Москва впервые принимает на Волхонке Музей-театр Сальвадора Дали из Фигераса, каталонского города, где родился знаменитый испанец. Такую уникальную возможность получил Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в рамках перекрёстного года Испании в России. Впервые в его залах открывается полнометражная выставка из 25 картин и 90 листов графики «одного гения», как скромно и полуиронично называл себя сам Сальвадор Дали.
Для столь необычного проекта, заказанного российской стороной, художник Борис Мессерер придумал специальную сценографию. В неё вписаны и карнавальные венецианские костюмы, принадлежавшие Дали и его супруге Гале. А также декор из гигантских яиц, символизирующих начало жизни, которые украшают стены фигерасского музея. Напомним, что Сальвадор Дали (11.05.1904 – 23.01.1989), уроженец Фигераса, в 1974 году построил в городе своего детства театр-музей, вложив в его реализацию не только свои экстравагантные идеи живописца, графика, режиссёра, писателя и скульптора, но и все наличные средства. На территории этого театра-музея он и похоронен. И ежегодно, легенда это или нет, основную часть почитателей его многогранного таланта в 4 миллиона человек составляют посетители из России.
Формат выставки в Москве неординарен, как неординарна и сама личность Сальвадора Дали, разрушавшего рамки общепринятого и традиционного. Современники считали его поведение высокомерным, а темперамент неуправляемым. Впрочем, направлять его темперамент на творческие поиски могла супруга и муза Дали - эмигрантка из России Галина Дьяконова (Гала), с которой он познакомился в Париже. Экспозиция, представленная в музее на Волхонке, проникнута её светлым образом. После смерти любимой в 1982 году художник пишет картину "Три знаменитые загадки Галы". Однако, помимо названных загадок, есть ещё и тайна самого художника, закодированная в образах данного полотна.
Уникальность московской экспозиции ещё и в том, что она представляет практически все этапы творчества Сальвадора Дали. Не эволюцию художника, а жадный поиск и отклик его на все возникающие в современном ему искусстве стили, будь то импрессионизм, экспрессионизм или сюрреализм, демонстрирует театр-музей из Фигераса в Москве. Известно, что и фотография как вид искусства увлекала Дали. Он страстно хотел быть не понятным, а понятым. Этим, возможно, и объясняется публикация им книг «Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали». Взаимодействие российской и испанской сторон в популяризации творчества Сальвадора Дали уже приближают нас к некоторым разгадкам этой уникальной личности, теперь слово за публикой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs