Внешняя политика против экономики

12:05 02.08.2012 Виктория Журавлева, старший научный сотрудник Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН


Размышления о предвыборной кампании в США на фоне зарубежного тура республиканского кандидата Митта Ромни

 

         На прошедшей неделе республиканский кандидат на президентский пост Митт Ромни в США совершил зарубежную поездку, в ходе которой он побывал в Великобритании, Израиле и Польше. Нередко американские кандидаты в президенты в ходе своей предвыборной кампании не ограничиваются выступлениями внутри страны, но выезжают и за рубеж, чтобы заявить о себе как о масштабной политической фигуре. Поездка Ромни должна была показать, что он не просто в прошлом хороший бизнесмен и способен решить экономические проблемы, которые стоят перед страной, но и политик, способный представлять интересы США в мире. Кроме того, поездка должна была отвлечь внимание избирателей от многочисленных обвинений в адрес республиканского кандидата, которые благодаря стараниям действующей администрации стали центральной предвыборной темой последних месяцев.

         Однако поездка оказалась далеко не такой успешной, как планировалось. Ромни продемонстрировал себя не очень хорошим дипломатом – в Лондоне он критически отозвался о готовности британской столицы к летним Олимпийским играм, а в Израиле предположил, что низкий уровень экономического развития Палестины связан с культурным фактором. Создать образ сильного политика, достойного должности главы американского государства не особо получилось. Скорее Митт Ромни напомнил республиканского предшественника действующего Президента - Дж. Буша-мл., многочисленные ляпы которого дополняли в целом агрессивное поведение США на международной арене в ходе его президентства и внесли свою лепту в создание неблагоприятного имиджа страны.

         Его поездка оказалась совсем не похожа на предвыборный зарубежный тур Б.Обамы, который он совершил в 2008 году. Б.Обаме тогда удалось добиться именно того, для чего и задуманы эти поездки – еще будучи только кандидатом в Президенты он заявил о себе как о значительной, влиятельной политической фигуре, способной не только представлять великую страну, но и вернуть США должное уважение и доверие союзников и восстановить ее положительный имидж. Он был только кандидатом в Президенты, а его популярность в мире стала выше популярности многих действующих тогда глав государств.

Митт Ромни своей поездкой в очередной раз продемонстрировал, что ему очень далеко до Барака Обамы. Возможно, он был неплохой бизнесмен, но, как не раз говорил его соперник, достаточно ли этого для того, что бы возглавить страну.

Однако имеет ли это какое-то значение для американских избирателей и для исхода кампании? Судя по тому, что значительного падения его рейтинга не произошло, провальная поездка, похоже, оказалась не такой уж катастрофой для республиканского кандидата. По данным независимого исследовательского агентства Гэллап, действующий Президент Барак Обама лишь немного опережает своего соперника в избирательных предпочтениях американцев - 47% избирателей проголосовали бы за Обаму и 45% за Ромни, если бы выборы состоялись сегодня[i].

Дело в том, что внешняя политика редко когда становилась приоритетным вопросов в ходе президентской гонки. Традиционно предвыборные настроения граждан в США определяются социально-экономическими вопросами. Внешнеполитические проблемы в целом мало волнуют американцев, а потому внешнеполитическая карта в предвыборной борьбе разыгрывается только тогда, когда внешняя политика определяет национальную безопасность. В частности, в 2004 г. страх перед внешней угрозой, поселившийся в американских избирателях после терактов 11 сентября, помог не слишком популярному Президенту Дж. Бушу-мл. остаться в Белом доме. После 11 сентября вопросы национальной безопасности оставались одними из наиболее важных для американцев почти 10 лет.

Однако финансовый кризис 2008 г. вернул все на свои места. С тех пор экономика вновь стала основной темой любой избирательной кампании. А исход выборов 2012 г., по всей видимости, полностью будет определяться экономическими проблемами.

         Причина этого кроется в неожиданно медленном восстановлении экономики США, которое подрывает позиции Президента Обамы настолько, что дает Республиканской партии реальную надежду перехватить контроль над Белым Домом уже после первого срока Президента-демократа. Традиционно выборы, в которых участвует действующий Президент, заканчиваются в США его победой и рассматриваются конкурирующей партией скорее как репетиция перед настоящим боем за Белый Дом через четыре года. Американцы лишь трижды с конца Второй мировой войны лишили своего доверия действующего Президента после первого срока. Джордж У.Буш переизбирался в условиях экономического спада. Низкие экономические показатели стали причиной его поражения.

         Действующий Президент Б.Обама переизбирается также в тяжелых экономических условиях. Недавно опубликованный квартальный отчет Министерства торговли свидетельствует о том, что спустя три года после того как официально было объявлено о завершении рецессии, экономика США по-прежнему в стагнации. По последним оценкам ежегодный экономический рост составил всего 1,5%[ii]. Это самые низкие показатели с прошлого года. В прошлом квартале экономический рост составил 2%. Замедление темпов роста экономики выражается в частности в том, что рабочих мест в июне было создано всего 80 тыс. рабочих мест, а безработица осталась на довольно высоком для США уровне – 8,2%[iii]. Низкие показатели экономического роста производят особо сильное впечатление на избирателей после пяти месяцев положительной динамики на рынке труда– рейтинг безработицы постепенно снижался, уровень экономической активности рос. По данным Департамента труда в феврале было создано 227 тыс. рабочих мест[iv]. В марте рабочих мест было создано меньше – 120 тыс. вместо ожидаемых 200 тыс., но безработица снизилась до 8,2% и экономисты по-прежнему оптимистично оценивали перспективы восстановления американской экономики.[v] Однако с апреля показатели экономической активности становились все хуже и в середине лета стали рекордно низкими. Более того, 1,5% экономического роста говорит о том, что в ближайшие месяцы безработица будет оставаться на прежнем высоком уровне.

         Экономисты уверяют, что такое замедление темпов роста естественно в условиях глобальной экономической нестабильности, однако экономические ожидания американских избирателей также естественно ухудшились вслед за экономическими показателями. В июне-июле, по данными Гэллап индекс уверенности американцев в экономике серьезно снизился и достиг самой нижней отметки за весь период с января 2012. 62 % американцев уверены, что состояние экономики стало хуже, только 33% американцев считают, что оно улучшилось.[vi] Именно эти пессимистические настроения избирателей и определяют ход предвыборной борьбы. Больше половины американцев считают, что экономика – самый важный вопрос в предвыборной кампании, который определит их окончательный выбор в ноябре.

         Для действующего Президента, это означает, что предстоящие выборы станут референдумом по его экономической эффективности. На сегодняшний день, согласно опросу проведенному Вашингтон Пост совместно с Эй-Би-Си Ньюс, 48% американцев больше доверяют в вопросах экономики Ромни, а 45% - Обаме.[vii] Это, безусловно, сказывается на рейтингах популярности Президента. С начала 2012г. его рейтинг редко превышал 47%. И хотя, по данным Гэллап 58% избирателей считают, что Обама понимает проблемы американцев лучше, чем Ромни, совокупность негативного восприятия экономических реалий и достаточно низкого рейтинга популярности создают для действующего Президента очень непростую предвыборную ситуацию, особенно, если учитывать печальный опыт его предшественников.

          Неудивительно, что в данных условиях Обама стремится отвлечь общественное внимание от экономических проблем и выдвинуть на передний план более выгодные для себя темы, которые подчеркнули бы его достижения за четыре года пребывания в Белом Доме. В предвыборный дискурс, который пока полностью контролируется и определяется демократической администрацией, вынесены три принципиальные для нее темы – иммиграционная политика, налоговая политика и здравоохранение. Все три – противоречивы и далеко не так однозначно воспринимаются американцами, как того хотелось бы Президенту, однако они позволяют ему заявить о себе как о защитнике интересов среднего класса, на поддержку которого он делает ставку в своей предвыборной кампании.

         Республиканцы в свою очередь стараются не дать избирателям возможности забыть о центральной предвыборной теме. Их задача превратить ноябрьские выборы именно в референдум по Обаме. Предвыборная тактика М. Ромни состоит в том, чтобы удерживать все внимание избирателей на экономических проблемах страны. Его основным лозунгом стал «мы уже видели, что этот президент не способен справится с экономикой страны, зачем нам ждать еще четыре года?».

         Не слишком успешная зарубежная поездка Ромни на самом деле вполне удачно может быть вписана в предвыборный образ республиканского кандидата – успешный бизнесмен, который сосредоточен только на том, чтобы решить экономические проблемы страны, и не будет отвлекаться ни на что другое. Но с другой стороны, она в очередной раз подтвердила то, что было понятно с момента появления Ромни, в качестве единственного соперника Обамы – он вряд ли сможет победить, если только Обама не проиграет.



[i] Gallup Election 2012 Tracking. http://www.gallup.com/poll/election.aspx http://www.gallup.com/poll/election.aspx

[iv] Washington Post, March 9, 2012

[v]Michael A. Fletcher. U.S. hiring slowed sharply in March; unemployment fell to 8.2%//Washington Post. – April, 6. http://www.washingtonpost.com/business/economy/us-hiring-slowed-sharply-inmarch-unemployment-fell-to-82-percent/2012/04/06/gIQAroNXzS_story.html

[vi] Jenny Marlar. Economic Confidence Down Last Week, Back to January Levels. Gallup. July31, 2012 http://www.gallup.com/poll/156368/Economic-Confidence-Down-Last-Week-Back-January-Levels.aspx

Ключевые слова: США

Версия для печати