Вишеградская группа просит США обратить на неё внимание

11:14 13.08.2012 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


В последние несколько лет политика Соединённых Штатов в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ) претерпела ряд изменений. Данный регион уже не рассматривается Вашингтоном как ключевой плацдарм в противостоянии с Москвой, а центрально-европейские и восточно-европейские союзники США утратили статус приоритетных партнёров. Но лидеры государств ЦВЕ, особенно в рамках Вишеградской группы (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия), продолжают подчёркивать свою приверженность взятым ранее обязательствам в рамках НАТО и двусторонних соглашений с Вашингтоном.

Польша на этом поприще своей активностью превосходит своих соседей. Это неудивительно, если учесть политический, экономический, демографический и оборонный потенциал Варшавы и её амбиции играть роль полюса притяжения для всей постсоциалистической ЦВЕ. Но в одиночестве нести это бремя Польше не под силу. Отсюда – неизбежная опора на США и поддержка внешнеполитических инициатив Вашингтона – от вторжения в Ирак и Ливию до размещения в Европе элементов системы ПРО. В интересах Варшавы - максимально тесное взаимодействие с американцами, поэтому польские власти изъявляют желание участвовать в реализации каждого из трёх этапов создания европейской системы ПРО США (повышение безопасности, непосредственно Соединённых Штатов - обеспечение безопасности партнёров по НАТО – обеспечение безопасности партнёров США) и в реализации совместных проектов по добыче сланцевого газа. Если для поляков примером для подражания в деле добычи сланцевого газа являются американцы, то для остальной Европы – поляки. Поэтому Варшава заинтересована быть в этом вопросе «второй после Вашингтона».

Польша поддерживает американские инициативы на послесоветском пространстве: активней работает в Молдавии, всегда «на передовой» на белорусском направлении, старается не упускать из-под контроля ситуацию на Украине и т.д. Но республиками бывшего СССР польско-американское сотрудничество не ограничивается: Варшава совместно с Вашингтоном реализует ряд проектов в Афганистане, Тунисе, Мьянме (1).

Вишеградская группа является одним из механизмов коллективного сотрудничества стран ЦВЕ с Соединёнными Штатами. Но в последнее время голос этой «четвёрки» был довольно слаб, хотя другие члены ЕС громко обсуждали текущие проблемы (кризис в Греции, фискальная политика Брюсселя и т.д.). Как пример: формально Вишеградская группа обладает таким же количеством  голосов при обсуждении указанных проблем, как, скажем, Франция и Германия вместе взятые. Но пока Париж и Берлин выдвигали одно предложение за другим, «вишеградцы» молчали. Ряд экспертов полагают, что одной из причин служит то, что из всей «четвёрки» только Братислава входит в еврозону. Выдвигаемые Германией и Францией проекты (фискальная и банковская политика в рамках ЕС и т.д.) теоретически окажут непосредственное воздействие только на Словакию. Чехия, Венгрия и Польша не имеют надлежащих механизмов для активного влияния на позицию стран еврозоны, тем более что многие инициативы принимаются в неформальном кругу ведущих экономистов из стран еврозоны (2). Позже об уже утверждённых инициативах информируются все 27 представителей.

Словакия могла бы выступить «мостом» между «вишеградцами» и странами еврозоны. Но представители Вишеградской группы предпочитают придерживаться двустороннего диалога с Германией, одной из ведущих европейских экономик, а не выстраивать многоэтапные конструкции. И  даже наметившиеся было сближение Польши  со Словакией не сделало последнюю адвокатом Вишеградской группы перед остальной Европой. Братиславу Берлин воспринимает достаточно серьёзно, как члена еврозоны. Не менее прочный взгляд у Берлина и на Варшаву  благодаря стратегической роли последней в масштабах всей ЦВЕ. Прага и Будапешт не входят в фокус приоритетного внимания Германии. Дело и в их менее актуальной для Берлина, на данный момент, внешней политики, и в личностных отношениях лидеров этих стран с властями Германии.

Ещё одна причина институциональной слабости Вишеградского блока – разное видение своей конечной цели каждого из его членов. Варшава осторожно подходит к вопросу перехода на евро, но отстаивает своё право на участие в любых дебатах на эту тему. Братислава, напротив, согласна поступиться суверенитетом во благо общеевропейских интересов. Прага уже долгий период времени не озвучивала стратегически важных заявлений о судьбе Евросоюза и Чехии в нём, а Будапешт, кажется, всё больше теряет интерес к идее общеевропейского дома (3).

Вишеградская группа гораздо активнее на восточном направлении, чем на западном. Так, 12 мая 2011 г. страны Вишеградской четвёрки объявили о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.  И уже с 2013 года  Вишеградская группа планирует принять участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО). Словакия, из-за соседства с Украиной, выполняет функции гуманитарно-политической «трансмиссии» между «вишеградцами» и послесоветскими странами-участницами программы Восточного партнёрства. Чехия – роль финансовой гавани и центральной точки в регионе ЦВЕ. Венгрия также активна на восточном направлении, но часто отвлекается на Балканы, где проживает многочисленная венгерская ирредента. Такой «географический» перекос привёл к тому, что «четвёрка», действительно, отдалилась от общеевропейских дел, замкнувшись в своём маленьком мирке.

Европейские эксперты не раз высказывались за более плотное сотрудничество Вишеградской группы с Соединёнными Штатами. По их мнению, Вашингтон часто недооценивает стратегический потенциал такого сближения и приводит свои рекомендации по этому поводу: необходимость углублённого диалога на дипломатическом уровне, сотрудничества в военной сфере и переход от национальной к региональной стратегии, признание за Вишеградской «четвёркой» статуса восточного рубежа трансатлантического сообщества (4).

Последний пункт обращает на себя особое внимание. В нём выражено желание «вишеградцев» играть роль передовой линии в геополитическом противостоянии запад-восток. С тех пор как в средневековой Европе вектор политико-цивилизационной динамики  север-юг сменился на запад-восток, роль Польши, Венгрии, в истории которых были удачные периоды имперостроительства, как бруствера европейской цивилизации, не изменилась. Это прослеживается и сегодня. Исторический и политический ревизионизм, социально-экономическая нестабильность – таковы, по мнению экспертов из стран Вишеградской группы, вызовы, с которыми этой группе приходится иметь дело. На этом фоне три из четырёх «вишеградских» стран значительно сократили расходы на оборону:  Венгрия – на 29%, Словакия и Чехия – на 22% и 16% (5).

Быть более активными в своих антироссийских инициативах, а создание Вишеградского блока и проводимая им политика направлена именно на сдерживание России, «вишеградцев» заставляют перспективы развития собственного энергетического сектора с учётом намерений развернуть добычу сланцевого газа. Польские власти уже заявляли о больших запасах этого топлива, добыча которого может существенно изменить энергетическую картину внутри не только  Вишеградской группы, но и всей ЦВЕ. В интересах Вашингтона - извлечь из этого максимальную выгоду, ведь, если надежды Варшавы на сланцевый газ сбудутся, у стран ЦВЕ появится альтернативный российскому газу источник энергии. 

Таким образом, стратегия и тактика Вишеградской группы будет заключаться в следующем:

-  не замыкаться в себе, а работать в формате В4+ (Вишеградская «четвёрка» + восточные партнёры). Под плюсом часто подразумевается Украина, которая с готовностью откликается на атлантические инициативы;

- укреплять узы внутриблоковой интеграции (Прага и Варшава уже подписали соглашение о проведении совместных исследований в военной области, а Братислава намерена с Прагой координировать закупку необходимых для военной техники деталей и амуниции);

- усилить дипломатические контакты с Вашингтоном и разделить между собой «лавры» защитников атлантических ценностей в масштабах всей ЦВЕ;

 

1. The U.S.-Polish Relationship 2012: All Grown Up (Central Europe Digest Special, July, 27 2012)

2. Enhancing Central Europe`s Clout in the Euro-zone Debate (Central Europe Digest, August 1, 2012)

3. Там же

4. US Foreign Policy & the Visegrád Group (Central Europe Digest, August 1, 2012)

5. Prospects of Deeper Visegrad Defense Collaborations (Central Europe Digest, August 1, 2012)

Ключевые слова: Польша ЦВЕ Вишеградская группа

Версия для печати