Выступление С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Турции А.Давутоглу, Москва, 25 января 2012 года

13:54 28.01.2012

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели второе заседание Совместной группы стратегического планирования. Этот механизм, возглавляемый Президентом России Д.А.Медведевым и Премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом, был создан в соответствии с решением Совета сотрудничества высшего уровня. Российско-турецкий стратегический диалог в рамках группы под председательством министров иностранных дел был посвящен разработке общих подходов на основе сближения позиций для определения перспективных направлений нашего сотрудничества.

С момента предыдущего заседания, состоявшегося в 2011 г. в Стамбуле под эгидой Совместной группы стратегического планирования, было организовано более двадцати встреч и консультаций. Сегодня были рассмотрены итоги работы и одобрено Совместное заявление, охватывающее все аспекты двустороннего взаимодействия. Рассматриваем это заявление как вклад внешнеполитических ведомств в подготовку третьего заседания Совета сотрудничества высшего уровня, которое планируется на второе полугодие 2012 г. Безусловно, свою лепту здесь должны внести Смешанная Межправительственная российско-турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству и Форум общественности, заседания которых должны также состояться в этом году до встречи лидеров.

В ходе сегодняшних консультаций мы констатировали хорошее, интенсивное развитие торгово-экономических связей между Россией и Турцией. Ожидается, что товарооборот по итогам прошлого года должен достигнуть рекордной цифры в более 31 млрд. долл. Активно идет работа по реализации проекта строительства газопровода «Южный поток» и сооружению первой в Турции атомной электростанции на площадке «Аккую». Считаем, что реализация упомянутых проектов позволит существенно приблизиться к реализации цели, поставленной Президентом России Д.А.Медведевым и Премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом, – довести объем товарооборота между нашими странами в ближайшие годы до 100 млрд. долл.

Помимо экономического взаимодействия мы отметили успешно развивающиеся связи по линии военно-технического сотрудничества, в гуманитарной сфере и в области туризма. По итогам прошлого года зафиксирован еще один рекорд - Турцию посетили три миллиона шестьсот тысяч россиян.

Много внимания было уделено актуальным вопросам региональной и международной повестки дня. У наших стран очень близкие или даже совпадающие подходы по вопросам дальнейшего развития сотрудничества в Черноморском регионе, поиску путей стабилизации обстановки на Балканах и в Закавказье. Мы также активно сотрудничаем по центральноазиатской проблематике.

В конструктивном и доверительном ключе мы обсудили вопросы, связанные с событиями на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Рассматриваем данную ситуацию в контексте всех аспектов, возникающих в этом важнейшем геополитическом регионе. Наша дискуссия подтвердила очевидную полезность механизма Совместной группы стратегического планирования. Мы заинтересованы с нашими турецкими друзьями всячески углублять взаимодействие в этих рамках.

Вопрос (обоим министрам): Известно, что позиции России и Турции по многим международным вопросам совпадают или очень близки. В чем сходство подходов двух стран по Ирану и Сирии, и где они не стыкуются?

С.В.Лавров (отвечает первым): Что касается Сирии, у нас принципиальные подходы, по большому счету, совпадают. Мы, безусловно, выступаем за прекращение насилия, откуда бы оно ни исходило. За это, кстати сказать, высказалась и Лига арабских государств. Выступаем за мирное политическое урегулирование сирийской ситуации и за то, чтобы внешние игроки способствовали именно такому развитию событий. Мы также против какого-либо военного вмешательства извне. Сегодня мы очень подробно обсуждали, как эти базовые принципы можно реализовать на практике. Легких решений пока не просматривается. Договорились о продолжении диалога. Будем оставаться в контакте с другими странами, которые хотят помочь мирному урегулированию ситуации в Сирии, и работать со всеми сирийскими сторонами. У нас есть сравнительные преимущества в отношении тех, от кого зависит урегулирование кризиса, которые мы будем стараться скоординировано использовать.

По Ирану у нас также практически единые позиции. Россия и Турция выступают за то, чтобы иранская ядерная проблема была урегулирована исключительно политико-дипломатическим путем. И Москва, и Анкара выступают за скорейшее возобновление переговоров по ИЯП между группой «пять плюс один» и Тегераном и активно работают над созданием необходимых для этого условий. Россия в качестве члена «шестерки» активно содействует модернизации подходов, которые были изложены этой группой три года назад и предложены Ирану. А Турция активно стремится помочь в решении организационных вопросов, в частности, предложила свою территорию для проведения нового раунда переговоров. Мы это активно поддерживаем.

Вопрос (адресован А.Давутоглу): Турция активно поддерживает экономически и дипломатически сирийские «освободительные силы». Почему Вы считаете это допустимым в то время, как сама Турция выражает резкое недовольство поддержкой курдских движений другими странами?

С.В.Лавров (в дополнение к ответу А.Давутоглу): Что касается места проведения диалога между различными сирийскими силами, то мы будем приветствовать любой выбор, который подойдет всем. Если оппозиция не хочет ехать в Дамаск, то таким местом может стать Каир, где находится штаб-квартира Лиги арабских государств, либо территория Российской Федерации или Турции. Важно, чтобы мировая общественность коллективно побуждала все стороны сесть за стол переговоров. Необходимо отмежеваться от вооруженных групп, которые в соответствии с инициативой ЛАГ обязаны прекратить насилие. Здесь процесс должен быть взаимным. Важно, чтобы все члены мирового сообщества действовали в унисон, заставляя стороны отказаться от применения силы и начать переговоры.

Хочу сделать одно уточнение. Мой друг А.Давутоглу упомянул, что турецкое посольство в Ливии не закрывалось. Российское диппредставительство в Триполи тоже постоянно работало.

Вопрос: Будет ли Россия заново подавать проект резолюции по Сирии в СБ ООН? Если да, то с какими изменениями, а если без изменений, то почему?

Как Вы прокомментируете призыв ЛАГ к Президенту Сирии Б.Асаду покинуть свой пост? Будет ли уход Б.Асада способствовать мирному урегулированию в Сирии?

С.В.Лавров: Россия не собирается заново, как Вы выразились, «подавать» резолюцию в Совет Безопасности, потому что она никуда оттуда не исчезала и находится на столе переговоров. По нашему проекту продолжаются консультации.

Мы открыты для конструктивных предложений, которые будут идти в русле задачи прекращения любого насилия. И с этой целью будем воздействовать на всех, кто сегодня применяет оружие в Сирии. Вторая задача - обязать всех содействовать скорейшему началу инклюзивного диалога между всеми сирийскими силами. Третий и очень важный момент - мы не сможем поддержать предложение об освящении «задним числом» Советом Безопасности ООН односторонне введенных санкций против Сирии, принятых без каких-либо консультаций с Россией, Китаем и другими странами БРИКС. Это нечестный и контрпродуктивный подход.

Сначала нужно консультироваться, вырабатывать общую позицию, а потом принимать какие-либо решения. Односторонне придуманные санкции делу не помогают. Это подтверждают и многие другие ситуации в мире. И четвертый, неотъемлемый элемент резолюции Совета Безопасности – четкая фиксация того, что она не может быть интерпретирована в целях оправдания любого внешнего вооруженного вмешательства в сирийский кризис. Считаем такой подход сбалансированным и справедливым, в отличие от попыток принятия односторонних резолюций, осуждающих только одну сторону и тем самым стимулирующих другую к наращиванию конфронтации и неуступчивости. Мы это проходили в ситуации с Ливией и не допустим повторения «ливийского сценария».

Что же касается Вашего второго вопроса, мы принципиально выступаем за то, чтобы инклюзивный диалог между всеми сирийскими силами начинался без предварительных условий. Исходим из того, что все участники такого диалога будут руководствоваться задачей достижения согласия и проявлять ответственность за судьбы своей страны и народа.


mid.ru

Версия для печати