С 24 июня по 7 июля текущего года в подмосковном Абрамцево состоялась ХII Летняя школа по проблемам глобальной безопасности, организованная Центром политических исследований России (ПИР-Центр)[1].
Летняя школа ПИР-Центра представляет собой форум молодых профессионалов из СНГ и других стран, где на лекциях, семинарах, круглых столах слушатели активно обсуждают самые сложные вопросы работы действующих и перспективы создания новых механизмов безопасности, изучают проблемы контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения, кибербезопасности, энергетической, водной, демографической и миграционной безопасности, проблемы международной преступности и наркоторговли.
Перед молодыми специалистами, приехавшими в Абрамцево из ведущих вузов и научно-исследовательских институтов России, а также стран СНГ и стран Центральной и Восточной Европы выступили ведущие российские и зарубежные эксперты, представители государственных организаций, ведущих вузов и компаний, занимающихся вопросами международной безопасности. Среди них были президент ПИР-Центра В.А.Орлов, заместитель министра иностранных дел России С.А.Рябков, заместитель министра обороны России А.И.Антонов, доцент МГИМО(У) МИД России И.А.Ахтамзян, старший вице-президент ПИР-Центра Е.П.Бужинский, научный руководитель Российского энергетического агентства Л.М.Григорьев, заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Д.В.Феоктистов, начальник Управления международных связей Федеральной службы по финансовому мониторингу А.Г.Петренко, член дирекции ИМЭМО РАН В.И.Трубников.
Во время дискуссии. Слева - директор Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России Д.В. Феоктистов. Справа – Президент ПИР-Центра В.А. Орлов.
Среди слушателей Летней школы были представители Белоруссии, Украины, Польши, Словакии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Южной Осетии. Молодые специалисты вели заинтересованный диалог с представителями российского и зарубежного экспертного сообщества по наиболее острым проблемам современности.
С большим вниманием было воспринято выступление заместителя Министра иностранных дел РФ С.А.Рябкова, посвященное проблемам международной безопасности в повестке российских отношений с США и новыми центрами мировой политики (БРИКС). Выступление прошло под знаком обсуждения результатов саммита «большой двадцатки», состоявшегося в Лос-Кабосе (Мексика) 19 июня текущего года и проходившего перед его открытием мини-саммита лидеров стран БРИКС.
В выступлении было подчеркнуто, что за последние четыре года, предшествовавшие саммиту, между Россией и США были урегулированы важнейшие спорные вопросы в отношениях двух стран. В частности, США устранили последние препятствия к вступлению России в ВТО. Лидеры России и США подписали Договор о дальнейшем сокращении наступательных вооружений (СНВ-3), вступивший в силу в феврале 2011 г. Однако в военно-политической сфере Россия и США до сих пор не достигли взаимопонимания в вопросе по противоракетной обороне, что замедляет процесс переговоров по вопросам о стратегических вооружениях.
В целом экономика является двигателем российско-американских отношений. За прошедший 2011 г. товарооборот между Россией и США составил 31,2 млрд долларов, показав рост на 33,3 % по сравнению с предыдущим годом. Большое значение имело подписание двустороннего Соглашения между Россией и США о гражданском сотрудничестве в атомной сфере, вступившего в силу 11 января 2011 г. Большое значение для развития экономических отношений обеих стран имел обмен активами между крупнейшими нефтяными компаниями обеих стран – «Роснефти» и ExxonMobil Corporation. Американская компания, согласно условиям соглашения, станет партнёром «Роснефти» в освоении огромных нефтегазовых месторождений Арктики. В свою очередь, россияне получат возможность войти в проекты ExxonMobil, в том числе в Мексиканском заливе и Техасе.
Основные разногласия между Россией и США касаются вопроса соблюдения норм международного права и поиска консенсусных, коллективных решений сложных вопросов мировой политики. В особенности острым эти разногласия остаются по вопросу о событиях в Сирии, где Россия заняла принципиальную позицию, отличную от позиции США и основанную на отстаивании до конца норм международного права. В этой связи не может не вызвать озабоченность инициированная американской стороной полемика по поводу прав человека в России. Возможную замену поправки Джексона-Вэника на так называемый «закон Магнитского» Москва считает неприемлемой, как и вообще экстерриториальное применение закона США в третьих странах.
Поэтому состоявшийся 19 июня в Лос-Кабосе мини-саммит стран БРИКС имел важное значение. Стороны обсуждали положение в еврозоне, реформирование МВФ и ситуацию вокруг Сирии и Ирана. Лидеры БРИКС обеспокоены ситуацией в зоне евро, они опасаются негативного влияния европейского кризиса на мировую экономику, Почти все страны БРИКС готовы предоставить дополнительные взносы в МВФ и принять участие в реформировании квот в фонде. Решение было принято по итогам заседания G20, сообщил докладчик. В частности, Россия, Индия и Бразилия заявили о готовности выделить по 10 млрд долларов, Китай – 43 млрд долларов, ЮАР - 2 млрд долларов. Участникам мини-саммита удалось выработать общую позицию по вопросам урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана, а также реформы глобального управления. В рамках БРИКС осуществляются значительные инвестиции в сельское хозяйство и решается проблема продовольственной безопасности. Значительное внимание уделяется проблеме диверсификации экономики. Особенно в этом преуспела Бразилия, разработавшая и внедрившая технологии производства топлива второго и третьего поколений. На данный момент БРИКС, подчеркнул докладчик, представляет собой удачный пример сетевой дипломатии, в рамках которой осуществляется взаимодействие между быстроразвивающимися странами.
В рамках Летней школы-2012 состоялся семинар «Иранская ядерная проблема в контексте режима ядерного нераспространения, региональных отношений на Ближнем и Среднем Востоке и интересов стран постсоветского пространства». Модераторами семинара выступили президент ПИР-Центра В.А.Орлов и главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. На семинаре обсуждались сценарии развития ситуации вокруг Ирана, перспективы принятия в Израиле решения о нанесении превентивного удара по этой стране, риски и возможности для безопасности и развития стран Центральной Азии и Южного Кавказа.
Выступавшие отметили, что с распадом Советского Союза Южный Кавказ быстро оказался на геополитическом разломе. По мере того как Россия отступала с Южного Кавказа, вводя себя в так называемые «естественные границы», проходящие уже на Северном Кавказе, в этом регионе быстро появились новые игроки. США объявили Каспий зоной своих национальных интересов, стали зазывать новые государства Южного Кавказа в различные военные проекты по линии НАТО, усиливать свое экономическое и политическое присутствие. Одновременно на этом направлении активизировалась политика некоторых государств Европы, Ирана и Турции. В условиях обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы возникла опасность реализации внешними игроками сценария управляемого хаоса в отношении стран Южного Кавказа, поскольку на их территориях существует несколько тлеющих этнотерриториальных конфликтов (включая Нагорно-Карабахский), неурегулированных еще с конца 80-х годов прошлого века. Поэтому основной задачей стран Южного Кавказа остается избежание риска участия в военных действиях.
Страны Центральной и Средней Азии с заинтересованностью наблюдают за процессом урегулирования ситуации вокруг Ирана и Сирии, поскольку от разрядки напряженности зависит активизация экономической деятельности в этих странах и приток инвестиций в регион. Необходимо отметить, что для стран Центральной Азии разрешение иранской проблемы неразрывно связано с мирным урегулированием ситуации в Афганистане, поскольку самые амбициозные проекты регионального развития (прежде всего энергетического проекта CASA-1000) предполагают экономическое освоение территории этой страны. Крах мирного урегулирования иранской и сирийской проблем приведет к колоссальным экономическим издержкам, росту панисламистских течений в регионе и увеличению наркотрафика.
Для России дружественные отношения с Ираном имеют важное значение, поскольку эта страна – единственная на Ближнем и Среднем Востоке, с которой у России нет противоречий ни по одному вопросу внешней политики, в том числе и по проблеме урегулирования на Северном Кавказе. Двусторонние отношения Москвы и Тегерана являются гарантией спокойствия наших южных границ. Нужно учитывать и тот факт, что Тегеран проявляет за пределами ближневосточного региона значительно большую гибкость и прагматизм, чем во взаимоотношениях с Израилем и странами Арабского Востока. Сложность позиции России в том, чтобы, поддерживая дружественные отношения и с самим Ираном, и с его соседями, препятствовать как росту регионального экспансионизма со стороны Ирана, так и спекуляциям со стороны западных партнеров по поводу иранской ядерной программы.
В рамках новой методики построения долгосрочного прогноза - форсайта по теме - «Будущее архитектуры безопасности на евразийском пространстве» - ставилась задача спрогнозировать, какой должна быть архитектура безопасности на срок с 2012 до 2018 года. Руководителями исследования выступили вице-президент ПИР-Центра, генеральный директор Фонда стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов и старший научный сотрудник ПИР-Центра, профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
30 июня в рамках Летней школы молодые дипломаты, исследователи, журналисты и государственные служащие встретились с заместителем Министра обороны России Анатолием Антоновым. В ходе встречи участники представили заместителю Министра обороны результаты подготовленного ими прогноза, посвященного будущему архитектуры безопасности на евразийском пространстве, и смогли получить ответы на интересующие их вопросы. А.И.Антонов рассказал о ходе военной реформы в России, перспективах технологического переоснащения российской армии и необходимости укрепления ОДКБ с учетом усиления военной угрозы на южных границах страны.
Заместитель Министра обороны РФ А.И. Антонов выступает перед слушателями Летней школы ПИР-Центра.
Естественным продолжением упомянутого исследования стал ситуационный анализ «Влияние ситуации в Афганистане на региональную и глобальную безопасность: последствия для стран СНГ». Руководителем ситуационного анализа выступил член дирекции ИМЭМО РАН В.И.Трубников. Отдельно в рамках ситуационного анализа был затронут вопрос об интересах России в регионе Центральной Азии и ее возможном участии в урегулировании афганской проблемы. Выступавшие сошлись во мнении, что одними силовыми методами ситуацию в Афганистане не исправить и необходимо поднимать экономику страны, повышать жизненный уровень населения, иначе о борьбе с терроризмом и наркоугрозой можно будет забыть. Серьезную роль могут здесь сыграть соседи Афганистана. С этой целью следует всемерно развивать и совершенствовать сотрудничество в рамках действующих в регионе структур: ШОС, ОЭС (Организация экономического сотрудничества.-А.Т.), САА РК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии - А.Т.), ОДКБ, «Душанбинской четверки» (Россия, Афганистан, Пакистан, Таджикистан), причем ШОС, где Афганистан состоит наблюдателем, могла бы стать в этом плане приоритетной площадкой.
Остроактуальным было выступление руководителя Группы по исследованию проблем мира и конфликтов ИМЭМО РАН Екатерины Степановой. Оно было посвящено современным глобальным тенденциям в области организованного вооруженного насилия, политэкономии конфликтов и их исследованию. В своем выступлении она подчеркнула, что главной опасностью, возникшей с крахом биполярной системы международных отношений, стало то, что резкое сокращение числа крупных и особо крупных межгосударственных конфликтов произошло за счет резкого увеличения числа локально-региональных конфликтов, нередко сопровождаемых ростом нерегулируемого насилия на местном уровне и одностороннего насилия против гражданского населения. Опасность таких конфликтов в том, что их крайне сложно урегулировать как военным, так и мирным путем. Нерегулируемое насилие в таких конфликтах становится нормой и самовоспроизводится с каждой новой вспышкой противостояния. Ситуация осложняется еще и тем, что иногда на одной и той же территории, но по разным причинам возникают несколько конфликтов или несколько игроков, оспаривающих одно и то же противоречие. Такой конфликт тлеет годами и десятилетиями, приводя к непоправимой социальной деградации, а урон от него значительно тяжелее, чем от обычной войны.
Вопросам химической и биологической безопасности было посвящено выступление доктора медицинских наук, руководителя группы по нетрадиционным угрозам безопасности Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, члена Совета ПИР-Центра Наталии Калининой. В частности, она подробно рассказала о сложностях с реализацией Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) и Конвенции по биологическому и токсинному оружию (КБТО) на современном этапе. Констатируя текущее положение вещей, она сказала: «Человечество никогда не остановится в поиске новых средств ведения войны. Например, сегодня мы интенсифицировали процесс сокращения ядерных вооружений - однако не факт, что этот процесс будет доведен до логического конца. И чем интенсивнее ведется уничтожение ядерного оружия, тем более нам стоит задуматься над тем, чем его будут пытаться заменить».
Доктор медицинских наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Н.И.Калинина во время выступления в Летней школе-2012.
В ходе Летней школы-2012 состоялись дебаты «Будет ли мир безопаснее без ядерного оружия?». Вел дебаты Президент ПИР-Центра В.А.Орлов. В итоге с небольшим перевесом победила сторона утверждения, однако в целом аргументы стороны отрицания были, на наш взгляд, более обоснованны. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанный в 1968 г., вступил в силу в 1970 г., в период апогея биполярной системы. В условиях ее краха коренного изменения отношения к проблеме суверенитета со стороны наиболее развитых стран мира отказ от доктрины ядерного сдерживания для целого ряда стран представился неоправданным. Опыт гуманитарных интервенций на Балканах, в Ираке и Ливии заставляет все чаще представителей этих стран задумываться о развитии собственных ядерных технологий, которые в их глазах являются единственным гарантом обеспечения независимости во внутренней и внешней политике и самым весомым аргументом, который можно предъявить в ответ на двойные стандарты в мировой политике. Можно возмущаться такой позицией, но она является фактом, который невозможно игнорировать. Чтобы такие страны отказались от разработки ядерного оружия, необходимо предложить им равноценную замену, которой может служить лишь их равноправное участие в решении основных глобальных проблем и доступ к рынку новейших технологий.
Необходимо помнить и то, что выдвигаемый американской стороной проект Global Zero (глобального ядерного разоружения) ведет не к торжеству мира и безопасности, а к одностороннему преимуществу США в обычных вооружениях, ибо от своих глобальных амбиций наши западные партнеры отказываться не собираются, так же как и от разработки оружия шестого поколения.
4 июля в рамках Летней школы – 2012 состоялся семинар «Глобальное управление Интернетом и основные вызовы кибербезопасности», на котором обсуждались вопросы международного сотрудничества правоохранительных органов по противодействию преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий, участия государства и бизнеса в борьбе с киберпреступностью, а также проблемы цифровой дипломатии. Модератором выступил председатель Совета ПИР-Центра Михаил Якушев.
Острая дискуссия по вопросам ЕвроПРО, перспектив расширения Североатлантического блока, а также перспектив вывода Международных сил содействия безопасности (МССБ) из Афганистана в 2014 г. состоялась в стенах Летней школы с участием специально приглашенного директора Информационного бюро НАТО в Москве Роберта Пшеля и главы отдела по работе с партнерами Управления общественной дипломатии НАТО Мишеля Дюре.
Среди других зарубежных лекторов, выступивших перед слушателями Летней школы ПИР-Центра, можно отметить атташе по вопросам обороны Швейцарии в России Симона Ойгстера.
Летняя школа-2012 прошла под знаком Года российской истории. Были организованы экскурсии, в ходе которых слушатели посетили Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Троице-Сергиеву лавру (г. Сергиев Посад), Центр управления космическими полетами (г. Королев), а также Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина в Звездном городке. По окончании Летней школы и возвращении слушателей в Москву состоялась обзорная экскурсия по Москве. Выбор мест для экскурсий тоже оказался в известном смысле символичным. Гости из стран, связанных с Россией исторически и культурно, могли убедиться, что при всех расхождениях в вопросах текущей политики, они всегда будут иметь возможность договориться благодаря общей исторической памяти, общему интересу к изучению русской культуры и русского языка.
Вся программа обучения в Летней школе была направлена на то, чтобы показать молодым ученым стран СНГ, насколько сложной и разноплановой стала сфера международной безопасности и сколько усилий необходимо приложить, чтобы обеспечить мирное и устойчивое развитие цивилизации.
Автор статьи благодарит сотрудников ПИР-Центра Татьяну Жданову и Ирину Миронову за возможность использования фотографических материалов Летней школы.
[1] ПИР-Центр представляет собой независимую неправительственную организация, осуществляющую широкую научно-исследовательскую, информационную, образовательную, издательскую и консультационную деятельность в области международной безопасности, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. ПИР-Центр имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Штаб-квартира ПИР-Центра находится в Москве. Помимо этого, на территории кантона Женева располагается созданный по инициативе ПИР-Центра Центр политических исследований России (Centre russe d'etudes politiques (CREP), представляющий интересы организации в Швейцарии. (прим.- А.Т.)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs