Уважаемые дамы и господа,
Мы сегодня рассмотрели широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества, региональные и международные проблемы. В двусторонней повестке дня констатировали существенное продвижение вперед по результатам встречи президентов России и Бразилии «на полях» саммита БРИКС в Китае в апреле этого года, а также по итогам состоявшегося в мае заседания Комиссии высокого уровня под сопредседательством Премьер-министра Российской Федерации и Вице-президента Бразилии.
Активно работают такие механизмы, как Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, Политическая комиссия на уровне заместителей министров иностранных дел наших стран. В целом мы едины в необходимости диверсифицировать экономические связи, сделать больший акцент на перспективные, высокотехнологичные проекты. Речь шла о космосе, энергетике, в том числе атомной, нефтегазовой отраслях, современных технологиях, нано- и биотехнологиях, сельском хозяйстве. Принципиальное значение имеет ведущаяся сейчас работа по линии финансовых структур двух стран по подготовке механизмов взаиморасчетов с использованием национальных валют.
Убеждены, что два наших министерства, которые призваны координировать работу отраслевых ведомств, будут и далее активно способствовать четкому и своевременному выполнению договоренностей, которые достигаются на уровне глав государств и правительств.
Что до международной повестки дня, то Россия и Бразилия активно участвуют в формировании нового полицентричного мироустройства. Мы тесно сотрудничаем, координируем наши действия в самых различных форматах – это и ООН, включая ее Совет Безопасности, Совет ООН по правам человека, «Группа двадцати», БРИКС. Россия также активно развивает связи с интеграционными группировками в Латинской Америке. Я благодарю своего коллегу за хорошо проведенную сегодня встречу.
Вопрос: Не могли бы Вы подробнее рассказать о совместной работе в рамках БРИКС?
С.В.Лавров (отвечает первым): БРИКС является очень важным объединением, которое мы заинтересованы укреплять и активно использовать для продвижения новых более справедливых и демократических подходов к международным проблемам. Прежде всего, это касается реформы валютно-финансовой системы, в контексте тех договоренностей, которые были достигнуты в «Группе двадцати» во многом по инициативе стран БРИКС. Наши министры финансов регулярно проводят встречи и согласовывают действия – будь то мероприятия в формате «двадцатки» или по линии Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Продолжает развиваться взаимодействие между другими нашими ведомствами в самых разных отраслях – здравоохранении, сельском хозяйстве, подготовке к стихийным бедствиям и способности более эффективно преодолевать их последствия. Деловые круги также проявляют интерес к общению.
Уверен, что инициатива Президента Бразилии о «науке без границ» может стать коллективным проектом стран БРИКС. Молодые люди смогут ездить друг к другу не только как туристы, но и получать образование. Есть интерес к налаживанию контактов по линии политологических центров. Так что у наших отношений достаточно богатая палитра.
Не могу не упомянуть, что министры иностранных дел регулярно встречаются. Очередной контакт состоится через пару недель «на полях» Генеральной Ассамблеи ООН.
Вопрос: За последние дни ситуация в Ливии кардинально эволюционировала. Изменились ли подходы государств-участников БРИКС в отношении конфликта в Ливии? Какова позиция стран БРИКС применительно к нынешней ситуации в Сирии?
И еще. Какие усилия предпринимает Бразилия для развития экономической интеграции в Латинской Америке?
С.В.Лавров (отвечает первым): Позиции государств БРИКС по Ливии и Сирии не изменились: наши страны твёрдо выступают за недопустимость какого-либо насилия, обеспечение безопасности мирного населения, соблюдение прав человека и международного гуманитарного права.
К сожалению, то, что происходит в Ливии, нас удовлетворить не может. Главная задача, которую провозгласил Совет Безопасности ООН, – защита мирного населения. Но мирные граждане продолжают гибнуть в большом количестве. Я думаю, что в интересах ливийского народа все-таки найти способы прекратить воевать и начать договариваться.
Понятно, что нынешнее руководство не рассматривает прежних руководителей в качестве собеседника. Однако политические и этнические силы, племена, которые представляют бывшие руководители ливийского государства, должны быть частью процесса национального примирения.
На этот счет есть инициативы и ООН, и Африканского союза. Страны БРИКС активно поддерживали и продолжают поддерживать эти инициативы. Россия предпринимает конкретные шаги по работе и с Триполи, и с оппозиционерами. Другие страны БРИКС – Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка специально направляли своих представителей в регион.
Мы исходим из того, что необходимо как можно скорее начать выполнять главную цель, поставленную Советом Безопасности, – защищать мирное население. Мы и наши бразильские друзья, и другие партнеры по БРИКС не раз говорили, что нас не может не тревожить то, как выполняются резолюция 1970 и 1973.
Что касается Сирии, то мы ставим во главу угла интересы сирийского народа. Мирные граждане не должны становиться жертвами. Для урегулирования ситуации мы предлагаем Совету Безопасности твёрдо высказаться против любого насилия, с чьей бы стороны оно ни исходило, твёрдо потребовать от всех сторон уважать права человека, соблюдать международное гуманитарное право. Самое главное требование – начать диалог.
Мы активно побуждаем Президента Б.Асада к тому, чтобы более чутко прислушивался к чаяниям населения. Пусть и не такими темпами, которыми хотелось бы, но, тем не менее, он предлагает конкретные шаги по решению проблем, находящихся сейчас у всех на устах: введение многопартийности и обеспечение свободы средств массовой информации, график подготовки новой конституции, нового избирательного закона. Всё это нельзя игнорировать. И если у кого-то из сирийцев, у сирийских оппозиционных сил есть проблемы с конкретным содержанием предлагаемых реформ, то это нужно обсуждать за столом переговоров, к чему, собственно, руководство Сирии и приглашает оппозицию.
Буквально на днях состоялась очередная встреча. На ней были намечены сферы, по которым необходимо продолжать переговоры. К сожалению, на встрече присутствовали не все представители оппозиции и оппозиционные группы. Уверены, что нельзя подстрекать определенные силы внутри оппозиции к тому, чтобы они продолжали отвергать и бойкотировать предложения о начале диалога. Это призыв к тому, чтобы повторить ливийский сценарий.
Но этот сценарий не повторится, если все будет зависеть от стран-участниц БРИКС. Совет Безопасности, я думаю, не будет теперь так равнодушно взирать на все происходящее с выполнением его резолюций. И мы, конечно же, это учтем в нашей дальнейшей работе.
Вопрос: Сергей Викторович, поступил ли ответ на приглашение, направленное руководству Переходного национального совета Ливии посетить с визитом Россию? В какие сроки и на каком уровне российская сторона готова принять представителей ПНС, и что можно ожидать от этой встречи?
С.В.Лавров: Представители ПНС по их просьбе уже были в Москве. Сейчас мы подтвердили нашу готовность продолжать общение на уровне, необходимом для обсуждения вопросов, которые они заинтересованы обсуждать. Переходной совет проявил интерес в направлении сюда своих участников, занимающихся экономическими связями. Российская сторона подтвердила готовность провести встречу в Москве в обоюдно приемлемые сроки. Таким образом, контакты осуществляются и будут продолжаться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs