Россия формирует повестку дня АТЭС

13:07 03.09.2012 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке будет двадцать четвёртой ежегодной встречей лидеров этой организации, и впервые она пройдёт в России. Цели данного саммита предельно конкретны: разработать механизмы экономического процветания региона и укрепление экономических связей внутри Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

АТР на сегодня – один из самых привлекательных в экономическом смысле регионов планеты. Это проявилось особенно чётко с момента охватившего Европу финансового кризиса. На сегодня членами АТЭС числится двадцать одна экономика, большинство из которых имеет выход к Тихому океану. В них проживает почти 40% населения планеты, а их доля в мировом ВВП составляет 54%. Термин «экономика» намеренно используется вместо термина «государства», т.к. к АТЭС присоединился Тайвань, демонстрируя тем свою экономическую обособленность от КНР. Тем не менее Пекин не противился членству Тайваня в этой организации.

То, что в  этом году саммит АТЭС принимает Россия, – очень положительный сигнал. Впервые наша страна выступает не как сторонний наблюдатель и даже не как один из рядовых членов этой организации, а в качестве основного участника, формирующего повестку дня.

Для России, государства, простирающегося от Европы до Азии, инфраструктурный дисбаланс между европейской и азиатской частью страны остаётся одной из наиболее насущных экономических проблем. Проблема эта появилась не вчера, а ещё в те годы, когда Сибирь и Дальний Восток стали частью российского государства. Вспоминается факт продажи американцам Аляски в 1867 г. как раз ввиду её незащищённости и невозможности эффективной обороны в случае нападения.

Наверняка на позицию российских властей тогда повлияли события Крымской войны 1853-1856 гг., когда англо-французские войска решили прощупать российскую оборону с востока, высадив крупный десант на Камчатке. Англо-французская затея обернулась для оккупантов поражением только благодаря стойкости малочисленного русского гарнизона полуострова.

На проблему инфраструктурного «разъятия» России обращали внимание многие мыслители и стратеги того времени. Один из них, Николай Фёдоров, писал в конце XIX в.: «Пока у наиболее континентальной страны (т.е. России) западная (Петербург – Одесса) и восточная (Николаевск – Владивосток) окраины, крайний северо-западный пункт у незамерзающего залива Рыбачьего полуострова и крайний юго-восточный пункт на Великом океане, будут находиться не в прямом, а в окольном сообщении… до тех пор океаническая часть мира (т.е. Великобритания, США) будет иметь преобладание над континентальною».

Наиболее предпочтительный выход из сложившейся ситуации – включение Дальнего Востока в процессы мировой экономики и создание крепкой транспортно-экономической связки с европейской частью страны. Близость региона к бурно растущим экономикам мира (КНР, Сингапур, Индия, Южная Корея, Япония) способствует экономической интеграции и реализации совместных проектов с иностранными партнёрами на взаимовыгодных условиях.

Либерализация торговли, формирование транспортно-логистических цепочек, создание здорового инвестиционного климата, т.е. то, в чём нуждается остро Дальний Восток и весь регион в целом – эти вопросы будут в первую очередь затрагиваться на саммите АТЭС во Владивостоке.

Вложенные в проведение саммита средства (строительство дорог и мостов, в т.ч. вантового моста на о. Русский длиной в 1104 м, моста через бухту Золотой Рог, возведение аэропортов, гостиниц и залов заседаний, системы энергообеспечения и т.д.) значительно подправили инфраструктурный облик  Дальнего Востока. Это тем более важно на фоне неоднократно высказываемых российскими властями намерений превратить Дальний Восток в экономическую платформу для развития партнёрского диалога и реализации крупных инвестиционных проектов с ведущими экономиками АТР.

Экономическое возрождение Дальнего Востока немыслимо без создания необходимых для этого предпосылок. Поэтому одно из предложений, озвученных российскими властями в первые же дни саммита – учреждение института инвестиционных представителей, которые будут наделены соответствующими полномочиями для разрешения проблемных ситуаций, могущих возникнуть у иностранных инвесторов. Институт инвестиционных представителей – это точка соприкосновения крупного бизнеса с чиновничеством не на принципах подчинённости в атмосфере отчуждения, а на принципах взаимопомощи и взаимопонимания.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил, что Приморье намерено укреплять сотрудничество со странами АТЭС, т.к. особых препон для развития торговых и культурных связей с соседями по региону нет. Известно, что инвестиционная привлекательность Приморья оставалась довольно низкой. Доля вложенных в регион иностранными партнёрами финансов меньше, чем в Якутии, Хабаровском крае или на Сахалине (1). Но ситуация постепенно изменяется к лучшему. На территории края зарегистрировано более 300 предприятий с китайским капиталом. Имея границу с Китаем, протяжённостью более тысячи километров, приморские власти стараются максимально выгодно использовать этот фактор, и китайские партнёры отвечают взаимностью. Тем не менее многовекторное экономическое сотрудничество принесёт куда большие дивиденды, поэтому развитие торговых отношений с Южной Кореей и Японией могут быть в этом контексте весьма выгодны, тем более что эти государства – одни из весомых участников АТЭС.

Сближения со странами АТР исключительно на экономической основе выглядело бы неестественно однобоким, поэтому один из проектов, реализуемых Москвой в рамках проведения саммита АТЭС во Владивостоке - реализация научно-исследовательских и образовательных программ в регионе для подготовки компетентных научных и интеллектуальных востоковедческих кадров. Указ Правительства России об учреждении во Владивостоке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) положил начало практическому воплощению этих идей. На базе ДВФУ будет действовать крупный научный центр, будут разрабатываться инвестиционные программы, а в стенах вуза смогут обучаться не только российские, но и иностранные студенты. Показательно, что ДВФУ - единственный российский вуз, имеющий  своё отделение в Японии, аккредитованное правительством этой страны.

Сейчас более 50% внешней торговли России приходится на страны ЕС, в то время как перспективный восточный рынок остаётся неизведанным. В интересах России сделать так, чтобы торговый баланс сместился на восток. Это позволит не только активно участвовать в совместных экономических проектах с государствами АТР, но и выстроить сбалансированную внутреннюю экономическую политику.

 

1. http://apec.primorsky.ru/ «Приморье будет укреплять сотрудничество со странами АТЭС» («Вести» 02.09.2012) 

Ключевые слова: Россия АТЭС экономика инвестиции

Версия для печати