В Москве прошел гала-концерт ”Viva Alicia!” в честь великой балерины, пожелавшей отметить свой юбилей и в России
Поистине балетное искусство – тоже эффективный посол мира и красоты. Как в эти дни пишут кубинские СМИ, «Большой театр России снова у ног нашей Алисии». И это похоже на правду – такого горячего приема новая сцена Большого, пожалуй, не устраивала еще никому.
А когда Алисия Алонсо появилась в центральной ложе театра, весь блистающий роскошной новизной и до отказа заполненный людьми зал восторженно приветствовал балерину стоя.
Гала-концерт в честь кубинской абсолютной прима-балерины, бессменного директора Национального балета Кубы начался с показа на огромном экране фрагментов из кинохроники разных лет. Это были эпизоды из творческой жизни Алисии Алонсо с юных лет, ее лучшие выступления в хронологическом порядке.
Зал устраивал овации при каждом невероятно талантливом, отточенном па актрисы. Их было множество, этих гениальных па, и зал, не переставая, рукоплескал. Просматривая кинохронику, каждый присутствующий на гала-концерте лишний раз убедился в уникальности этой кубинки, покорившей мир своим танцевальным мастерством и почти фанатичной преданностью искусству балета. Говорят, большое видится на расстоянии. А гениальное – на расстоянии минувших лет.
В декабре 2010 года Алисия Алонсо отметила свое 90-летие. По случаю юбилея в Гаване и Нью-Йорке (где она родилась и где начинала «ходить на пуантах») прошли гала-концерты. И вот теперь великую кубинскую балерину чествовали в Москве, где она дебютировала на сцене Большого в январе 1958-го, за год до победы у нее на родине народной революции. Теперь, на новой сцене Большого театра России 2 августа в ее честь состоялся третий гала-концерт. В нем приняли участие молодые ведущие артисты Гаванского Большого театра – Анетте Дельгадо, Садайсе Арренсибиа, Янела Пиньера, Вингсей Вальдес, Алехандро Вирельсе, Дани Эрнандес, Ариан Молина и Осиель Гунод. Артисты блестяще исполнили фрагменты из балетов «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Коппелия», «Волшебная флейта» в хореографии Алисии Алонсо, ее же оригинальные постановки «Гран па де Катр» и «Фиеста Криоллы», а также другие произведения.
В гала-концерте приняли участие и российские мастера – Светлана Захарова и Андрей Уваров, исполнившие фрагмент из балета «Кармен-сюита».
После окончания концерта перед зрителями выступили представители посольства Кубы в Москве и Министерства культуры России, а также знаменитый танцовщик и хореограф Владимир Васильев, который сказал много ярких слов в адрес кубинской примы.
Выступила и ошеломленная восторженным приемом москвичей Алисия. Она поблагодарила зрителей и старых друзей. Вспомнила свои предыдущие посещения России, Советского Союза. Абсолютная прима-балерина, как ее называют в международном сообществе искусств, Алисия Алонсо назвала свое «возвращение в российскую столицу», где ее так горячо и торжественно чествовали, «возвращением в сердце цветка», и напомнила о своих ощущениях в многократные прошлые визиты в Москву, которые охарактеризовала коротко: «Алисия в Стране Чудес».
Как сказал легендарный российский танцовщик Владимир Васильев, «…на Кубе Алисия Алонсо стала синонимом понятия классический танец, точно так же, как и Галина Уланова в России. Мне кажется, не будь Алисии на Кубе с самого начала построения там нового общества, мы бы сегодня не могли так восхищаться кубинским балетом. На протяжении длительного периода, шаг за шагом, слава труппы под ее руководством крепла, радуя любителей балета во всем мире. Совсем недавно прошел 90-летний юбилей легендарной кубинской балерины, и сегодня мы также можем выразить ей нашу благодарность и горячо аплодировать балету Кубы. Мне довелось быть партнером Алисии Алонсо, и я горжусь тем, что судьба даровала мне эту возможность, и каждый раз с большой теплотой вспоминаю свое пребывание в Гаване»…
…Автор этих строк, присутствуя на знаменательном нынешнем гала-концерте в Большом, вспоминал далекий 1981 год, когда в очередной приезд кубинской балерины в Москву для участия в жюри Международного конкурса артистов балета, мне удалось встретиться и поговорить с ней. Я тогда работал в одной из центральных советских газет и, конечно же, мой короткий материал о знаменитой приме сразу же был опубликован. Назывался он «Алисия в Стране Чудес». Речь, разумеется, шла о Москве как центре мирового балета, о России, с которой балетное искусство практически с самого начала ее карьеры связала приму десятками невидимых нитей.
…Ее полное имя – Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес и дель Ойо, или проще – Алисия Алонсо. Она родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, а в 1931-м начала заниматься танцами в балетной школе при кубинском музыкальном обществе Про-Арте. Впоследствии Алисия продолжила учебу в США – у Энрико Занфретты, Александры Федоровой и других ведущих профессоров Школы американского балета. Профессиональная деятельность молодой танцовщицы началась в 1938 году на Бродвее с дебюта в музыкальных комедиях. А год спустя, отмечают эксперты, она была принята в труппу American Ballet Caravan, родоначальницу нынешнего New York City Ballet. В 1940-м Алисия в возрасте 20 лет и в самом расцвете сил и амбиций, поступает в состав только что созданного тогда Ballet Theatre of New York. Начинается самый выдающийся период ее балетной карьеры. Алонсо, благодаря своему огромному таланту и упорству, а также изнурительному труду получает признание как несравненная исполнительница величайших балетных произведений романтического и классического репертуара. Алисия тесно сотрудничает с самыми выдающимися хореографами XX века – Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской, Энтони Тюдором, Джеромом Роббинсом и Агнес де Милль. В составе труппы American Ballet Theatre кубинская танцовщица объехала с гастролями множество стран Америки и Европы в качестве примы-балерины.
Наступает 1948 год. Уже познавшая вкус славы кубинка основывает в Гаване «Балет Алисии Алонсо», сегодня известный как Национальный балет Кубы. Свое детище она вплоть до 1959 года финансировала сама. А с приходом к власти революционного правительства государство начало оказывать Алисии всевозможную поддержку.
«Музыка для меня – это нечто живое, органичное, что разговаривает внутри меня,- призналась как-то кубинская прима. – Всякая великая музыка всегда сильно впечатляет меня. И однажды я сделала для себя вывод: если музыка существует, то это уж точно для того, чтобы под нее танцевать»…
Еще до победы народной революции на Кубе, в 1957 и 1958 годах, Алонсо стала первой танцовщицей Западного полушария, официально приглашенная в качестве гостя для участия в самых известных постановках Советского Союза. В Большом театре Москвы Алисия дебютировала исполнением партии Жизели. Ее партнером был Владилен Семенов. Кубинская балерина часто посещала Советский Союз и Россию с гастролями. Она побывала во многих наших городах. Неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В течение 20 лет (с 1969 по 1989 гг.) была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.
Да, абсолютная прима-балерина довольно часто бывала у нас в Москве, город ей нравится и по сей день. Но больше всего она любит свою родную Гавану, которая, по ее словам, - это «продолжение ее собственного дома». Иногда, в редкие минуты покоя, Алонсо погружается в воспоминания о том времени, когда отец Алисии приводил в жаркие вечера на гаванскую набережную Малекон всю семью, и в эти моменты грез балерина «как наяву ощущает соленый запах моря, создающий для нее атмосферу мира и красоты».
А что для примы слава? «Это для меня нечто приятное, - признается Алисия. – И если я скажу противоположное, то это будет ложь. Моя слава происходит от моего трудолюбия. Я предлагаю людям то, чем они восхищаются и что ценят. Правда, бывают моменты, когда слава мешает. Например, мне хотелось бы подышать морским воздухом на Малеконе и послушать море… Но если я туда отправлюсь, меня сразу окружит множество людей, не дав насладиться покоем. Иногда я себе говорю: может, мне что-нибудь надеть на голову, спрятаться, чтобы меня не узнавали. Но, боюсь, что и это не поможет»…
В прошлом году в Гаване, когда весь культурный мир планеты готовился поздравить Алисию с ее 90-летним юбилеем, президент Фонда Галины Улановой Владимир Васильев вручил Алонсо премию фонда «За беззаветное служение искусству танца».
«Наши народы связывает давняя история дружбы и плодотворного взаимодействия в области культуры, - заявил в своем приветствии к участникам гала-концерта российский министр культуры А.А. Авдеев. – В балете это сотрудничество отмечено яркими, без преувеличения, историческими результатами. Мы с гордостью осознаем, что великая балерина Алисия Алонсо начинала свое обучение у Софьи Федоровой, балерины московского Большого театра, солистки труппы Дягилева. А годы спустя Альберто Алонсо поставил в Большом театре «Кармен-сюиту», которая стала новым словом для российского хореографического искусства и по сей день остается одним из любимых публикой спектаклей.
Радостно видеть, что кубинский балет представляет зрителям новое поколение прекрасных артистов, вместе с которыми продолжают сотрудничать российские мастера хореографии»…
Однажды Алисию спросили, что бы она хотела оставить после себя потомкам кроме хореографических постановок. Великая балерина скромно ответила: «Хотела бы, чтобы меня вспоминали такой, какой я была»…
Хочется верить, что слова Алисии Алонсо сбудутся, ее боготворят сотни тысяч поклонников классического танца, и ее всегда будут помнить и на Кубе, и в России, и во всем мире. Ведь она прославила свое имя повсюду, где знают, что такое балет, включая ставшую для нее счастливой Страну Чудес.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs