Коллаж laymnews.ru
Президент России Владимир Путин утвердил «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»[i].
Обратим внимание, что это – долговременная программа, рассчитанная на среднюю перспективу, и с этой точки зрения ознакомимся с её ключевыми положениями. Здесь же заметим, что программа является в каком-то роде уникальной, поскольку подобные документы на тему миграции в Российскую Федерацию в государстве до сих пор не было.
Да, были отдельные законодательные акты и концепции, которые можно рассматривать как близкие по теме. Поэтому в тексте нынешней программы они отмечены. Это и «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», и «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и другие документы стратегического планирования.
Положения программы увязываются как с перечисленными выше документами, так и с «общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции», говорится в тексте.
Авторы «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Концепция) отмечают, что её разработка «осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации».
Подчеркивая прикладной характер Концепции, авторы вносят в её текст конкретные дела и программы, исполнение и реализация которых разбиты на три этапа: 2012-2015 гг., 2016-2020 гг. и 2021-2025 гг. По умолчанию это означает, что исполнителям придется не только укладываться в эти сроки, но и отчитываться по итогам каждого этапа, что, естественно, повышает ответственность и дисциплинирует. Возможно, это – хороший пример того, как следует формулировать планы государственного развития на разных направлениях.
Характерно, что в Концепции прямо обозначена цель: «По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока». Это - прямое государственное решение в интересах развития и подъема не только российских восточных регионов, о чём в последнее время говорилось и на экспертном, и на самом высоком уровнях.
Это настолько важно, что переоценить данное решение невозможно. В нем – будущее страны! Россия поворачивается на Восток, на рассвет! «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном!» - говорил Михаил Васильевич Ломоносов. В XXI веке его вновь услышали!
В своем стихотворении «Ода на торжественный день восшествия на всероссийский престол её величества великой государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносов предрек:
«Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на восток.
Я вижу умными очами:
Колумб Российский между льдами
Спешит и презирает рок».[ii]
После этого новая Концепция приобретает совершенно особое звучание…
«Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития», - указывается в Концепции.
Перед нами два главных направления миграционной политики, ради чего всё и задумывалось: увеличение численности населения страны в целом и ее регионов, а также привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам.
Здесь указана ещё одна стратегическая задача – «создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего, на долгосрочной основе».
В тексте Концепции честно названы «болевые точки» России, связанные с демографической и миграционной политикой.
«В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока... Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знанием русского языка и профессионально-квалификационной подготовкой».
«Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации».
«Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно… не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов».
«Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения».
«Отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социо-культурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество».
«Образовательная (учебная) миграция – источник квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан. Законодательные ограничения для занятости во время обучения и после его завершения снижают привлекательность получения образования в России для иностранных студентов».
«Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам».
«В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 миллиона человек, но до сих пор законодательно закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены».
Видите, то, о чём раньше писала в избытке пресса, теперь признается на государственном уровне.
Что делать? Для ответа на этот вопрос и сформулированы многочисленные направления государственной миграционной политики Российской Федерации, содержащиеся в Концепции.
К целям государственной миграционной политики Российской Федерации относятся:
а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;
б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;
в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
Принципы государственной миграционной политики Российской Федерации сформулированы так:
а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
б) недопустимость любых форм дискриминации;
в) соблюдение норм национального и международного права;
г) гармонизация интересов личности, общества и государства;
д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
е) защита национального рынка труда;
ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
з) учет особенностей регионального развития;
и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;
к) научная обоснованность принимаемых решений.
Из предложенных целей и принципов вытекают и соответствующие задачи. Изложены они в такой последовательности.
Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
б) разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
в) содействие развитию внутренней миграции;
г) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
д) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
е) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
ж) противодействие незаконной миграции.
Основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, определенных в Концепции, много – их десятки. Изложим в той последовательности, как они зафиксированы в документе.
Итак, основные направления государственной миграционной политики:
а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства:
- содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;
- реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;
- содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда;
- создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;
- содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;
- стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда Российской Федерации;
- модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство;
- создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство;
- введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских образовательных учреждений профессионального образования;
б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой:
- создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;
- совершенствование механизма квотирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;
- создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:
программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда;
программ организованного привлечения иностранных работников; программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;
развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
упрощение правил въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях;
упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;
создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;
совершенствование механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов;
упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности;
упрощение порядка въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности;
создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:
- упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;
- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
- развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе, распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
- поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе, в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
- содействие местной внутренней миграции, прежде всего, между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;
- создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
- поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе, в рамках федеральных программ;
- развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
- развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания;
- совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
- создание фондов по реализации мер стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе, регионы Дальнего Востока;
- повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;
- развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок;
- субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны;
г) в области содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности:
- совершенствование условий для обучения в российских образовательных учреждениях на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;
- увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств – участников Содружества Независимых Государств;
- совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
- экспорт российских образовательных услуг в страны – источники массовой миграции в Российскую Федерацию;
- содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях;
- организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
- предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
- предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения в российских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
- создание центров довузовской подготовки, изучения русского языка в образовательных учреждениях начального профессионального образования в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками;
- упрощение административных процедур, связанных с въездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, в том числе, для участия в конференциях и семинарах;
- введение упрощенного порядка получения иностранными гражданами, въехавшими на территорию Российской Федерации с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и членами их семей статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;
- упрощение въезда членов семей иностранных граждан, прибывших с целью преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работы в образовательных учреждениях и научных организациях, и снятие ограничений для осуществления ими трудовой деятельности и обучения;
- разработка системы грантов для граждан Российской Федерации, получивших профессиональное образование за рубежом, с целью содействия их возвращению;
- содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Российской Федерации;
- разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:
- создание благоприятных условий для социально-экономической и социо-культурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
- совершенствование системы предоставления убежища;
- создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами;
- оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государства их прежнего проживания, а также переселению в третьи страны;
- предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания;
- поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов;
- разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов;
е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов, а также активно используя потенциал средств массовой информации и возможности культурно-адаптационных центров в странах происхождения мигрантов;
- обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
- содействие распространению русского языка и русской культуры за рубежом;
- противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
- разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации, а также создание специализированного канала и циклов телепередач, ориентированных на социо-культурную и языковую адаптацию мигрантов;
- создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
- совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
ж) в области противодействия незаконной миграции:
- совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции;
- совершенствование мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
- создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;
- совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации;
- противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе, за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;
- создание инфраструктуры для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами государственной власти субъектов Российской Федерации функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации;
- совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе, обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;
- разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных межгосударственных оперативно-профилактических мероприятий;
- усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.
Текст прописан столь детально, что есть даже такой пассаж: «Требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности». Так что, будут в России и филиппинские горничные…
При внимательном изучении Концепции видно, что, во-первых, авторы пытались придерживаться комплексного принципа – главные миграционные потоки определены, и под них будут строиться планы соответствующих мероприятий.
Во-вторых, в Концепции четко собраны вместе и политические, и экономические, и культурные, и правовые, и даже транспортные аспекты миграционных процессов.
В-третьих, поскольку выполнять принятые решения придется, прежде всего, на местном и региональном уровнях, там, куда едут и где живут мигранты, детальная проработка даже, на первый взгляд, слишком «узких» вопросов, несомненно, является первоначальным (жизнь всегда богаче любых планов) ориентиром для местных властей в организации дела.
В-четвертых, если, не во-первых, стратегия прописана четкая – мигранты и рабочая сила России нужны, но, прежде всего, квалифицированные работники, часть которых российское государство готово обучать в наших вузах.
Вопросы международного сотрудничества, информационно-аналитического обеспечение миграционной политики и совершенствования законодательства РФ, а также темпы формирования федерального и региональных бюджетов, мониторинга и анализа миграционных процессов и развития научных исследований в сфере миграции – всё это в Концепции присутствует.
[i] http://президент.рф/новости/15635
[ii] http://ivorr.narod.ru/pmDat/2011/lomonosov/pmDatLom_07.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs