Совет министров иностранных дел ОДКБ прошел плодотворно. Мы одобрили План консультаций на вторую половину 2012 г. - первую половину 2013 г. по вопросам внешней политики, безопасности и обороны. Принят также очень важный документ - перечень тем, по которым будут направляться коллективные указания нашим постоянным представителям при международных организациях в Нью-Йорке, Вене, Женеве и Брюсселе в целях разработки совместных заявлений и соответствующих подходов по этому спектру вопросов.
По российской инициативе одобрено также Заявление министров иностранных дел с призывом начать взаимодействие между ОДКБ и НАТО в борьбе с террористической и наркотической угрозами, исходящими с территории Афганистана. Уже не первый год мы призываем Североатлантический альянс внять голосу разума, поскольку в данном случае объединение усилий однозначно принесло бы «добавленную стоимость» работе на этом направлении. Так что сделана еще одна попытка.
Мы рассмотрели и вопросы, связанные с подготовкой Меморандума о сотрудничестве в сфере миротворчества между секретариатами ОДКБ и ООН. В рамках ОДКБ создаются миротворческие силы для проведения операций, в том числе по мандату СБ ООН. Поэтому такой обмен опытом и наилучшими практиками будет весьма полезен. Достигнута договоренность о разработке развернутой Декларации, которую имеется в виду вынести на майский юбилейный саммит ОДКБ.
Сегодня же прошло заседание Совета министров иностранных дел СНГ. Рассмотрены вопросы, прежде всего, связанные с проводимым в нынешнем году в рамках Содружества Годом здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Были одобрены Соглашение о Совете по туризму государств – участников СНГ и Стратегия развития физической культуры и спорта государств-участников СНГ до 2020 г. Обсуждался объемный перечень в несколько сотен мероприятий, разработанный для реализации Стратегии СНГ в сфере молодежного сотрудничества. На ближайший год на территории каждой страны Содружества запланировано немало интересных событий.
Обсуждался также вопрос о сквозной теме в деятельности СНГ на 2013 год. Мы пришли к общему мнению, которое будем рекомендовать главам государств и правительств, посвятить следующей год проблематике экологической культуры и охраны окружающей среды. Сегодня мы также рассмотрели ход реализации мероприятий, посвященных объявлению городов Астана и Мары культурными столицами Содружества. Был также принят ряд решений, касающихся сотрудничества финансовых разведок, министерств обороны и пограничных органов.
Вопрос: Спецпосланник ООН/ЛАГ К.Аннан предложил включить в состав будущей группы наблюдателей в Сирии военных экспертов. Готова ли Россия поддержать это предложение?
С.В.Лавров: Это предложение известно и нам, и другим членам Совета Безопасности ООН, и сирийскому руководству с того момента, когда спецпосланник внес данную инициативу. Мы сразу одобрили план К.Аннана, частью которого с самого начала мыслилось размещение наблюдателей. И всем было понятно, что это будут наблюдатели, обладающие военной экспертизой.
Для того, чтобы осуществлять мониторинг соблюдения прекращения огня, нужны специалисты с военными знаниями. Речь не о воинских контингентах, а именно о военных наблюдателях, которые обладают соответствующей квалификацией.
Вопрос: Возможна ли дополнительная реакция на приговор, вынесенный судом США В.Буту, в виде, к примеру, расширения списка невъездных в Россию лиц?
С.В.Лавров: В этой ситуации мы, прежде всего, хотим не мстить, а помочь В.Буту. Кто бы как к нему ни относился, в чем бы он ни обвинялся, он был абсолютно незаслуженно приговорен к 25 годам тюремного заключения, не говоря уже о том, что россиянин был вывезен в США фактически нелегальным способом. Даже когда Таиланд изменил свое решение об отказе в экстрадиции, его отправка прошла с нарушением процессуальных норм, предусмотренных в этой стране в таких случаях.
Оставляя в стороне все эти моменты, еще раз скажу, что мы собираемся руководствоваться не желанием отомстить во что бы то ни стало, а стремлением обеспечить соблюдение и уважение прав нашего соотечественника.
Мы будем активно поддерживать апелляцию, которую планируют подать адвокаты В.Бута, и в любом случае собираемся добиваться его возвращения на Родину. Для этого в отношениях с США у нас есть необходимые правовые инструменты.
Вопрос: В ходе Вашего предстоящего визита в Вашингтон планируется ли обсуждение с Госсекретарем США Х.Клинтон приговора, вынесенного В.Буту?
С.В.Лавров: Безусловно. В течение последнего года эта тема регулярно фигурирует в нашем диалоге с США, и мы постоянно заостряем ее и призываем все-таки проявить справедливый подход. Мы слышим разговоры о независимости судов, но очевидно, что на этот раз на суд оказывалось беспрецедентное давление. В.Бута заведомо представили судьям как «преступника», почти «террориста», говорили об этом деле как о решенном, что, конечно, повлияло на судебный вердикт. Тем не менее, даже в такой атмосфере в целом ряде эпизодов судья реально выражала сомнение в правильности поведения обвинения.
Вопрос: Сергей Викторович, не изменилась ли позиция России по нагорно-карабахскому урегулированию?
С.В.Лавров: Я слышал, что после моих нынешних поездок в Ереван и Баку у кого-то возникли сомнения на этот счет. Хочу четко и со всей определенностью подтвердить, что никаких изменений в позиции России по содействию нагорно-карабахскому урегулированию не произошло. Она опирается на принципиальные подходы сопредседателей, подтвержденные президентами России, Франции и США за последние три года в их совместных заявлениях в Аквиле, Мускоке и Довиле, принятых «на полях» саммитов «Группы восьми».
В рамках такой позиции Президент России Д.А.Медведев предпринял инициативу по организации трехсторонних контактов с президентами Армении и Азербайджана. Позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ и наши действия опирались на необходимость искать решения, отвечающие интересам обеих сторон конфликта, которые будут приемлемы для них и будут базироваться на одинаковом отношении к трем основополагающим принципам. Это касается уважения территориальной целостности государств, права народов на самоопределение и отказа от применения силы. Ни один из этих принципов не имеет преимущества перед другим, и это не иерархия.
С точки зрения сопредседателей эти три принципа абсолютно одинаковы, и именно на их базе может быть принято справедливое решение.
Напомню, российские предложения, в обобщенном виде охватывающие все элементы будущего урегулирования, были поддержаны странами-сопредседателями Минской группы. Накануне встречи президентов России, Азербайджана и Армении в Казани в июне 2011 г. лидеры трех стран-сопредседателей - России, США и Франции - высказались в Довиле в пользу принятия такого документа. К сожалению, обстоятельства (не буду сейчас вдаваться в причины) не позволили этого сделать. Но мы продолжаем усилия, в основе которых - равное отношение к принципам территориальной целостности, самоопределения народов и неприменения силы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs