После 17 лет борьбы и ожиданий небольшая община индейцев в Колико (Араукания, административный район в центральной Чили) в торжественной обстановке получила от правительства президента Себастьяна Пиньеры 213 га благодатной земли с инвестицией в 520 миллионов песо ($1 равен примерно 500 чилийским песо). В церемонии приняли участие почти все члены общины - около 200 человек (18 семей). Такое в Чили, увы, происходит не часто. И считается каплей в море. А переданная земля когда-то принадлежала предкам этих туземцев.
Предубеждения и произвол властей против коренных жителей страны и сегодня толкает индейцев к сопротивлению. В последнее время активность протестных выступлений чилийских индейцев значительно возросла. Совсем недавно, чтобы сбить волну недовольства в районах проживания мапуче, местные власти воспользовались драконовским «пиночетовским» законом о противодействии террористическим действиям, который дает чиновникам право жестоко подавлять и наказывать всех недовольных чиновничьим же произволом. Власти даже необоснованно объявили мапуче виновными в стихийных пожарах в Араукании и провинции Био-Био. Получается, что индейцы поджигали свои леса и дома, чтобы насолить правительству? Даже самые циничные чилийские эксперты не могут в это поверить...
Недобрая традиция чинить несправедливость в отношении индейских племен в большинстве стран Латинской Америки жива и поныне, несмотря на пропагандируемые Западом «принципы толерантности и мультикультурализма». Начиная с конкистадоров в течение четырех столетий испанцы, прибывавшие в эти края за богатствами и счастьем, вели с туземцами войны, истребляли их отряды, вооруженные копьями и луками, порабощали целые деревни. Вот откуда растут «ноги» сегодняшних протестов коренных жителей. Как можно удивляться тому, что у бывших хозяев силой отняли кормившие их земли, а теперь судят за то, что они проявляют недовольство?! Причины следует искать в исторической правде. Как известно, почти повсюду в Америке индейцы со своей судьбой смирились и покорились. Но только не в Чили.
Об арауканцах (арауканах) или индейцах мапуче я, как и многие другие, впервые узнал в детстве, когда читал жюльверновских «Детей капитана Гранта». Если помните, там, в Патагонии, герои приключенческого романа встречают гордого и мощного индейца Талькава, чье имя в переводе с языка мапуче означает «Громовержец». Образ этого арауканца не покидал меня и позднее, когда на Кубе мне довелось встретить одного мапуче, приехавшего в Гавану учиться. Он и там демонстрировал достоинство и независимость.
Помните у Жюля Верна? «Рост его не превышал шести футов, смуглое лицо было раскрашено: переносица – красной краской, веки – черной, лоб –белой. Одет он был, как полагается жителю пограничной полосы Патагонии… Эту неподвижную и внушительную фигуру, стоящую на скалистом пьедестале, можно было принять за статую, олицетворяющую бесстрастие…» - так описывал Жюль Верн гордого и мужественного Талькава. Того самого, что не раз выручал юного Роберта и его спутников. С одним из его «потомков» мне и довелось встретиться в Латинской Америке, на Кубе. Когда нас познакомили, я увидел перед собой истинного арауканца, сына южноамериканской пампы.
Я был убежден, что внешность Антикео почти полностью повторяла облик Талькава. Только красок на лице, разумеется, не было и одежда вполне современная – выцветшие джинсы и белая рубаха. Антикео было около пятидесяти. Родился и вырос в резервации индейцов мапуче на юге страны. И уже лет пятнадцать вынужден жить в изгнании.
- У нас была большая семья, - рассказывал Антикео о себе, - Пятнадцать человек! Но выжили не все, - хроническое недоедание и болезни – давние спутники чилийских мапуче. Отец работал в поле от зари до темна, но крохотный надел земли не мог прокормить всех. И когда отец заболел воспалением легких и вскоре умер, стало и вовсе невмоготу. Поневоле задумаешься: почему трудимся, не разгибая спины, а лучше не живем, прозябаем в бедности? Начал упорнее учиться грамоте (ведь без образования сегодня успеха не добиться). Познакомился с удивительными людьми левых взглядов. Правые, консерваторы, неолибералы на нас просто не обращают внимания, да и за людей-то не считают. Поэтому я сблизился с коммунистами. Они не только помогли мне найти средства для учебы, но и помогли приобрести книги, тетради. И даже компьютер. И не требовали, чтобы отрабатывал, агитируя за компартию или социалистов. Они искренне желают, чтобы мапуче получали образование и представляли в современном цивилизованном обществе свой народ. В Чили идет процесс коммерциализации образования и арауканцам учеба не по карману. Я активно участвовал в студенческих протестах. Соплеменники избрали меня председателем нашей индейской общины - я добивался от местных властей кредитов, писал жалобы, помогал своим землякам отстаивать гражданские права. Когда местные власти пригрозили арестом за мифическую «антигосударственную деятельность», друзья организовали мне поездку за границу для продолжения образования, - в Венесуэлу, потом на Кубу...
Народ Антикео – арауканцы – испокон веку живет в центральных и южных районах Чили. Индейцы называют себя мапуче, на их родном языке это означает «дети земли». Арауканцами же их впервые назвал испанский конкистадор и поэт Алонсо де Эрсилья-и-Суньига. Он решил, что так понятнее – ведь одна из провинций, где живут мапуче, - Арауко. Захватив Чили, испанцы грабили коренное население, обращали его в рабство, жестоко эксплуатировали. Индейцы тысячами гибли от голода и болезней, от непосильного труда на плантациях и рудниках. Не прекратилось угнетение мапуче и после провозглашения Чили независимой буржуазной республикой. У них хитростью и силой отнимали плодородные земли, заставляли работать на себя.
Лишь когда к власти пришло победившее на всеобщих выборах правительство Народного Единства Сальвадора Альенде, индейцы впервые за все колониальные годы почувствовали себя равноправными людьми. Новые власти возвратили им 78 тысяч гектаров бывшей общинной земли, помогали в создании сельскохозяйственных кооперативов, строили для общин школы и больницы. Детям крестьян-мапуче выделялись стипендии для учебы в школах и университете.
- При Альенде, - продолжал Антикео, - у нас появилась надежда на лучшее будущее. Но первые ростки возрождения индейских общин были жестоко растоптаны путчистами, которые перечеркнули наши надежды…
Назначенный главой военной хунты генерал Пиночет сразу же отменил все решения правительства Альенде. Хунта ввела новый закон об индейцах мапуче, который ликвидировал традиционную общинную собственность на землю. Этот вид собственности напоминал узурпаторам власти нечто, похожее на «коммунистические принципы хозяйствования». Землю арауканцев разбили на небольшие наделы и передали в частную собственность местным землевладельцам. А так как у индейцев не было собственных средств для приобретения участков, инвентаря, семян, удобрений, земля попадала в руки латифундистов. Один из вождей мапуче с горечью заявил: «Этим законом хунта подписала моему народу смертный приговор»…
По словам Антикео, крупные помещики лютовали: «Достаточным «основанием» для расправ над арауканами было плохое знание испанского языка». Дома мапуче поджигали, а самих обитателей изгоняли на бесплодные земли. В первую очередь путчисты уничтожали талантливых и активных лидеров индейцев. Многие до сих пор числятся «пропавшими без вести». По свидетельству очевидцев, солдаты врывались в поселок и хватали арауканского активиста и, привязав к вертолету, перевозили от деревни в деревню, выставляя там у столба для всеобщего устрашения. От террора пострадали десятки тысяч индейцев.
- Сегодня основная масса арауканцев живет обособленно, как в резервациях, - рассказывал Антикео. – А вот молодежь стремится покинуть родные места в поисках работы и независимой жизни.
Мапуче направляются в большие города, а некоторые даже – в другие страны Латинской Америки. Другие настроены продолжать борьбу у себя на родине, отстаивая права соплеменников. Власти боятся мапуче, потому что они так и не смирились с оккупацией своих земель. Был такой случай, когда еще при Пиночете, под давлением международных правозащитных организаций власти не смогли уничтожить лидера арауканской организации «Ад-Мапу» («Борьба за землю») Хосе Сантоса Мильао выслали в самый глухой уголок Чили под надзором полиции. Сантос активно выступал за права мапуче…
Когда к власти пришли гражданские власти, у индейцев вновь появилась надежда. При правительстве президента социалистов Мишель Бачелет, популярность которой в конце ее правления достигала 80%, начал развиваться диалог государства с индейскими общинами. По мнению экспертов с 1990 по 2009 год демократическая коалиция «Консентрасьон» кое-что сделала для мапуче, реализовав ряд социальных проектов в области образования и здравоохранения, а также в сфере интеграции индейцев в современное чилийское общество. Однако так и не был решен главный вопрос и не выполнено основное требование арауканцев – о возвращении отнятых у общин земель.
И программы нынешнего правительства неолибералов президента Себастьяна Пиньеры тоже нацелены на преодоление отставания социального развития индейцев. Чиновники предложили так называемый «План новой исторической встречи с народом мапуче», учитывающий и признание исконных земель индейцев. Разработан и «План Араукания», который предусматривает инвестиции в развитие районов проживания мапуче. Однако благородные и разумные проекты властей почти сразу же «забуксовали». У страны постоянно возникают другие, более срочные нужды, которые требуют солидных государственных затрат. А олигархи и латифундисты глухи к таким проектам. А как же иначе? Они и разбогатели-то за счет грабежа арауканцев. Что ж, теперь с ними делиться? Ну, это просто парадокс! Или властям раскаяться и извиниться за алчность и жестокость конкистадоров? Что-то слишком похоже на утопию.
- Чиновники в Чили больше озабочены своим благополучием, чем проблемами «отсталых» индейцев, - сказал мне на прощание Антикео. – Конечно, мы желаем справедливости. Понимаем, что всех наших проблем без поддержки государства не решить. Прежде всего, ходим, чтобы наш народ не постигла участь индейских племен Огненной Земли и Южной Патагонии, которые были почти полностью истреблены или вымерли от болезней цивилизации. И, признаться, мне больше по душе политика социалистов, чем нынешних правых. Да, власти разработали несколько национальных программ по интеграции индейцев в современное чилийское общество. Они в основном направлены на ассимиляцию. Но мы не хотим терять свою идентичность. Поэтому на следующих выборах, поверьте мне, арауканцы, если смогут, будут голосовать за левые партии, за социалистов.
Когда я прощался с Антикео, почувствовал рукопожатие сильной ладони потомка крестьянина-мапуче, который, как мне показалось, очень похож на жюльверновского Талькава.
Из истории мапуче
…В декабре 1553 года арауканы подняли восстание, которое возглавил молодой индеец Лаутаро, служивший некоторое время конюхом у Вальдивии (губернатора и генерал-капитана Чили), а затем вернувшийся к своему племени. Восставшие разгромили испанский отряд, захватили Вальдивию в плен и казнили. Лаутаро планировал освободить от завоевателей всю территорию. Но однажды ночью войско испанцев окружил отряд арауканов, началось сражение. Лаутаро отчаянно защищался, но был убит в бою. Гибель вождя внесла дезорганизацию в ряды восставших, что и привело к их поражению. Испанцы праздновали трудную победу. Они привезли в Сантьяго голову Лаутаро и выставили ее на городской площади.
Но и это не остановило мапуче. Вместо Лаутаро своим верховным вождем арауканы избрали Кауполикана, который вскоре со своим отрядом вновь атаковал испанцев в районе крепости Арауко. После жестокой битвы мапуче были вынуждены отступить. Один из испанских отрядов, прочесывая местность, случайно обнаружил лагерь Кауполикана и после короткой стычки захватил вождя. Его подвергли изощренным пыткам и казнили, посадив на кол.
…В 1542 году испанский король Карл I издал так называемые Новые законы, которые касались главным образом положения индейцев, и предусматривавшие ограничение произвола конкистадоров. Они были обнародованы в Южной Америке и встретили там яростное сопротивление со стороны завоевателей, чьи интересы затрагивали. И фактическое порабощение индейцев продолжалось вопреки законам даже в XVII веке.
…В 1571 году вспыхнуло восстание арауканов под руководством вождя Колоколо. Оно положило начало непрерывной полувековой вооруженной борьбы, в ходе которой индейцы нанесли несколько серьезных поражений испанским войскам. И к 1612 году очистили от них всю территорию южнее реки Био-Био. Испанцы не раз были вынуждены заключать с индейцами мирные договоры. И всегда коварно нарушали их. Но покорить мапуче так и не удалось.
По словам французского географа и социолога Элизе Реклю, в целом «арауканская война обошлась Испании гораздо дороже, в смысле человеческих жертв, чем завоевание Мексики и Перу».
…Еще в 26 мая 1608 король Филипп III издал указ, официально разрешавший обращать в рабство арауканов, захваченных в плен испанскими войсками. Этот указ был отменен лишь в 1674 королевой-регентшей Марианной Австрийской, предписавшей освободить всех рабов-мапуче. Но затем это распоряжение было по существу сведено на нет. Но свободолюбивые арауканы продолжали борьбу.
…Никакие карательные экспедиции и зверства испанских завоевателей не смогли остановить стремление арауканов к свободной жизни. Они продолжали бороться еще несколько столетий, вплоть до прихода в начале 1970-х к власти Правительства Народного Единства во главе с социалистом Сальвадором Альенде. Мапуче были возвращены некоторые их исконные земли, власти оказали помощь индейцам семенами, удобрениями и техникой. Впервые в своей истории арауканы высоко подняли головы и свободно вздохнули. Однако их счастливая жизнь продолжалась недолго. В сентябре 1973 военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночета совершила кровавый государственный переворот. Все права индейцев были ликвидированы, а их общины подверглись жестоким репрессиям. С возвращением демократических порядков у так и не смирившихся арауканов мелькнула надежда на улучшение своего статуса.
Однако буржуазные правительства не стали кардинально менять государственную политику в отношении индейцев, полагая, что коренные жители Чили требуют невозможное.
Мапуче претендуют ни много ни мало на одну пятую всей территории страны. И на своих исконных землях хотят быть единственными и полными хозяевами. Многие понимают, что в наше время эти требования утопичны. Но мапуче не сдаются…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs