ГЛАВНАЯ > Рецензии

Неактуальный Самокиш (Послесловие к юбилею)

00:00 11.08.2011 • Владимир Казарин, профессор Таврического национального университета имени В.И.Вернадского, Симферополь, Крым

Н.С. Самокиш за работой

25 октября 2010 года исполнилось 150 лет художнику Николаю Самокишу.
Он оставил нам в наследство более 11 000 картин, графических работ и книжных иллюстраций (перо, тушь, сепия, акварель). Действительный член Императорской Академии художеств. Обладатель пяти серебряных, двух малых и большой золотых медалей той   самой Академии и серебряной медали Всемирной выставки в Париже. Лауреат первой премии графа С. Г. Строганова. Уже в студенчестве удостоен чести стать автором картины, которая была приобретена П. М. Третьяковым для его знаменитой галереи. Позднее его работы пополнят коллекции Зимнего дворца, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и многих других собраний России и Европы.

Был организатором художественных экспедиций для создания циклов рисунков и картин в память о сражениях на Кавказе (вместе с И. Айвазовским и Ф. Рубо), на фронтах Русско-японской войны и Первой мировой. Создатель знаменитых полотен и графических работ, посвященных Отечественной войне 1812 года, русско-турецким войнам, нашей Гражданской войне века ХХ-го. Если Айвазовский был официальным историографом отечественного флота, то Самокиш фактически являлся официальным летописцем сухопутной армии России. Имел звание полковника кавалерии.

Добавим к этому тысячи журнальных и книжных иллюстраций к произведениям русских и украинских классиков, к альбомам по истории Украины, художественное оформление очерков путешествий, знаменитой четырехтомной «Охоты на Руси» (вместе с И. Репиным, В. Суриковым,          А. Бенуа и другими), многочисленные панно на зданиях и в интерьерах. Напомним о заслуженном авторитете выдающегося анималиста и общепризнанной репутации одного из создателей школы рисунка пером в стране.

И это еще будет далеко не все.

Может быть, его радостно и торжественно вспомнили в юбилейные дни в родном Нежине – черниговском городе, в котором он родился и закончил Гимназию при знаменитом Лицее князя Безбородко (том самом лицее,   в котором когда-то учился Гоголь)? Он посвятит позднее родному городу отдельный альбом.   Вероятно, самостоятельную юбилейную программу его памяти организовали в Харькове, потому что он стоял у истоков художественного образования в этом городе, или в Севастополе, который тоже станет темой отдельного альбома художника? Его юбилей, конечно же, широко и достойно отметила вся родная ему Украина, которую он лелеял и творчески запечатлевал снова и снова, возрождая ее художественные традиции и неутомимо иллюстрируя ее литературных классиков – Гоголя, Марко Вовчок, И. Нечуй-Левицкого и других?

Нет, нет и нет…

Его не вспомнили в эти дни ни в Украине, ни на Кавказе, ни в Забайкалье, ни на Дальнем Востоке, ни в Санкт-Петербурге (где он профессорствовал и был академиком), ни в Москве, ни в Европе. Спасибо Крыму – он организовал по инициативе общественной организации «Ассоциация заповедников и музеев» в рамках своих небольших возможностей юбилейные торжества памяти художника, который нашел последний приют в Симферополе на кладбище у Всехсвятской церкви. Крым спас тем самым честь и достоинство всех перечисленных и еще не названных нами городов и весей. Какой-никакой, но юбилей все-таки состоялся…

Страшный ХХ век, который Мандельштам назвал «волкодавом», закончился, но оставил неизжитое, все еще довлеющее над нами наследство. Он разделил нашу историю надвое – до 1917-го и после. Все, что было «до», – до сих пор во многом чужое. Даже враждебное. Мы расставались с ним беспощадно и жестоко: одно взрывали, другое вырезали из книг, третье сжигали, продавали за границу, наконец, просто убивали. Так, в Севастополе в конце 20-х годов мы не только надругались над прахом наших великих адмиралов – Лазарева,   Нахимова, Корнилова, Истомина, – но также сняли и расплавили их памятники. Мы стараемся не помнить сегодня о том, что только после трагического опыта Великой Отечественной войны адмиралы начнут возвращаться на площади города, который когда-то их усилиями в первый раз получил звание «герой». Нахимов снова встанет на своем пьедестале у Графской пристани только в 1959 году. Значительно позже   вернется Корнилов. Расплавленный на бронзу Лазарев ждет своего часа до сих пор.

Забытые войны, забытая жизнь, забытые традиции, забытые исторические юбилеи и вехи, забытые альбомы и журналы, как результат – забытая эпоха и забытый вместе с ней художник Самокиш.

Что такое известность и востребованность художника сегодня? Это изданные альбомы его работ, постеры, открытки, в конце-концов наклейки. Это его иллюстрации в школьных и вузовских учебниках, это премии и стипендии его имени, это его музеи, экспозиции и выставки. Ничего этого нет и в ближайшее время, скорее всего, не будет.

Мы бессознательно и ежедневно продолжаем воевать со своей историей, со своим прошлым. Об этом красноречиво говорит уже тот факт, что и Украина, и Россия, и Белоруссия на государственном уровне дружно игнорируют приближающееся 90-летие Великого Раскола – окончание Революции и Гражданской войны в нашем бывшем едином Отечестве в ноябрьские дни 1920 года.

Прости, Николай Самокиш! В утешение тебе скажем, что ты не одинок в этом длинном-длинном списке забытых знаменитостей. Жди. Тебе не привыкать. Застыли в ожидании, когда их снова напечатают для широкой публики, лошади Самокиша на знаменитой картине «Четверня на повороте», когда-то так поразившие воображение парижан. Замерли на полотне в сражении под Салтановкой рвущиеся в атаку сыновья и солдаты Раевского. Никак не могут выбраться из Сиваша крестьяне-красноармейцы, штурмующие Перекоп.

Может быть, мы когда-нибудь вернем им всем жизнь и хотя бы 200-летие создавшего их автора   встретим более достойно…

31 октября 2010 года, Крым, Симферополь

 

Cправка. Николай Семенович Самокиш (1860-1944) - один из основоположников реалистического направления в батальной живописи конца XIX - начала ХХ века.  Известный баталист, именем которого названа улица и художественное училище в Симферополе, продолжает оставаться самой мистической фигурой крымской истории. 

Имя Самокиша постоянно на слуху у симферопольцев. Улица-то его имени расположена в центре города – так или иначе пройтись-прогуляться по ней приходилось всякому. Однако на вопрос «Кто такой Самокиш» ответит далеко не каждый второй.

В 2010 году к 150-летию Самокиша доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, профессор Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Владимир Казарин написал статью, которая послужила поводом к изданию небольшой исследовательской работы.

В этом году симферопольское издательство опубликовало брошюру, посвященную памяти художника, – «Неактуальный Самокиш. (Послесловие к юбилею) – Симферополь: Крымский архив, 2011. – 24с., ил.  

В Приложении публикации приводятся материалы, связанные с кончиной академика Н.С. Самокиша в 1944 в оккупированном Симферополе и попыткой подготовки в 1960 году несостоявшихся юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию художника. Эти документы были предоставлены автору «Послесловия» специалистом по военной истории Крыма, членом правления Таврического центра военной истории.


 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати