Россотрудничество – «сильный, эффективный, гибкий инструмент внешней политики»

22:09 03.09.2012 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Фото http://rs.gov.ru

 

3 сентября в Пресс-центре Министерства иностранных дел России открылось совещание руководителей представительств и представителей «Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству», которое имеет более короткое и узнаваемое название – Россотрудничество.

В переполненном зале собрались руководители представительств Россотрудничества в зарубежных странах, руководители Россотрудничества и Министерства иностранных дел, сотрудники Администрации Президента России, Правительства РФ, журналисты.

Такого масштабного и представительного форума, по словам некоторых заслуженных работников Россотрудничества, ещё не проводилось.

В качестве небольшой справки:

Россотрудничество было образовано в 2008 году указом Президента России. В задачу ведомства входит содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ, помощь проживающим за рубежом соотечественникам, поддержка и продвижение русского языка и культуры.

Основная деятельность Россотрудничества осуществляется через систему представительств за рубежом, Российских Центров науки и культуры (РЦНК). Сегодня Россотрудничество представлено в 76 странах мира 59 РЦНК и 8 их филиалами (4 из которых открыты в крупнейших городах Индии), а также 17 представителями в составе дипломатических миссий РФ за рубежом. К 2020 году число представительств агентства планируется довести до 100.

 

«Россотрудничество существует на базе традиций»

 

В канун сегодняшнего знакового мероприятия руководитель Россотрудничества Константин Косачев, который занял этот пост сравнительно недавно, так рассказывал о своей новой деятельности в интервью:

«Россотрудничество возникло не на пустом месте. Оно существует на базе тех традиций и тех приемов мастерства, которые складывались еще в далекие советские времена. У этой структуры было много разных названий, но расцвета она достигла в форме Союза советских обществ дружбы (ССОД) в 1980-е годы. На мой взгляд, Советский союз весьма активно и не хуже своих тогдашних геополитических соперников пользовался «мягкой силой», пусть и не называя ее так».

(Заметим в скобках, что термин «мягкая сила» был введен в политический оборот чуть более 20 лет назад,  его автором является американский политолог, профессор Гарвардского университета Джозеф Най, который определил её как «способность получить желаемое при помощи привлекательности», но не «жесткой силы»: вооруженные силы, экономический диктат и т.п. – С.Ф.).

«Репутация СССР по всему миру была как минимум не хуже того, что реально происходило в нашей стране, а в каких-то аспектах и лучше, - продолжал Константин Косачев в своем интервью. – Слепо копировать тот, прежний опыт нам никак не следует. Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что отдача от той работы, если отбросить идеологию, все равно была существенно выше, чем от той, которая велась или, точнее, уже не велась позже, в частности в 1990-е годы…

На мой взгляд, вопросы репутации, образа и естественной привлекательности страны становятся не менее важным ресурсом реализации национальных интересов в мире, чем инструментарий «жесткой силы»…

О том, как Россотрудничеству сделать эту работу столь же системной и эффективной, мы и хотели бы поговорить на совещании, а по его итогам сформулировать предложения руководству страны», - заметил Константин Косачев.[i]

Так и получилось.

Совещание в стенах МИД РФ, что придало событию не только торжественность, но и повышенное чувство ответственности, началось на очень высокой ноте – представителей и коллектив Россотрудничества приветствовали руководитель Правительства России, Министр иностранных дел, Министр культуры и ещё многие знаковые фигуры высокого политического и общественного уровня.

Ветераны Россотрудничества были правы – такого уважительного и заинтересованного внимания прежде к их работе замечено не было…

 

«Государство поручило вам важнейшую миссию»

 

Свое приветствие участникам и гостям мероприятия направил Президент Российской Федерации Владимир Путин.

«Россотрудничество, его представительства за рубежом вносят существенный вклад в развитие отношений с международными партнерами в культурной, научной, экономической и информационной областях…

Эта работа является важнейшей составляющей реализуемой МИД России во взаимодействии с другими ведомствами внешнеполитической линии нашей страны.

Российские Центры науки и культуры действуют в более чем 70 странах мира, активно способствуя расширению гуманитарных обменов, развитию контактов между неправительственными, общественными, просветительскими и молодежными организациями, связей по линии породненных городов.

Государство поручило вам важнейшую миссию поддержки соотечественников. При вашем содействии все больше людей, в том числе, на приоритетном для нас пространстве СНГ, изучают русский язык».

По словам Президента России, «сейчас, когда многие государства для продвижения своих национальных интересов активно задействуют политику «мягкой силы», возрастает роль и ответственность Россотрудничества и его представительств в деле формирования объективного образа нашей страны за рубежом, укрепления ее авторитета и влияния».

Президент отметил важность того, чтобы в мире получали достоверную информацию о современной России, знали о русских духовных и интеллектуальных традициях, богатейшей истории и огромном вкладе в развитие цивилизации.

«Уверен, что, несмотря на масштабность и сложность задач, решать их вам по силам, учитывая ваш профессионализм и готовность работать с полной самоотдачей на благо России», - подчеркнул глава государства.[ii]

 

«Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов «мягкой силы»

 

К участникам совещания обратился Председатель Правительства России Дмитрий Медведев. В своем выступлении он затронул ключевые моменты деятельности Россотрудничества, на которые, по его убеждению, следует сделать упор в разворачивающейся работе.

Дмитрий Медведев сказал:

«Укрепление позиций нашей страны в мире, продвижение национальных интересов гуманитарными средствами – это одни из важнейших приоритетов государства. Сегодня гуманитарное измерение выходит на передний план международной жизни.

И, действительно, созданное четыре года назад Россотрудничество должно стать одним из ключевых инструментов так называемой «мягкой силы».

Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные культурные ценности, язык и экспортировать их. По сути, речь идёт об особом ресурсе международного лидерства, которое прямо связано с человеческим потенциалом. Эти инструменты зачастую оказываются более значимыми, чем другие, и приобретают особое значение.

По данным экспертов, именно страны с сильными брендами, так называемой «мягкой силы», привлекают бо́льшую долю прямых зарубежных инвестиций, технологий…

Безусловно, Россия продолжает оставаться весьма и весьма сильной в этом плане страной: располагает конкурентными преимуществами и в фундаментальной науке, и в образовании, несмотря на то, что мы, конечно, критикуем текущее состояние дел, но от этого факт не меняется: мы всё равно остаёмся очень мощной страной в области науки и образования.

Ну а русскую литературу, наше искусство, музыку в мире воспринимают с особым интересом.

Конечно, более чем 30-миллионная российская диаспора объективно усиливает потенциал нашей «мягкой силы». Однако очевидно и то, что наше гуманитарное присутствие в мире не соответствует нашим возможностям, и это мы все тоже признаем.

По большому счёту сейчас мы восстанавливаем позиции, которые мы в силу известных причин утеряли в 1990-е годы, и мы существенно уступаем серьёзным международным игрокам в этой сфере, таким как «Франкофония», институты Гёте, Сервантеса, Данте, Конфуция.

Необходимо взять всё лучшее, чем они занимаются, на вооружение, тем более что по исследованиям, которые проводились бизнес-школой из «Сколково» и Международным агентством на основе анализа периода с 2005 по 2010 год, Россия находится лишь на 10-м месте вот по этому индексу «мягкой силы».

Что касается нашей военной силы, мы с вами понимаем, что мы не на 10-м месте, и это серьёзная диспропорция, а в первой тройке – Соединённые Штаты Америки, Франция и Германия…

Опорные точки гуманитарного присутствия России, если хотите, наши главные культурные миссии за рубежом – это Российский Центр науки и культуры... До 2015 года планируется открыть ещё 35 новых представительств.

Конечно, мы должны расширять сеть центров, но за формальной статистикой гнаться бессмысленно, тем более что финансовые ресурсы небезграничны. Надо, прежде всего, думать о содержании работы, о её новых формах – делать центры современными, многофункциональными и полезными для разных социальных, возрастных групп, для всех, кто интересуется Россией.

Критериями же эффективности должны быть более конкретные, практичные показатели, такие как количество людей, которые изучают русский язык, которые вовлечены в культурные обмены, число тематических курсов, качество информационных ресурсов, интернет-сайтов…

Следует уделять особое внимание деятельности наших центров, ключевых для российских интересов в странах Содружества независимых государств, содействовать интеграционным процессам на пространстве СНГ.

Ещё один приоритет внешнеполитического курса – создание модернизационных альянсов с международными партнёрами…

Важнейшая часть нашей работы – работа с соотечественниками за рубежом, с глобальным русским миром... Многие соотечественники искренне и глубоко любят свою историческую родину, хотят поддерживать с ней связь, готовы в меру сил помогать России. Такой настрой должен находить отклик и поддержку и с нашей стороны.

Россотрудничество уделяет большое внимание распространению русского языка. Число курсов русского языка растёт, и число слушателей растёт, но их по-прежнему не так много, как нам бы хотелось.

Недостаточно обеспечивать предложение – нужно способствовать увеличению спроса, занимать более наступательную позицию, ну и, конечно, действовать так, как мы должны в этой ситуации действовать, понимая, что интерес к русскому языку в мире по-прежнему очень высок. Для миллионов людей он остаётся средством приобщения к достижениям культуры и науки, а для многих и средством межнационального общения…

Мы должны быть конкурентоспособны на рынке образовательных услуг, стремиться к тому, чтобы не менее пяти российских университетов к 2020 году вошли в первую сотню ведущих мировых университетов (такая цель поставлена), а обучение в нашей стране становилось более привлекательным.

В этой сфере немало делается, прежде всего, для наших ближайших соседей – партнёров по СНГ. Сегодня в российских вузах учится около 80 тысяч студентов-очников из стран Содружества и Балтии. Свыше 19 тысяч из них получает образование за счёт средств федерального бюджета, ещё 25 тысяч студентов обучается в 35 филиалах российских вузов, которые действуют за рубежом, главном образом, конечно, в СНГ…

Задача Россотрудничества – помочь им в привлечении иностранных студентов и аспирантов, в продвижении на мировые рынки образовательных услуг по тем специальностям, где российское образование имеет заслуженное международное признание.

Кстати, этому могут помочь и новые реалии – например, открытие новых крупных университетских центров, таких как Центр на острове Русский.

Выпускники российских вузов на всю жизнь сохраняют связь с нашей страной, стремятся быть проводниками нашей культуры, нашего языка. Многие из них сегодня составляют политическую, интеллектуальную элиту своих стран и заинтересованы в укреплении отношений с Россией...

В условиях глобальной конкуренции за умы одним из важнейших факторов является способность государства привлекать высококвалифицированных специалистов, учёных и талантливую молодежь. Посмотрите на пример Кремниевой долины, кто там работает.

Россия по числу мигрантов уступает только Соединённым Штатам Америки, однако мы привыкли считать миграцию, прежде всего, только нашей внутренней проблемой, острой проблемой. Понятно, что это связано и с качеством миграции: к нам едут, прежде всего, малоквалифицированные работники, хотя и они, конечно, нам нужны.

К ним едут другие люди, но мы должны постараться развернуть этот тренд в нашу пользу и сделать приезд в нашу страну для людей привлекательным. Конечно, это масштабная задача, это задача всего государства, всей нашей системы. В любом случае мы должны грамотно и эффективно стараться управлять миграцией…

Конечно, многие вопросы можно решить ещё до пересечения границы – например, получить информацию, пройти профессиональную переподготовку, хотя бы на самом начальном уровне выучить язык. Чем больше будет сделано на местах, тем, конечно, меньше будет проблем с мигрантами. И здесь мы рассчитываем на Россотрудничество и на его зарубежные центры, особенно работающие в странах СНГ.

Агентство должно совместно, конечно, с другими ведомствами и администрациями наших регионов внести свой вклад в реализацию государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников.

Решение о переселении – серьёзный шаг для каждого человека, принятие которого во многом зависит от качества, полноты и своевременности информации, прежде всего, получаемой от наших загранпредставительств…

Ещё одна тема, над которой я предлагаю подумать, – это внешний имидж России. Нужно оценить, в чём у нас проблемы?..

Имидж страны имеет вполне прикладное, если хотите – даже стоимостное значение. Немало примеров, когда проекты с российским участием, даже такой знаковый проект, как «Северный поток», например, тормозились только потому, что их настороженно воспринимала общественность тех или иных государств.

По оценкам экспертов, Россия относится к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который мы, к сожалению, пока опять же не можем реализовать как следует. Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны и с имиджевыми, и с репутационными потерями, которые мы несём…

Надо эффективнее использовать площадки Россотрудничества для презентации страны, презентации российских регионов, подключать и общественную дипломатию, в том числе, возрождать зарекомендовавшие себя Общества дружбы с зарубежными странами, развивать гуманитарные аспекты приграничного сотрудничества и, конечно, искать новые формы продвижения национальной культуры молодых талантов и современного российского искусства. Это, конечно, будет работать на позитивное восприятие нашей страны.

Очень перспективными с точки зрения формирования интереса к России являются краткосрочные ознакомительные поездки в нашу страну молодёжи из числа интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты зарубежных стран.

Акцент должен быть сделан на страны Россотрудничества, где сейчас в активную жизнь вступает поколение, выросшее после распада Союза ССР, которое не имеет опыта жизни в рамках одного государства, и которое, естественно, испытывает мощное влияние со стороны различных сил – как западного мира, так и исламского мира.

Это – то поколение, которое плохо знает русский язык или не знает его вообще, и поэтому известная максима о том, что «путешествия избавляют от предрассудков», в данном случае работает на все 100%...

Считаю, что граждане тех стран, которые получают от нас средства, должны лучше знать, откуда пришла помощь. Мы часто стесняемся об этом говорить, тогда как некоторые наши международные партнёры, естественно, трубят об этом на каждом полустанке…

Все мы хотим видеть в Россотрудничестве сильный, эффективный, но в то же время гибкий инструмент нашей внешней политики – политики консолидации работы с соотечественниками, обеспечения российских интересов гуманитарными средствами», - подчеркнул Дмитрий Медведев.[iii]

 

«Россотрудничество является уникальным каналом для осуществления важнейшей миссии»

 

К участникам совещания обратился Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он сказал:

«Председатель Правительства России Д.А.Медведев только что обозначил направления общей работы, где Россотрудничество должно действовать более эффективно, вносить свой вклад в создание максимально благоприятных внешних условий для развития нашего государства. Это является ключевым приоритетом, сверхзадачей всей российской внешней политики в условиях формирования полицентричного мироустройства. Этот процесс идет очень непросто, не буду на этом останавливаться, т.к. подробный анализ был дан в выступлении Президента России В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей в МИД 9 июля с.г.

То, что мы сегодня рассматриваем в качестве наших прикладных задач, вытекает из Указа Президента от 7 мая с.г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Президент и Председатель Правительства России неоднократно подчеркивали приоритетность этой работы на пространстве Содружества Независимых Государств. Убежден, что Россотрудничество призвано сыграть здесь важную роль.

В дополнение к инновационным проектам, которые будут осуществляться в рамках соответствующей Межгосударственной программы и заказчиком которой является Россотрудничество, мы продвигаем идею о том, чтобы Агентство получило полномочия и в сфере содействия международному развитию. Эта Концепция была давно одобрена Правительством России. Не первый год мы ведем речь о создании соответствующего механизма по реализации этой Концепции, чтобы значительная помощь, включая безвозмездную и льготную, предоставляемая нами в соответствии с международными стандартами различным странам, прежде всего государствам СНГ, была выпукло представлена мировому общественному мнению и чтобы мы ее более эффективно использовали во внешнеполитической работе. Соответствующее предложение представлено в Правительство.

Рассчитываем, что функции содействия международному развитию будут переданы Россотрудничесту не только для стран СНГ, которыми оно уже наделено. Важно, чтобы они, во-первых, были подкреплены реальными ресурсами и, во-вторых, чтобы и другие регионы, являющиеся объектом приложения наших усилий по оказанию помощи, также были скоординированы в одном центре.

Безусловно, гуманитарное сотрудничество на пространстве СНГ – та сфера, где Агентство работает эффективно и должно действовать гораздо более активно, наступательно и инициативно. Упомяну деятельность Россотрудничества на таком направлении, как побуждение наших партнеров по СНГ к более активному участию в Межгосударственном фонде гуманитарного сотрудничества и Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ. К сожалению, пока не все проявляют достаточную активность в этой области.

Д.А.Медведев упомянул о такой важной сфере, как продвижение российского образования, экспорта образовательных услуг. Предлагаю подумать над тем, чтобы передать Россотрудничеству функции единственной государственной структуры, которая осуществляет отбор иностранных студентов для обучения в российских ВУЗах. Естественно, этот отбор осуществляется в порядке рекомендации для соответствующих ведомств, прежде всего Министерства образования и науки. Имея разветвленную сеть представительств за рубежом, Россотрудничеству, его представителям вполне, по-моему, с руки заниматься таким подбором и рекомендовать перспективных и грамотных студентов для обучения в Российской Федерации.

Ежегодно мы предоставляем десять тысяч государственных стипендий для иностранцев. С учетом того, о чем говорили и Президент, и Председатель Правительства, я предложил бы удвоить эту цифру и рассмотреть возможность предоставления ежегодно до двадцати тысяч стипендий, особо выделив квоты для соотечественников, абитуриентов из дружественных стран, прежде всего стран СНГ.

О русском языке сегодня тоже уже говорилось. Считаю, что мы должны активно поддерживать Россотрудничество, которое вместе с Министерством образования и науки утверждено государственным заказчиком Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 гг. Сейчас в соответствии с поручением Президента разработан проект Государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом. Согласование этого проекта находится на завершающей стадии. Эта концепция должна найти отражение в соответствующем разделе Государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность».

Поддерживаем инициативы Россотрудничества по расширению распространения русского языка. Хорошим примером является проведение второй год подряд во многих странах Дня А.С.Пушкина. Отмечу также значительный вклад, который вносит Россотрудничество в проведение «перекрестных годов» культуры с зарубежными странами.

Рассчитываем на активное продолжение усилий в плане сохранения российского духовного и мемориального наследия за рубежом. С 2010 г. Россотрудничество во взаимодействии с российскими посольствами, МИД, Министерством культуры, Федеральным архивным агентством, Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом проводит важную работу по поддержанию в надлежащем состоянии находящихся за рубежом мест погребения, которые имеют для нашей страны историко-мемориальное значение. Трудно переоценить и морально- политические аспекты усилий, затраченных на реализацию проведенного недавно проекта «Русский Некрополь в Белграде» на кладбище «Ново гробле».

Безусловно, предстоит еще многое сделать – и об этом подробно говорил Д.А.Медведев – чтобы более эффективно задействовать весь комплекс факторов «мягкой силой». Россотрудничество с учетом мандата и компетенции является уникальным каналом для осуществления этой важнейшей миссии. Весомым ресурсом является сеть представительств за рубежом, прежде всего Российских Центров науки и культуры (РЦНК). Они работают в тесном контакте с обществами дружбы и объединениями наших соотечественников.

Разумеется, защита законных прав соотечественников остается в фокусе внимания МИД и Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом. Уверен, что решением ряда вопросов, связанных с обеспечением их культурных и гуманитарных нужд, логично заниматься именно Россотрудничеству в координации с российскими посольствами.

Поддерживаю задачу расширения сети РЦНК, исходя из необходимости не гнаться за количеством, а обеспечивать качество во всех смыслах. Речь идет не только о качестве программной деятельности, на которую по-прежнему выделяется очень мало средств, и мы этим озабочены, но и о качестве состояния самих центров. По нашим данным, в настоящее время в капитальном ремонте нуждается до 80% фонда, которым располагает Россотрудничество за рубежом. Необходимо их модернизировать, оборудовать современной техникой в соответствии с важными и широкими задачами, возложенными на центры, которые обеспечивают возможность коммуникации с широкими общественными слоями стран пребывания. Состояние самих зданий – лицо нашего государства и престиж России. Они должны по-настоящему становиться центрами притяжения соотечественников, наших друзей, тех, кто просто интересуется Россией, а также центрами влияния Российской Федерации на общественное мнение посредством факторов и инструментов «мягкой силы».

17 октября с.г. на заседании Коллегии МИД мы проанализируем все аспекты деятельности Россотрудничества, включая содержательные вопросы работы Агентства и его организационного обеспечения. Благодарны Д.А. Медведеву за то, что Правительство готово рассмотреть (надеюсь, положительно) предложения, которые готовятся в соответствии с поручением Президента России по укреплению ресурсного и кадрового потенциала системы МИД, Минэкономразвития и Россотрудничества.

Рассчитываю, что в концепции найдет отражение весь комплекс задач, поставленных Председателем Правительства, которые, как я знаю, будут обсуждаться в ходе нынешнего совещания».[iv]

 

Обретение коллег и партнеров

 

Министр культуры РФ Владимир Мединский в своем выступлении, в частности, предложил отменить визы для транзитных пассажиров, проезжающих через территорию России, чтобы развивать культурный туризм. Он напомнил, что существует инициатива отмены виз для лиц, посещающих РФ для культурных мероприятий в пределах семи дней.

По мнению министра, страна должна в полной мере использовать свое географическое положение. «Через нас идет огромный поток туристов, допустим, из Китая и Японии в Европу и обратно, - заметил глава Минкульта. - Сейчас они проводят шесть часов в магазинах «дьюти фри». Так пусть они лучше проведут это время в Большом театре. Если мы обеспечим для них безвизовую возможность, то таким образом будем развивать краткосрочный культурный туризм».

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что ТПП РФ выступает за такой алгоритм взаимодействия с Россотрудничеством, который не допускал бы дублирования и подмены сторонами друг друга, а, наоборот, позволял бы действовать согласованно, используя, где это необходимо, принцип взаимодополняемости и поддержки.

«Объединение усилий в зарубежных странах позволит решать задачи по продвижению наших экономических интересов на внешних рынках. Мы активно выступаем за налаживание тесного взаимодействия при осуществлении проводимых ТПП содержательных мероприятий, прежде всего, имиджевой направленности, защите интересов российского бизнеса, наших соотечественников».[v]

 

В кулуарах мы обсуждали интересовавший всех феномен – судя по тональности и наполненности сегодняшнего совещания, перед Россотрудничеством поднимаются столь крупные и важные задачи, о каких прежде и не задумывались.

Федеральное агентство в одночасье, 3 сентября, оказалось поднято на такую позицию, с которой просто совершенно по иному – масштабнее и ответственнее – видятся теперь его функции и заботы.

Ни много ни мало, но Россотрудничество оказывается в эпицентре качественно новой, несравненно более динамичной, многообразной и очень интересной работы, которую, возможно, именно от него ждет Россия.

Только оцените имена и сферы деятельности тех руководителей, кто пришел на совещание и сказал с трибуны: «Мы будем работать бок о бок с Россотрудничеством – у нас есть взаимный интерес и общие цели».

Специальный представитель Президента РФ по международному гуманитарному сотрудничеству Михаил Швыдкой,

руководитель Росархива Андрей Артизов,

генеральный директор Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина Александр Вершинин,

генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева,

заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман,

генеральный секретарь Международной конфедерации журналистов Ашот Джазоян,

исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова Леонид Драчевский,

ректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК) Владимир Малышев,

член Общественной палаты России Сергей Орджоникидзе,

директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский,

художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин,

директор Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский,

заместитель Председателя Совета Федерации, президент Общества дружбы «Россия-Германия» Юрий Росляк,

заместитель директора ГТК Телеканал «Россия» Сергей Брилев,

художественный руководитель хора имени М.Е.Пятницкого Александра Пермякова,

генеральный директор телеканала Russia Today Алексей Николов…

 

И это ещё далеко не полный список гостей Россотрудничества, выступавших на совещании, которые прямо на глазах становятся коллегами и партнерами.

Удачи в новых начинаниях, Россотрудничество!



[i] http://www.kommersant.ru/doc/2014308

[iii] http://правительство.рф/stens/20531/

[iv] http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/47E841E7BC37D79844257A6E00413D0D

Ключевые слова: Россотрудничество Сергей Лавров Дмитрий Медведев

Версия для печати