Выражаю признательность коллегам и Управлению ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в Вене за поддержку российской инициативы по проведению Третьей конференции участников Парижского пакта. Как представляется, ее результаты будут способствовать повышению эффективности работы и практической отдаче.
Важно, что Конференция и принятая по ее итогам «Венская декларация» подтвердили необходимость борьбы с наркоугрозой комплексными методами, начиная с уничтожения плантаций мака, пресечения поставок в Афганистан прекурсоров для производства героина и других наркотиков и недопущения распространения наркотиков из Афганистана в Россию, Европу и другие страны через Центральную Азию.
Ценим, что участники Конференции сочли необходимым привлечь к решению этой проблемы такие региональные организации, активно противостоящие незаконному обороту наркотиков, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и другие.
Безусловно, в контексте комплексного подхода предупреждение и профилактика наркотической зависимости является важным элементом, что также отражено в «Венской декларации». По всем составляющим такого подхода российская сторона внесла несколько конкретных предложений, о которых я говорил в своем выступлении.
В очередной раз выражаю благодарность организаторам, исполнительному директору Управления по наркотикам и преступности ООН Ю.В.Федотову и сотрудникам Управления за проделанную работу.
Вопрос: Как европейские страны оценивают перспективы сотрудничества с ШОС, ОДКБ в области противодействия наркоугрозе?
С.В.Лавров: Как известно, ШОС имеет несколько программ по борьбе с организованной преступностью, включая терроризм и незаконную торговлю наркотиками. ОДКБ в течение ряда лет проводит операцию «Канал» по перехвату караванов с наркотиками, следующих из Афганистана в Центральную Азию. В ней принимают участие не только участники ОДКБ, но наблюдатели из более чем половины стран НАТО. Уверены, что следующим важным шагом должно стать установление прямого взаимодействия в режиме реального времени между НАТО, являющейся опорой Международных сил содействия безопасности в Афганистане, и ОДКБ, осуществляющей свою деятельность по внешнему периметру афганской границы. Если МССБ, действующие в тесном контакте с правительством ИРА, смогут определять пункты отправления караванов с наркотиками, контингенту ОДКБ на другой стороне будет существенно проще их перехватить.
По этой модели можно действовать и в целях пресечения нелегальной миграции. ОДКБ уже проводит операцию «Нелегальные мигранты». Другие мероприятия направлены на обнаружение и пресечение финансовых потоков. Эти элементы борьбы против незаконной торговли наркотиками должны быть широко поддержаны. Некоторые из них нашли отражение в принятой сегодня «Венской декларации».
Вопрос: Состоялась ли Ваша встреча с Министром иностранных дел Франции А.Жюппе? Как Вы можете прокомментировать предложение Франции открыть гуманитарные коридоры для гражданских лиц в Сирии?
С.В.Лавров: Я встречался с моим другом и коллегой А.Жюппе, но выразить свое отношение к предложению Франции не могу, потому что пока никаких документов не получал.
Франция работает над новым проектом резолюции, в котором будут предусмотрены условия по облегчению доставки гуманитарной помощи сирийскому населению с согласия всех заинтересованных сторон. Буду готов ознакомиться с проектом, как только он будет составлен.
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития Парижского пакта? Может быть, имеет смысл уже сейчас переименовать его в «парижско-московско-венский»? Каковы этапы борьбы с производством наркотиков в Афганистане?
С.В.Лавров: Парижский пакт был создан в Париже. После 2-й министерской Конференции в Москве этот механизм получил название «парижско-московский процесс». Уверен, что Ваше предложение может быть встречено с пониманием. Если Федеральный министр по европейским и международным делам Австрии М.Шпиндельэггер не будет возражать, можно было бы переименовать его в «парижско-московско-венский процесс».
Думаю, имеет смысл ознакомиться с «Венской декларацией», положения которой мы начнем реализовывать уже в ближайшее время. Работа должна быть направлена на повышение эффективности борьбы с наркотрафиком. Упомяну лишь о некоторых обсуждавшихся сегодня предложениях, инициированных российской стороной:
- создание интерактивной цифровой карты наркопосевов в ИРА с целью оказания содействия правительству Афганистана, его правоохранительным органам и находящимся с ними в тесной координации Международным силам содействия безопасности в определении местоположения и уничтожении наркоплантаций;
- использование космических систем, включая российскую ГЛОНАСС, для борьбы с незаконным оборотом афганских наркотиков и их прекурсоров;
- укрепление пограничного и таможенного контроля на границах партнеров Пакта, в том числе с использованием передовых технологий для определения как мест ввоза наркотиков в другие страны, так и их вывоза.
Мы также предложили, и я думаю, это может оказаться полезным, продолжить линию на институционализацию работы Парижского пакта. Речь могла бы, например, идти о создании постоянно действующих рабочих групп по прекурсорам и финансовым потокам. Надеемся, что эти предложения будут вынесены на обсуждение и получат соответствующий отклик участников.
Вопрос: Сегодня утром были опубликованы результаты референдума, состоявшегося в северных районах Косово. 99,74% проживающих там сербов выразили непризнание властей Приштины. На Ваш взгляд, это является важным сигналом для международного сообщества или на эти результаты не стоит обращать серьезного внимания?
С.В.Лавров: Безусловно, мы должны принимать во внимание итоги референдума. Люди высказали свое мнение, и игнорировать этот факт было бы ошибкой. Это сигнал для Приштины и Белграда, для всех, кто продолжает оказывать международную помощь в деле урегулирования остающихся проблем. Убежден, что итоги референдума игнорировать нельзя.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs