Согласно последним данным, победителем на прошедших парламентских выборах в Польше стала партия премьера Дональда Туска Platforma Obywatelska – PO («Гражданская платформа») с результатом 39,6%, опередив своего ближайшего соперника партию Ярослава Качинского Prawo I Sprawedliwosc – PiS («Право и справедливость») на 9%. Чуда не произошло: победу РО предсказывали многие эксперты. Предсказуемость политических процессов в Польше позволяет с достаточной долей вероятности предсказать ход развития отношений Варшавы со своими ближайшими соседями, без риска впасть в беспредметные блуждания.
Традиционно самым проблемным соседом для Варшавы является Москва. Но в последние годы Вильнюс вызывает всё большее раздражение у польской политической элиты, что на фоне польско-российской «оттепели» заставляет говорить о том, что идёт замещение Москвы Вильнюсом, а Литва по количеству гневных комментариев в польских СМИ может составить России конкуренцию.
История польско-литовских отношений никогда не была простой, несмотря на совместное политическое бытие этих государств в составе Великого Княжества Литовского. Для поляков эта эпоха – «золотой век» польской имперской идеи, время максимального расширения польских границ. Для литовцев – период упадка литовской культуры в масштабах всей страны, подчинение всего литовского – польскому. Отголоски неравнозначного исторического восприятия польско-литовских отношений со всей наглядностью проявляются в сложных отношениях бывших союзников. Власти Литвы придерживаются бескомпромиссного курса на создание моноэтничного государства, а литовские поляки борются за предоставления им права реприватизации земли в Виленском крае, возможности получать образование на родном языке и возможности использовать двуязычное – польско-литовское - написание фамилий и имен на уличных указателях и в личных документах, что запрещено литовским законодательством. В ответ на эти требования и в попытках создать гомогенный этнополитический ландшафт внутри самой республики, власти Литвы инициировали проведение образовательной реформы, в результате чего школы национальных меньшинств должны быть переведены на литовский язык обучения.
Представители партии Д. Туска смогли умело обыграть проблематику поляков Литвы в своих предвыборных целях. С разгромной критикой в адрес Вильнюса неоднократно выступал глава внешнеполитического ведомства Польши Радослав Сикорский, а также другие заметные фигуры польской политики из числа сторонников Д. Туска (1). Польские избиратели в Литве с признательностью откликнулись на этот призыв и в большинстве отдали свои голоса «Гражданской платформе» (2).
В Литве победу правящей партии восприняли негативно, поскольку это означает, что проблемы в двусторонних отношениях сохранятся, тем более, что и Д. Туск, и Р. Сикорский останутся на своих постах. Отношения Варшавы и Вильнюса имеют два измерения. Первое – межгосударственные отношения в рамках наднациональных структур (НАТО, ЕС). Поляки всегда поддерживали намерения литовцев присоединиться к Североатлантическому альянсу, а в Евросоюз обе страны вошли практически вместе. На этом уровне особых разногласий не наблюдалось. Второе измерение более болезненное – это отношения по линии Вильнюс – Варшава на региональном уровне, в т.ч. в вопросах обеспечения культурных запросов польскоязычных граждан Литвы.
Со временем Литва для Польши стала менее значимым партнёром. К этому привели успешные контакты поляков с более могущественными соседями (Берлин, Брюссель), отказ Вильнюса из экономических соображений присоединиться к блокаде Белоруссии, к которой так настойчиво призывает Варшава, попытки литовцев разговаривать с американцами «через голову» Польши, как регионального лидера, сотрудничество Литвы со скандинавскими странами, а также, не в последнюю очередь, потепление польско-российских отношений. В услугах Литвы как «вспомогательного отряда» для пропагандистской борьбы на «русском фронте» правительство Д. Туска не нуждается. При этом Вильнюс оказался даже в худшем положении, чем Москва. Конец конструктивному польско-российскому диалогу могла положить только победа на выборах национал-клерикалов из партии «Право и справедливость» Я. Качинского. Для литовцев же любой из конкурентов, будь то Я. Качинский или Д. Туск, представлял проблему, т.к. оба разыгрывали карту польского патриотизма, где Литве отводилось особое место.
Внимание польского правительства к проблемам польского меньшинства в Литве и резкие высказывания государственных мужей свидетельствуют об изменении политики Варшавы в отношении «польской» проблемы Вильнюса (3). Варшава крепко взялась за литовских поляков, и отступать не намерена. Это объясняется не только вполне обоснованной обеспокоенностью положением польского меньшинства в республике, но и стратегическим значением тех регионов Литвы, где поляки составляют значительный процент населения. Численность поляков в Литве достигает 235 тыс. человек (6,7 % населения государства). Это третья по величине языковая общность в республике после литовцев и русскоязычных, и при этом – наименее ассимилированная группа зарубежных поляков. Поляки проживают преимущественно на востоке страны, и в некоторых районах составляют абсолютное большинство населения, вплоть до 75%-80% и контролируют местные администрации. Велика численность польского населения также в Вильнюсе и Вильнюсском районе, что имеет исторические предпосылки. Вильнюсский край был когда-то частью т.н. Срединной Литвы (непризнанного государства, появившегося в 1920 г. в результате военной авантюры маршала Пилсудского).
Официальному Вильнюсу невольно приходится также делать ставку на патриотизм для консолидации этнических литовцев и оправдания ассимиляционного курса в отношении национальных меньшинств (бывший министр иностранных дел Литвы Повилас Гилис уже назвал процессы, происходящие среди местных поляков, угрозой государственному суверенитету и призвал вынести эту проблему на общеевропейское обсуждение) . С победой партии Д. Туска на парламентских выборах следует ожидать ужесточение антипольской риторики в самой Литве. Маятник польско-литовских отношений качнулся в другую сторону.
Ключевые слова: Литва, Польша, выборы, Туск, Качинский
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Jan Widacki «Z Galicji. Litewska pułapka premiera Tuska» («Przegląd»)
Stanisław Tarasiewicz «Polskie wybory nie zmienią relacji z Litwą» («Kurier Wileński» 10.10.2011)
Ryszard Maceikianec «Do redakcji tygodnika „Przegląd”.To nie zmiana, to ciąg dalszy» («Głos z Litwy» 4.10.2011)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs