Начало 1990-х – точка отсчёта не только очередной украинской независимости, но и курса официального Киева на создание украинской нации в её политическом, а не этническом понимании. Этносоциология, рассматривая этносы через призму эволюционной парадигмы, выделяет три ключевых понятия: этнос, народ, нация. Все нации были когда–то этносами, но не все этносы превратились в нации. Народ – это этнос, осознающий свою историческую миссию и стремящийся к её выполнению. Древние славяне построили Великую Русь, пройдя все этапы от этноса к народу. До Руси их называли славянскими племенами (этносами), во времена Руси они уже были русичами, русским народом. Этнос пребывает в стабильном состоянии, в то время как народ находится всегда в состоянии некоего брожения, поиска места приложения своей активности, что может проявляться в экономическом, политическом, военном плане. Этнос может превратиться в народ, но и народ может вернуться вспять, в состояние этноса. Этнос выступает как объект геополитики, народ – как её субъект.
Следует отметить, что нация – понятие, родившееся на Западе. Существует термин «государство – нация» (Etat Nation) как порождение Нового времени и результат создания Вестфальской системы международных отношений после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Главным постулатом Вестфальской системы было признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. C распадом СССР на карте мира появилось почти полтора десятка государств, доселе истории не известных. Эти республики (Украина в их числе) не имели собственной истории государственного строительства и, по сути, принялись за сооружение государственного здания с чистого листа. За эталон по умолчанию принималось как раз государство как нация, то самое Etat Nation, известное Европе уже на протяжении столетий. Слепо копируя государственное устройство западных стран, руководство этих республик вобрало и издержки такого устройства. Практически любая западная держава отождествляется с определённой нацией, и такое отождествление лежит в этнической, политической и культурной плоскостях. Всем известно, что Франция населена французами, Германия – немцами, Испания – испанцами (иммигранты не в счёт). Никто не помнит, что на территории нынешней Франции проживали когда–то пикардийцы, гасконцы, бретонцы, бургундцы, которых государство–нация полностью поглотило, присвоив всем этноним «французы», лишив каких бы то ни было автохтонных черт. Лангедок, Аквитания, Бретань и т.п. - бывшие независимые государства, располагавшиеся на территории современной Франции. Население Лангедока традиционно говорило на окситанском языке, о котором остались лишь воспоминания. В Германии проживали фризы и лужицкие сербы, которые изо всех сил пытаются сохранить свою этническую самобытность. В Испании баски и каталонцы стараются не раствориться окончательно в плавильном испанском котле. Любая народность, попав в границы государства–нации, обречена на полную ассимиляцию.
Население Украины, как государства-нации, даже в официальных обращениях и в СМИ именуется сегодня украинцами, без учёта этнического многообразия. Понятие политической нации подразумевает процесс этнополитической «комплектации» всего населения определённой территории в единый, и, главное, моноэтничный конструкт, контуры которого совпадают с географическими границами этой территории. Таким образом, идеологическим фундаментом формирования современной украинской нации служит концепция территориализма, увидевшая свет в самом начале ХХ века, даже если на официальном уровне об этом умалчивается.
Среди её главных и признанных теоретиков находим Вячеслава (Вацлава) Липинского и Степана Томашевского, этнических поляков с Западной Украины, принадлежавших к шляхетскому сословию. Именно их перу принадлежат основные тезисы украинской национальной идеологии, безапелляционно опирающейся на политико-географический фактор.
В. Липинский одинаково неодобрительно относился как к украинскому национализму, так и к москвофильству, из-за чего конфликтовал с представителями как первого, так и второго течения (1). При этом русофобом назвать его нельзя. Более того, будучи поляком по рождению и языку, а украинцем только по убеждению, В. Липинский настаивал на примате территории над этническим элементом, предостерегал Украину от чрезмерного сплочения с буржуазно-националистической Польшей, рекомендуя всё же в случае необходимости быть ближе монархической Москве (2). Считая украинцев внутренне неспособными объединиться в едином порыве для создания своего государства, В. Липинский придерживался классократического подхода к делу державостроительства, обозначая польскую «кресовую» шляхту (т.е. западно-украинских польских шляхтичей) как ведущую прослойку, аристократию, высший и передовой класс будущей украинской нации. «Кресовую» шляхту В. Липинский наделял идиллическими чертами, себя же именовал «украинцем (русином) польской культуры». Таким образом, для проживающих на Украине людей главным фактором, определяющим их политическую ориентацию, должна быть принадлежность к данной территории. По мнению В. Липинского, полонофил и москвофил из числа украинцев должны быть любому другому украинцу гораздо ближе, чем чужак, даже если с ним украинец разделяет одни и те же взгляды. В этом – квинтэссенция территориализма, стремления на обособленной территории создать обособленную нацию вне зависимости от этнической принадлежности индивидуумов, её составляющих.
Деятельность С. Томашевского на ниве территориализма была не так заметна, как активность В. Липинского. Тем не менее, С. Томашевский тоже рассматривал Украину как географическую цельность, не придавая значения ее этническим особенностям, с характерной зацикленностью на введенном им самим понятии «украинской земли». Духовным центром независимого украинского государства С. Томашевский видел Западную Украину, ведущую свою традицию от Галицко-Волынского княжества (забыв о его древнерусском происхождении). С. Томашевский превозносил западно-украинский духовный тип, называя его византийской формой с римским наполнением, несущим в себе значительный экуменистический потенциал. В идеях С. Томашевского сплелись воедино католицизм и тезисы о политическом единении украинской нации.
В последнее время консервативная идеология, ориентированная на сохранение традиций и отторжение импортируемой с Запада либеральной идеологии, приобретает всё большую популярность на постсоветском пространстве. Многие пришли к пониманию, что только с опорой на традицию и вечные ценности, соответствующие геополитическим реалиям, можно построить действительно духовно крепкое государство. Затронул этот положительный процесс и Украину, но здесь определяющую роль играет не геополитическая эффективность той или иной идеи, а её политико-этнический элемент, когда похвалы удостаивается только то, что вписывается в узкие этнополитические рамки украиноцентричной идеологии. Поэтому под украинской консервативной мыслью априори подразумеваются территориалистские концепции В. Липинского и С. Томашевского. Поскольку многообразием личностей украинский консерватизм похвастать не может, эти два персонажа, представлявшие другую веру и другую национальность, занимают первые строчки исторического рейтинга украинских консерваторов. И, что немаловажно, идеология украинского консерватизма не обладает монолитностью, и взгляды двух столпов украинского консерватизма - В. Липинского и С. Томашевского - во многом различны. Первый из них выводил историю независимой Украины от истоков шляхетско-казачьей державы Богдана Хмельницкого, а второй — от даты образования Галицко-Волынского княжества, противопоставляя его буквально во всем Киевской Руси. В общем же, представители украинского консерватизма в своих предпосылках исходили из классического набора — земля, нация и идея суверенного государства. Последний тезис всегда получал у них галицийское толкование.
Несмотря на то, что мировая консервативная мысль имеет достаточно долгий генезис, в постсоветских республиках консервативная идеология долгое время оставалась невостребованной по вполне понятным причинам. Сегодня этот вакуум заполняется теми политическими силами, которые беззастенчиво спекулируют на консервативной идеологии и скатываются к банальному шовинизму. Прослеживаются беззастенчивые попытки некоторых экспертно-просветительских организаций «скроить» воедино территориализм В. Липинского с идеологией украинского национализма, хотя эти течения экзистенциально несовместимы (3). Из множества политических сил только одна украинская партия официально подчёркивает свою приверженность консервативным ценностям – это Украинская Национальная Консервативная Партия (УНКП) (4). Сходство программных установок партии с манифестами украинских националистических движений не позволяют рассматривать её как отдельную от националистического спектра политическую силу. Сам факт того, что УНКП была создана в Львове, говорит о многом и накладывает определённый отпечаток на её программную деятельность (крайне западноцентричный взгляд на историю Украины, поддержка идеи присоединения Киева к НАТО, критика белорусского президента А. Лукашенко и призывы к присоединению Украины к антибелорусским акциям Запада, и т.п.). Консерватизм неотделим от геополитики. Идея УНКП о построении геополитического треугольника Украина – Польша – Германия в противовес России совпадает с политическими проектами, разработанными западными либералами в Вашингтоне. Для земель, входивших в состав Киевской Руси, ориентация на Брюссель и Вашингтон, НАТО и ЕС является свежим постсоветским веянием, и никогда не было традиционным.
Ключевые слова: В. Липинский, С. Томашевский, территорализм, украинский консерватизм
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В. Липинський «Листи до братів хліборобів», Львів 1926 р.
Marian Zdziechowski «Pierwiastek zachowawczy w idei ukraińskiej» (www.pogon.lt)
Центр соціогуманітарних досліджень імені В'ячеслава Липинського
Українська Національна Консервативна партія (www.uncp.soskin.info/)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs