Уважаемые дамы и господа,
Сегодня мы обсудили широкий спектр вопросов наших двусторонних отношений и региональной проблематики. Хотел бы отметить, что Объединенные Арабские Эмираты – самый крупный торговый партнер России в регионе Ближнего Востока. Товарооборот между нашими странами достиг 1 млрд. 700 млн. долл. США в год. Развивается инвестиционное сотрудничество, отмечается интерес наших стран к взаимным капиталовложениям. Среди перспективных направлений – взаимодействие в сферах энергетики, нефтегазового комплекса, мирного атома, космоса, телекоммуникаций.
Россия высоко ценит сотрудничество с ОАЭ в рамках ООН и других международных организаций, где наши партнеры поддерживают российские инициативы по укреплению международной информационной и ядерной безопасности, недопущению милитаризации космического пространства.
Из региональных дел основное внимание сегодня по понятным причинам было уделено Сирии, в том числе с учетом состоявшегося 12 февраля в Каире заседания министров иностранных дел стран Лиги арабских государств. У наших стран есть общее стремление поддержать сирийский народ в его надеждах на лучшую жизнь и устойчивое демократическое развитие, а также в том, что касается скорейшего предотвращения кровопролития. Для этого необходим широкий межсирийский диалог и содействие поиску таких решений, которые отвечали бы интересам всех сирийцев и исключали вмешательство извне.
Эти подходы и принципы – побуждение сторон к диалогу, поиску взаимоприемлемых решений – верны и в отношении других ситуаций в регионе Ближнего Востока. Рассмотрев ситуацию в Йемене и Ираке, мы выразили общую заинтересованность в недопущении дестабилизации обстановки в этих странах.
Нас волнует ситуация вокруг иранской ядерной программы. Считаем, что ее решение может быть исключительно мирным, а военные методы урегулирования этой проблемы должны быть полностью исключены.
Россия заинтересована в том, чтобы в районе Персидского залива воцарились мир, стабильность и безопасность. У нас есть конкретные предложения на этот счет, которые были переданы странам-членам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в ноябре 2011 г. Вместе с другими постоянными членами Совета Безопасности ООН Россия готова всемерно содействовать диалогу и достижению договоренностей по обеспечению безопасности в этом регионе между всеми странами Персидского залива.
Россия и ОАЭ поддерживают укрепление стратегического диалога между Москвой и странами ССАГПЗ, первый раунд которого состоялся 1 ноября 2011 г. в г.Абу-Даби. Второй раунд состоится в этом году в Москве. Убеждены, что нам нужно чаще встречаться и активнее искать точки соприкосновения по проблемам, затрагивающим интересы всех наших стран.
Считаю наш сегодняшний разговор весьма полезным.
Вопрос: Вчера на заседании Совета министров иностранных дел стран ЛАГ были приняты различные решения, касающиеся усиления изоляции режима Президента САР Б.Асада. Как Вы оцениваете эти решения? Что Вы думаете по поводу плана создания совместной миротворческой миссии ЛАГ и ООН в Сирии?
С.В.Лавров (отвечает после А.Аль Нахайяна): Прежде всего, соглашусь с моим коллегой и другом в том, что необходимо поддерживать любые шаги, позволяющие прекратить насилие и кровопролитие. Это относится как к правительственным силам в Сирии (об этом мы откровенно сказали Президенту Б.Асаду в ходе поездки российской делегации в Дамаск 7 февраля с.г.), так и к противостоящим режиму и сеющим смерть вооруженным группам, использующим современное стрелковое оружие, минометы и гранатометы.
Россия активно поддержала решение ЛАГ направить Миссию наблюдателей в Сирию исходя из необходимости скорейшего прекращения там кровопролития. Мы активно способствовали тому, чтобы сирийское руководство также поддержало эту инициативу и дало на нее согласие. Деятельность Миссии была важна не только с точки зрения установления более объективных фактов и получения достоверной картины происходящего, но и в том плане, что физическое присутствие представителей арабских стран играло сдерживающую роль и способствовало, пусть и в малой степени, стабилизации обстановки. К сожалению, деятельность Миссии наблюдателей была прекращена. Но мы приняли к сведению соответствующее решение ЛАГ.
Вчера министры иностранных дел стран ЛАГ приняли новое решение, выступив с инициативой развертывания в Сирии совместной миротворческой миссии Лиги арабских государств и ООН. Мы изучаем эту инициативу. Рассчитываем, что наши друзья из стран ЛАГ дадут разъяснения некоторых ее положений.
Во-первых, для развертывания миротворческой миссии требуется согласие принимающей стороны. Во-вторых, для миротворческой миссии, или как ее называют на языке ООН «миссии по поддержанию мира», необходимо наличие мира, который будет поддерживаться. Иными словами, сначала требуется договориться о чем-то вроде прекращения огня. Беда в том, что вооруженные группы, противостоящие силам режима, никому не подчиняются и никем не контролируются. Мы сегодня с моим коллегой обменялись мнениями именно по этому аспекту проблемы. Будем рассчитывать, что в ближайшие дни в ходе контактов с авторами этой инициативы, с нашими арабскими коллегами и друзьями мы сможем прояснить имеющиеся правовые и практические возможности.
Вопрос: Сергей Викторович, каково Ваше мнение по поводу инициативы, прозвучавшей вчера во время совещания министров иностранных дел ЛАГ, о проведении конференции «друзей Сирии»? Поддержит ли Россия созыв такой конференции? Не считаете ли Вы, что сегодня ЛАГ становится соучастником кризиса, а не источником стабилизации в Сирии?
С.В.Лавров: Мы также хотели бы получить пояснения по поводу содержания предложения по созыву конференции «друзей Сирии». Если это действительно будет конференция, объединяющая всех сирийцев, то это правильный подход. Если же это будет конференцией «друзей отдельных групп сирийской оппозиции», то она не будет способствовать поставленной ЛАГ и активно поддерживаемой Россией цели - налаживанию инклюзивного общесирийского диалога.
Российская сторона самым непосредственным образом заинтересована в тесном сотрудничестве с нашими арабскими друзьями из стран ЛАГ в продвижении задачи создания условий для общесирийского диалога. Об этом мы также сегодня говорили с Министром иностранных дел ОАЭ А.Аль Нахайяном. Россия с уважением относится к решениям ЛАГ, т.к. народы арабских стран непосредственно живут в регионе, о котором идет речь. Я также знаю, что наши друзья в арабском мире с уважением относятся к позиции России, поскольку последствия происходящего в регионе затронут не только расположенные там страны, но и геополитическую ситуацию в международном масштабе и основы мироустройства, которые закреплены в Уставе ООН. Это касается всех без исключения государств, которые ответственно относятся к своим обязанностям по Уставу ООН.
Вопрос: Уточните, пожалуйста, смогли ли вы в ходе состоявшихся сегодня переговоров сблизить позиции по развитию сирийского сюжета?
С.В.Лавров: Как мы уже сказали с моим коллегой, у нас общие цели – прекращение насилия, недопущение вмешательства извне и обеспечение условий для инклюзивного общесирийского диалога. Прекращение насилия, как подчеркивается в инициативе ЛАГ, должно быть универсальным, откуда бы оно ни исходило. Необходим механизм реализации этого важнейшего ключевого первостепенного принципа. Сегодня мы это обсуждали. Думаю, что дискуссии продолжатся, поскольку оружие в Сирии используют, к сожалению, не только правительственные силы, но и воюющие с ними вооруженные группы. Когда мы регулярно требуем прекращения насилия со стороны правительственных сил, необходимо найти способ обуздать и тех, кто с ними воюет, пытается захватывать целые кварталы в городах, совершает другие неприемлемые действия.
Между нами существует понимание того, что национальный диалог не может быть результативным, если в нем не будут участвовать все политические сирийские группы. Сегодня мы обсуждали способы решения этого вопроса в практическом плане. В инициативе ЛАГ содержится призыв к тому, чтобы первый Вице-президент Сирии Ф.Шараа был наделен полномочиями вести диалог от имени режима. В ходе поездки в Дамаск 7 февраля с.г. мы с М.Е.Фрадковым задали этот вопрос Президенту Сирии Б.Асаду, который подтвердил, что Ф.Шараа имеет такие полномочия. Считаю, что необходимо воспользоваться пусть и небольшим движением, дающим шанс на начало диалога. Теперь слово за оппозицией.
Думаю, что наши встречи очень важны. 6 февраля с.г. состоялись переговоры с нашим коллегой, Министром иностранных дел Бахрейна Х. Аль Халифой. Сегодня мы с А.Аль Нахайяном обсудили те же вопросы с учетом дополнительной информации. Рассчитываю на реализацию предложения провести внеочередную встречу в рамках стратегического диалога министров иностранных дел России и стран ССАГПЗ, посвященную сирийскому вопросу. Подобные контакты помогают лучше понимать друг друга.
Спасибо за внимание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs