность заняться такими вопросами, как сокращение волатильности цен на продовольствие, снижение потерь при транспортировке сельскохозяйственной продукции внутри региона, координация национальных усилий по повышению урожайности базовых сельскохозяйственных культур. Разумеется, вопросы продовольствия тесно связаны с вопросами экологии, сохранения биологического разнообразия региона АТЭС.

Еще один приоритет России - развитие транспортного и логистического потенциала региона. Россия в силу своего географического положения - страна транзита между Азией и Европой, но наши возможности межконтинентального транспортного коридора используются пока далеко не в полной мере. Здесь нам много предстоит сделать внутри страны, однако международное измерение не менее важно. Сокращение издержек и затрат времени при пересечении границы, реализация крупных инфраструктурных проектов (например, модернизация портов и аэропортов, транспортных коридоров) в формате частно-государственных партнерств - все это будет способствовать расширению областей соприкосновения между Россией и ее азиатским окружением.

Наконец, встреча лидеров АТЭС во Владивостоке - это еще и возможность продвинуть инновационную повестку дня для России и всего региона АТЭС. Как обеспечить наиболее эффективные формы взаимодействия науки, бизнеса и государства в продвижении новых технологий? Как добиться выхода на новый уровень сотрудничества инновационных центров, университетов, научных учреждений, наукоградов, инновационно активных территорий? Как повысить географическую мобильность работников научной, образовательной, инновационной сфер? Как обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности в регионе, снизить оборот контрафактной продукции? Что нужно сделать для гармонизации образовательных систем? Вопросы такого рода становятся все более важными не только для России, но и для наших соседей на азиатском континенте.

В целом активизация России на азиатском направлении представляется своевременной, особенно учитывая тенденции мирового развития. Смещение глобального центра экономической активности в АТР - очевидный факт, особенно на фоне удручающей конъюнктуры в Европе и Северной Америке. Дальнейшее промедление России в делах приоритетного развития Сибири и Дальнего Востока недопустимо, скорейший и продуктивный разворот «в сторону Азии» - непременное условие сохранения страны как величины, с которой реально считаются в мире. Параллельно экономической мощи АТР растет и его конфликтный потенциал, ввиду чего активизировать связи с этим регионом надо столь же решительно, сколь и осмотрительно. Саммит АТЭС-2012 должен стать символическим рубежом, с которого страна начнет ускоренно развивать свои территории, примыкающие к динамичной Азии, и извлекать растущую выгоду из активного участия в интеграционных процессах региона. 

 

По теме: "АТЭС Россия 2012" - Специальный выпуск журнала «Международная жизнь»

Ключевые слова: Россия АТЭС-2012

Версия для печати