ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Мальвинские мечты» Аргентины

16:24 24.08.2012 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Буэнос-Айрес требует деколонизовать спорные острова, которые считает своими, и верит, что мечты осуществятся.

Выступая недавно перед комитетом ООН по деколонизации, президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер вновь заявила о претензиях своей страны на Фолклендские острова (латиноамериканцы называют их Мальвинскими). Она подчеркнула, что исторически и географически эта земля относится именно к Аргентине.

Ранее премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предупредил, что Лондон, как и раньше, будет отстаивать «свои острова».

Представитель правительства Фолклендских островов Майк Саммерс в свою очередь отметил, что келперы, как называют себя жители островов, в рамках Хартии ООН имеют право на самоопределение. Необходимо сделать все, чтобы острова не были «сметены с лица земли» авиаударами «агрессивного соседа», подчеркнул Саммерс. Лондон категоричен и считает, что вопрос закрыт. Буэнос-Айрес призвал стороны к диалогу. А местные власти на Фолклендах объявили: в первой половине 2013 года на островах пройдет референдум по их политическому статусу и суверенитету, который, по версии Лондона, должен окончательно поставить точку в англо-аргентинском споре о принадлежности архипелага. Так или иначе, но все три стороны жестко преследуют свои цели и не собираются уступать ни в противостоянии, ни в диалоге, ни в рамках дебатов на виду у международного сообщества.

Как отмечают латиноамериканские эксперты, в истории Аргентины не было правительства или партии, которые так или иначе ни пытались бы решить мальвинский вопрос и ни предлагали бы своего рецепта его решения. Потому что в подходе к этой проблеме проявлялось отношение правительств и партий к таким понятиям, как суверенитет, национальное достоинство, территориальная целостность. Не исключение и нынешнее правительство, которое решило сделать англо-аргентинский спор одним из приоритетов своей внешней политики. Оно считает справедливым возвращение Мальвинских, Южных Сандвичевых островов и острова Южная Георгия, находящихся, по версии Буэнос-Айреса, под колониальным гнетом Лондона.

По словам посла Аргентины в России Хуана Карлоса Креклера, «Организация Объединенных Наций приняла ряд резолюций, о которых Великобритания ничего не желает слышать. В 2013 году исполнится 180 лет с того дня, когда британские военно-морские силы незаконно изгнали с Фолклендских островов население и власть Аргентины и обосновали там группы британских поселенцев. В течение этого времени обе страны проанализировали различные сценарии для разрешения спора, но не смогли прийти к соглашению из-за уклончивого и противоречивого поведения британского правительства», - утверждает Хуан Карлос Креклер.

Несмотря на распоряжение ООН продолжать переговоры по территориальному спору, Великобритания, игнорируя нормы международного права, продолжает колонизацию островов. Из 16 случаев колониализма в мире, которые до сих пор находятся на рассмотрении у Специального комитета, 10 осуществлены с участием Великобритании, в том числе вопрос о Фолклендских островах.

«Аргентину поддерживает вся Латинская Америка, мечтающая видеть мир свободным от колонизации и не желающая милитаризации Южной Атлантики. Регион хочет жить в мире и полной гармонии со всеми странами»,- убежден аргентинский посол в России…

Для более ясного понимания сути конфликта, сделаем небольшой экскурс в историю с географией. Фолклендские (Мальвинские) острова расположены в 500 км от побережья Аргентины и в 12 тысячах км от Великобритании. Архипелаг включает в себя два крупных острова – Восточный Фолкленд (Соледад) – 5,3 тысячи кв. км, Западный Фолкленд (Гран Мальвина) – 6,7 тысячи кв. км и около 200 мелких. До начала военного конфликта там проживало примерно 1800 человек – главным образом смешавшиеся потомки шотландцев, англичан, испанцев, аргентинцев, французов, голландцев и т.д. Официальный язык – английский. Столица – Порт-Стэнли. Сегодня население Мальвинских островов – около 3,5 тысяч человек,, после конфликта довольно сильно разбавленные британцами.

Кроме своего стратегического расположения, раньше эти острова не представляли особой ценности: почти голые, поросшие вересковыми зарослями ландшафты, торфяные болота, суровый климат. Но в последние годы здесь были обнаружены довольно крупные залежи нефти и газа, что резко повысило «рейтинг» Мальвин-Фолклендов. И «британский Лев» стал удерживать их в своих объятьях еще крепче…

…По аргентинским документальным источникам, острова открыл в 1520 году испанский мореплаватель Эстебан Гомес, капитан самого крупного корабля испанской флотилии Магеллана – «Сан-Антонио». Другая историческая версия гласит, что этот архипелаг также открыли испанцы – только в 1539 году в ходе экспедиции А. де Комарго, который повторил путешествие Магеллана, огибая Южную Америку с Востока.

Британцы в свою очередь утверждают, что острова открыли они, в частности – английский мореплаватель Джон Дэвис, капитан корабля «Желание» из экспедиции Т. Кавендиша. Мол, во время бури его судно потеряло связь с флотилией и подошло к островам, ныне носящим имя Фолклендских (Мальвинских). А позднее, утверждают в Лондоне, английский пират Ричард Хоукинс в 1594 году сделал описание северного побережья архипелага. Однако англичане долгое время здесь не высаживались. В 1760 году в эти края прибыл английский корабль «Уэлфер». Он открыл пролив, разделявший западный и восточный острова. Капитан судна Джон Стронг назвал его именем лорда Фолкленда, казначая британского флота. А позднее весь архипелаг получил название Фолклендские острова.

Через четыре года на островах высадилась французская экспедиция. Они основали на побережье Соледад поселение Порт Сен-Луи и провозгласили остров собственностью Франции. Однако британцы вытеснили французов, высадив вооруженный отряд на Восточном Фолкленде, основали Порт- Эгмонт и провозгласили острова Британскими. В 1764 году новая английская экспедиция возвела в поселении оборонительные сооружения.

Но и Испания не уступала. Мадрид заявил о принадлежности Мальвинских островов ему. И, заплатив Франции 25 тысяч фунтов стерлингов, уступила их испанцам. «Главная цель французского правительства заключалась лишь в том, чтобы острова не были захвачены англичанами», - заявил французский министр испанскому послу в Париже, объясняя эту куплю-продажу. 

Тем не менее англичане отказались покидать острова. И Буэнос-Айрес отправил туда военную эскадру. Испанцы заставили англичан удалиться. Однако назревал серьезный вооруженный конфликт. В 1774 году британцы ушли, но заявили, что «еще вернутся на свои Фолклендские острова». Позднее англичане еще долго конфликтовали с испанцами, а когда аргентинцы освободились от испанского господства и провозгласили независимость, Мальвинские острова вошли в состав молодой южноамериканской  республики.

В августе 1831 года произошел конфликт между Аргентиной и США из-за задержанных возле острова Соледад трех американских судов-китобоев. Они были уличены в незаконном промысле. Разразился скандал. Вашингтон направил в этот район военную экспедицию, которая разрушила Порт-Луи и изгнала оттуда аргентинского губернатора и поселенцев. Американцы объявили Фолклендские (Мальвинские) острова свободной территорией. Так был нарушен суверенитет Аргентины над островами. Действиями США воспользовались англичане. Они высадили там десант и вновь изгнали аргентинцев из Соледада. Буэнос-Айрес послал англичанам резкую ноту протеста. Аргентинцев и тогда поддержали все латиноамериканские страны.

…В 1833 году Великобритания отторгла у Аргентины острова и превратила их в свою колонию. На политических и географических картах они стали значиться как «спорная территория». И на протяжении всего времени, вплоть до сегодняшнего дня, Буэнос-Айрес не переставал и не прекращает оспаривать правомерность насильственного захвата заморской державой территории, которую по юридическим, историческим и географическим признакам считает своей неотъемлемой частью. Об этом заявляли и заявляют многие эксперты в области международного права.

Лондон на протяжении многих десятилетий уклонялся от обсуждения с Буэнос-Айресом «мальвинской темы». Британцы просто игнорировали около 40 резолюций ООН, призывающих обе стороны к мирному дипломатическому диалогу. В 1982 году правившая в Аргентине военная хунта не выдержала и поспешила решить «мальвинский вопрос» силой. Военные направили на острова войска, которые заняли их и водрузили над столицей Порт-Стэнли аргентинский флаг. Разгневанный Лондон тоже не дремал – отправил на Фолкленды мощный экспедиционный корпус. Война длилась около 3 месяцев и завершилась победой англичан, которых поддержали США. Боевые действия стоили аргентинцам 649 жизней, а британцы потеряли убитыми 255 человек. И 14 июня 1982 года командующий аргентинскими войсками генерал Менендес подписал акт о капитуляции. После заключения перемирия Лондон разместил на островах примерно 700 своих солдат при общей численности тогдашнего населения в 1,5 – 2 тысячи человек.  

Некоторые политологи отмечали тогда, что вооруженный конфликт, и в целом Фолклендский-Мальвинский кризис, возник не из-за авантюризма генерала Гальтиери или упрямства Тэтчер, или недальновидности Хейга и Рейгана, а из-за противоречия имперской позиции Лондона и в то время авторитарного режима в Буэнос-Айресе с аргентинской олигархией, с одной стороны, и коренными интересами развития Аргентины как суверенной, независимой нации, с другой. Скорее всего, это так: причина – в совокупности драматически совпавших факторов.

Вот, что писала западная пресса о Фолклендах (Мальвинах) 15 лет спустя после краткосрочного вооруженного конфликта из-за островов. «Люди сегодня живут здесь почти как в раю. Гарантированный достаток, полное отсутствие безработицы, у каждого свой дом, а во дворе один-два джипа. Двери домов на ночь не запираются, и единственный островитянин, скучающий без работы, это местный судья, которому некого привлекать к судебной ответственности. Аргентинцы называют эти острова Мальвинскими. Англичане и аборигены-келперы – зовут их Фолклендскими.

Само слово «келпер», считают исследователи, используется с 1960-х годов и стало широко применяться во время войны 1982 года. А происходит оно от слова «kelp», что соответствует названию вида водорослей, произрастающих у побережья этих островов.

Климат местный теплым не назовешь. Недалеко – Антарктида. Зато келперы не знают, что такое теснота. Население всего в  2,5 тысячи человек (к концу 1990 годов) живут на 12 тысячах квадратных километров. У келперов есть своя денежная единица, государственный флаг и герб. Есть конституция, почтовые марки и… экономическая независимость. И эта независимость позволила местным жителям превратить свои острова в маленький рай».

После войны на Фолклендах начался настоящий экономический бум. Об этом позаботились Лондон и его союзники. Словно в благодарность, Великобритания и страны Евросоюза пролили на острова золотой дождь финансовой и иной помощи. Местное правительство ввело лицензии на вылов рыбы в 200-мильной зоне вокруг островов. Доходы от этого составили 40 миллионов долларов в год. Хотя стиль жизни аборигенов не изменился. Они продолжали заниматься в основном разведением овец. На каждого келпера приходилось в среднем по 400 голов. А их овцы гуляют на собственных, а не арендованных землях. Они их выкупили за счет государственных кредитов. Доходы у келперов, по данным западной прессы, – от 1000 до 10000 долларов в месяц. У каждой семьи есть свой дом, в котором обязательно стоят холодильник, микроволновая печь, телевизор и телефон. Оснащенный по последнему слову техники госпиталь в Порт-Стэнли обслуживает пациентов бесплатно. Обучение ведется на высоком уровне. Келперам, как считают британские политики, нет основания желать лучшей жизни и стремиться под крыло Аргентины.

Лондон недавно в очередной раз отказался обсуждать с Буэнос-Айресом будущее «островов раздора». Британцы заявили только, что пусть жители Фолклендов проведут референдум о своем статусе. И в Порт-Стенли откликнулись, назначив на первую половину будущего года плебисцит.

…А о блиц-войне 1982 года сегодня на Фолклендах (Мальвинах) напоминают лишь ровные ряды белых крестов на кладбище, где похоронены аргентинские военнослужащие. Родственникам погибших пока сложно посетить могилы павших. Ведь острова до сих пор остаются «конфликтными» для Лондона и Буэнос-Айреса. И когда стороны уладят этот раздор, сегодня никто не берется предсказать.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати