ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Демократия дала сбой в Парагвае

14:05 16.07.2012 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В Латинской Америке произошел очередной после трехлетнего затишья правый государственный переворот. На этот раз демократия дала сбой в Парагвае, где враждебно настроенный к главе государства парламент при помощи процедуры импичмента сместил законно избранного президента Фернандо Арминдо Луго Мендеса. Свершилось предсказание политологов о том, что следующим после Гондураса, где местная олигархическая элита в июне 2009 свергла также всенародно избранного президента Мануэля Селайю, станет полевевший в лице президента Луго Парагвай. Это после почти 70-летнего правления либерально-консервативной Партии Колорадо (сегодня Национальная республиканская ассоциация), костяк которой составляют крупные землевладельцы и предприниматели!

Пост отстраненного от власти в Парагвае главы государства моментально занял интриган, ангажированный местной олигархией и спецслужбами США, амбициозный вице-президент Федерико Франко. Он будет править страной до апреля 2013 года, когда пройдут очередные президентские выборы.

Как развивались события? Парагвайский парламент 22 июня 39 голосами «за» при 4 «против» отстранил от должности демократически избранного президента Парагвая. Днем ранее парагвайские законодатели, подавляющее большинство которых составляют представители олигархических кругов страны, неожиданно проголосовали за проведение «политического суда» над главой государства, которого они обвинили в «ненадлежащем исполнении обязанностей», что, по их мнению, привело к гибели 17 человек в результате вооруженного столкновения между полицейскими и безземельными крестьянами. Как сообщали информагентства, кровавые события, ответственность за которые возложили на парагвайского президента, произошли 15 июня, когда свыше сотни безземельных крестьян, незаконно захвативших часть территории крупного латифундиста, расположенную в 380 км от парагвайской столицы, устроили засаду на стражей порядка, которые намеревались выселить их с участка по решению суда. В результате перестрелки погибли 6 полицейских и 11 крестьян, более 100 человек получили ранения, 20 из них - в тяжелом состоянии. По некоторым данным, вооруженное столкновение было спровоцировано специально для того, чтобы обрести повод для импичмента главе государства. И вот такой повод был сфабрикован…

Демократически избранный в 2008 году глава республики Фернандо Луго по жизни не был безгрешным ни священником, ни мирянином, но сместили его по причине сугубо политической. И поначалу хотелось дать статье более едкий заголовок – «Парагвай «загондурасило». Но политкорректность все же взяла верх над эмоциями.

Почему «гондурасизация»? Напомню: начало жесткой конфронтации в Гондурасе было также положено местными заговорщиками во главе с крутым бизнесменом Роберто Мичелетти, которые, по сообщениям американской прессы, координировали свои путчистские планы с представителями Соединенных Штатов, а точнее, с Пентагоном и ЦРУ. На территории республики давно и активно действует военная база США Пальмерола. Противники президента Мануэля Селайи внутри и за пределами Гондураса решились на военный переворот после того, как тот взял курс на социально-экономические реформы, присоединил свою страну к ориентированной на социальные перемены интеграционной группировке АЛБА (ALBA), отправил в отставку наиболее одиозных генералов и объявил о проведении опроса населения по поводу возможных поправок в конституции. Все это и послужило главным поводом для путча вставших на защиту олигархии военных. Они обвинили президента в нарушении основного закона Гондураса, в «его стремлении продавить для себя второй срок президентства», а для пущей убедительности приписали ему еще и коррупцию. А так как доказывать все эти обвинения было не с руки, 28 июня 2009 года военные вместе с Роберто Мичелетти совершили государственный переворот, арестовали президента и выслали его из страны.

Временным главой государства парламент назначил главу всей интриги Роберто Мичелетти.

Дальнейшая хроника основных гондурасских событий такова.

- 29 июня 2009 года: страны АЛБА, Система Центральноамериканской интеграции (SIC) и Группа Рио (Grupo de Rio) осуждают государственный переворот и требуют восстановления Мануэля Селайи в должности президента.

- 30 июня 2009 года: Генеральная Ассамблея ООН требует вернуть Селайю к власти;

- 4 июля 2009 года: Организация Американских Государств приостанавливает членство Гондураса в этой организации;

- 5 июля 2009 года: Мануэль Селайя пытается вернуться в свою страну на самолете, однако новые власти не разрешают посадку его самолета в аэропорту Тонконтин и подвергают жестоким репрессиям манифестантов, которые пришли встречать свергнутого президента;

- 24 июля 2009 года: Свергнутый президент прибывает на границу с Гондурасом со стороны Никарагуа и въезжает на территорию своей страны через  контрольно-пропускной пункт Лас Манос, но гондурасские пограничники по приказу властей силой вынуждают его вернуться обратно; 

- 29 ноября 2009 года: в Гондурасе в обстановке репрессий проводятся «всеобщие выборы», итоги которых не вызывают доверия ни у местного населения, ни у международного сообщества;

- 27 января 2010 года: «по результатам» выборов президентом становится гондурасский олигарх, представитель Национальной партии Порфирио Лобо Coca (Porfirio Lobo Sosa);

- 12 января 2011 года: Национальный Конгресс Гондураса вносит поправку в 5 статью конституции, позволяющую проводить в стране опросы и референдумы. (Поразительно, но именно подобная попытка послужила предлогом для свержения Мануэля Селайи);

- 9 апреля 2011 года: новый президент Порфирио Лобо встречается в колумбийском городе Картахена де Индиас с президентом Колумбии Хуаном Мануэлем Сантосом и главой Венесуэлы Уго Чавесом, которые выступают в качестве посредников в деле урегулирования гондурасского кризиса;  

- 2 мая 2011 года: Верховный суд Гондураса аннулирует обвинения Мануэля Селайи в так называемой коррупции. С экс-президента снимаются и другие обвинения. Дорога к возвращению на родину открыта;

- 22 мая 2011 года: Мануэль Селайя и Порфирио Лобо на встрече в колумбийском городе Картахена де Индиас подписывают «Соглашение о национальном примирении и консолидации демократической системы».

Но этот «гондурасский компромисс» решил позитивно лишь вопрос с экс-президентом, но не с системой, которая его отвергла. Истинные хозяева республики продолжили имитацию демократии, подчиняясь все тем же инстинктам олигархии и обслуживая интересы США, при этом игнорируя мнение большинства собственного народа.

И вот 22 июня (заметьте – опять июнь!) началась молниеносная «гондурасизация» Парагвая. Хотя в Асунсьоне, надо признать, все было сделано поаккуратнее. Внешне вполне законно, через процедуру конституционного импичмента, то есть некоего политического суда. Вот только многих сторонников демократии эта парагвайская «законность» ввергла в шок. Ведь по сути-то местная компрадорская олигархия взяла демократию в свои руки. Инициаторы импичмента во главе с вице-президентом Федерико Франко провернули процедуру отстранения президента от власти в рекордно короткий срок – собрались и в один день все решили. Чтобы никто не успел понять, за что сместили президента, которого избрал народ? Похоже на то. Вице-президент, 49-летний политик и врач по профессии, человек крайне амбициозный, давно мечтающий о власти, тут же (по конституции) был назначен парламентом временным президентом – до очередных всеобщих выборов в апреле 2013 года. Похоже на политический трюк в Гондурасе? Весьма.  

Но почему вдруг бывший католический священник, левоцентрист по убеждениям Луго стал неугоден местной элите? Почему его изгнали с формулировкой «за плохое исполнение своих обязанностей». В первую очередь потому, что Луго «не одной с этой элитой крови». Он не вписался в олигархический истеблишмент давно сложившейся в Парагвае социально-политической и экономической системы, которая оформилась еще во времена диктатуры генерала Стресснера. Это – старый, но еще крепкий бетон, бетон-хамелеон, который принимает окраску общечеловеческих ценностей, но его не пробить никакими рассуждениями о демократии и правах человека. И как только президент Луго задумал провести реальную, а не словах,  аграрную реформу в интересах безземельных крестьян, землевладельческая элита устроила ему провокацию и импичмент. Прямо, почти как у шолоховского деда Щукаря – «не нужон ты, Фернандушка, в нашей партии!»

Вместе с тем, как дал понять Луго, он не собирается уходить из политики и обдумывает возможность выдвинуть свою кандидатуру в сенат на выборах в апреле 2013 года. По конституции Парагвая 1992 года он не вправе баллотироваться на второй президентский срок подряд. Соответствующее положение было внесено в основной закон страны, чтобы не допустить прихода к власти тиранов, подобных генералу-диктатору Альфредо Стресснеру, правившему страной с 1954 по 1989 год.

Любопытен хитроумный ход, который продемонстрировали силовые структуры Парагвая, которые по закону должны защищать демократически избранного президента. Почти сразу после смещения Фернандо Луго вооруженные и полицейские силы страны заявили о своей неограниченной поддержке отстраненного от власти главы государства и осудили инициированный депутатами процесс импичмента. Силовики распространили сообщение, в котором говорилось: «Мы выступаем против предпринятых действий в отношении президента, тем более что они были осуществлены без публичной дискуссии и обсуждения вопроса с парагвайским обществом, что означает серьезный шаг назад в процессе демократизации региона». Но при этом парагвайские силовики отказались от применения силы к тем, кто фактически совершил государственный переворот. Они хорошо усвоили, что у кого в их стране земля и богатства, у того и власть. Именно эту власть армия и полиция Парагвая призваны защищать в первую очередь. 

В этой республике реальную демократию еще никто ни разу по-настоящему и «не нюхал» и даже не представляет себе, какой она должна быть. Поэтому бывший эпископ Луго, народной и партийной волею оказавшийся на вершине власти, уже через год превратился в «белую ворону», посягнувшую на святая святых местной земельной олигархии – на власть в аграрной сфере. А как известно, Парагвай – слаборазвитая аграрная страна - специализируется на поставках сои на мировой рынок. Основа сельского хозяйства – крупные плантации. Президент предложил провести аграрную реформу, наделить землей безземельных крестьян, улучшить положение сельских жителей. Но где взять для них земельные наделы? Ведь в Парагвае по статистике около 80% земли принадлежит тысяче латифундистов. Среди полутора миллиона крестьян более половины живут за чертой бедности, а около 150 тысяч и вовсе не имеют своей земли.

Как тут не вспомнить знаменитые слова Федора Михайловича Достоевского: «Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей поделать людей, то наделите их землей - и достигните целей»… Не читали парагвайские латифундисты Достоевского. А напрасно!

Вот Фернандо Луго, похоже, читал. Как отмечают авторы авторитетного интернет-портала tiwy.com, «что-то уж очень непокорный экс-священник стал мешать кому-то! Победивший на президентских выборах 2008 года при значимой поддержке безземельных крестьян, Фернандо Луго так и не смог провести обещанную народу земельную реформу: олигархический парламент, в котором сторонники Луго оказались в абсолютном меньшинстве, «отложил» её на 2020-е годы!» То есть просто-напросто похоронил.
И по горькой иронии, отмечают обозреватели, именно действия безземельных крестьян, некогда поддержавших Луго, стали причиной его же импичмента. Некоторое время назад сотни крестьянских семей сначала потребовали от властей вернуть им наделы, с которых их когда-то согнали, а потом, не получив внятного ответа из Асунсьона, начали захватывать пустующие участки земли у латифунидстов, настаивая на том, что это их исконные земли, которые были незаконно переданы диктатором Стресснером нынешним владельцам в награду за лояльность.
Так, крупнейший бразильско-парагвайский латифундист Транкило Фаверо, которого все называют Королем сои, владеет 30 тысячами га, половину которых, как утверждают общественные организации, он приобрел незаконно. Безземельные крестьяне требуют изъять у него неиспользуемые земли и передать им. В местечке Ньакундай, в 80 километрах от города Сьюдад-де-Эсте, свыше пяти тысяч семей безземельных крестьян выступили с такими же требованиями к властям. Однако министр внутренних дел Парагвая Кармело Кабальеро уже пригрозил крестьянам, что в случае захвата чужой земельной собственности они будут сурово наказаны. Куда только подевались забота о земледельцах и сочувствие к ним!      

Известный никарагуанский интеллектуал, государственный и общественный деятель, дипломат Мигель Д´Эското (Miguel D´Escoto) заявил, что за новым «дворцовым переворотом» в Парагвае явно чувствуется знакомая рука Соединенных Штатов, так же, как она ощущалась за сорвавшимся переворотом в Венесуэле в 2002 году и за удавшимся в Гондурасе (2009), и за провалившимся в Эквадоре (2010). Мигель Д´Эското задает американцам риторический вопрос: «Если вас так беспокоит демократия во всем мире, то почему вы не практикуете ее у себя в стране?» Или хотя бы в тех странах, где свергают демократически избранных президентов?
Реакция Латинской Америки на события в Парагвае была эмоциональной и очень резкой. В знак протеста против свержения Луго практически все страны Южной Америки отозвали из Парагвая своих послов. Многие из них расценили смещение демократически избранного президента как государственный переворот. И большинство заявило о непризнании нового президента Франко. А Венесуэла ко всему прочему еще и заявила о прекращении поставок Парагваю нефти, а это 30% всего потребляемого парагвайцами «черного золота». Примечательно, что американская компания «Crescen Global Oil» в спешном порядке заключила с новым президентом Федерико Франко соглашение об инвестиций в его страну 10 миллионов долларов и в экстренном порядке начала поиск нефти на территории самого Парагвая.

Тем временем интеграционные объединения, такие как МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) и УНАСУР (Союз южноамериканских наций)», а также СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), приостановили членство в них Парагвая. ОАГ (Организация Американских Государств), в которой многие важные региональные решения латиноамериканцев постоянно блокируют США и Канада, заняла выжидательную позицию. Некоторые обозреватели считают, что с Парагваем может получиться так же, как и с Гондурасом. Со временем страсти утихнут, в Парагвае в апреле 2013 года изберут нового президента, и, мол, все вернется на круги своя.  

Между тем общественность Парагвая, крестьянство, интеллектуалы, которые несколько лет назад голосовали за Луго и возлагали на него большие надежды, начали понимать, что правящая элита обманула их, приписав свергнутому президенту свои грехи и пороки, что не Луго повинен в кровавых столкновениях безземельных крестьян с полицией, а олигархическая система, не допускающая и мысли о реформах и демократических переменах, олигархи, которым этот самый Луго стал мешать жить так, как они жили десятилетиями, нарушил их безоблачную стабильность. Начались акции протестов против тех, кто «уволил» законного президента. Власти пригрозили репрессиями. Канал Telesur сообщил, что силы парагвайской полиции заняли здание общественного телевидения Парагвая и сместили с должности его директора. Телеканал показывал сюжеты с митингов и манифестаций в поддержку отстраненного президента. По информации директора канала, вместе с полицией в здание вошел представитель нового правительства и потребовал прекратить передачу в эфир материалов, в которых оказывается поддержка Луго и его сторонникам.

…В день своего отстранения от президентской власти он сказал: «Сегодня удар был нанесен не по Фернандо Луго, а по истории Парагвая и демократии, получившей глубокую рану. Однако я подчиняюсь решению конгресса, поскольку я всегда руководствовался законом, хотя этот закон и подвергся искажению»… Граждане страны имеют право на то, чтобы выражать свое мнение, заявил изгнанный из власти глава Парагвая. Но, будучи убежденным христианином, призвал, чтобы любые манифестации проходили в мирной форме и не привели к насилию. И вскоре перед зданием парламента разразились беспорядки. Полиция при разгоне манифестантов применила слезоточивый газ и водометы. К счастью, никто серьезно не пострадал, сообщили СМИ. Но протестный пик, как мне представляется, еще не наступил. На днях с требованием вернуть Луго во власть выступило несколько десятков видных писателей, журналистов и деятелей культуры Парагвая, нарастает критическая масса недовольства в аграрном секторе. Продолжает действовать политико-экономический бойкот страны со стороны государств АЛБА и других латиноамериканских группировок. Хотя некоторые республики региона, Панама, например, уже признали новое парагвайское правительство во главе с временным президентом Франко.

По мнению большинства экспертов, дальнейшее развитие событий в Парагвае может пойти по двум основным направлениям. Если временный президент Франко получит существенную поддержку США, то в апреле будущего года в стране состоятся очередные выборы и консерваторы проведут на пост главы государства того кандидата, которого пожелают. С левыми взглядами он уж точно не будет. Но этот вариант может стать и кровавым. Власти, подавляя протесты, обрушит репрессии на оппозицию, чередуя их с выборочными убийствами лидеров своих политических оппонентов и с демагогическими обещаниями народу «стабильности и процветания». Этот путь и есть «гондурасизация» Парагвая.

Второй вариант зависит от солидарных действий стран Латинской Америки, их бойкот правительства Федерико Франко и параллельная консолидация вокруг Луго и мобилизация всех левых сил, безземельных крестьян, студенчества, интеллигенции. Тогда под мощным политическим нажимом власти могут пойти на попятную и назначить досрочные всеобщие выборы, на которых важная роль будет принадлежать народу…

 

…Бывший епископ Фернандо Луго стремился мирным, толерантным путем произвести социально-экономические перемены в Парагвае, но не учел, что это не в интересах тех, у кого в стране земля, деньги и власть, а значит и сила. Урок Гондураса, где парламент с военными также свергли законно избранного президента Мануэля Селайю, пошел, как говорится, не впрок. И факт остается фактом – сильные мира сего в США выбрали для контратаки самые слабые звенья изменяющейся и ускользающей из их цепких рук Латинской Америки – Гондурас и Парагвай. Какая страна будет следующей – Сальвадор или Боливия? В любом случае, чтобы подобного больше не произошло, всем странам региона просто необходимо быть бдительными и укреплять свое единство. Впрочем, именно этим они сегодня и заняты.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати