Военная операция НАТО против Ливии, проводимая, в основном, силами армий США, Франции, Великобритании, ускоряет формирование новой системы международных отношений. Одновременно война является полигоном для проверки в реальных боевых условиях стратегии Объединенного командования вооруженных сил США в зоне Африки и новых разработок в области вооружений…
Стратеги США и НАТО просчитались, рассчитывая, что военная операция завершится за несколько недель. Согласно резолюции № 1973 СБ ООН, был установлен запрет на все полеты в воздушном пространстве Ливийской Арабской Джамахирии, введено эмбарго на поставки оружия, заморожены ливийские активы. Рассчитанная поначалу на срок до 27 июня, операция против Ливии была продлена еще на 90 дней, до конца сентября.
Появились сообщения в СМИ о планах полномасштабного наземного вторжения в Ливию под руководством США, с предполагаемым развертыванием войск к октябрю. Ливийская война - пятая по счету, в дополнение к четырем, которые США ведут в Ираке, Афганистане, Пакистане и Йемене… Смысл организации постоянного американского присутствия в Ливии – наказать Каддафи за отказ присоединиться к Объединенному командованию вооруженных сил США в зоне Африки, лишить российский флот возможности базирования в Ливии, а заодно выгнать из Ливии китайцев и не допустить европейских партнеров к крупным источникам нефти.
Военно-стратегические аспекты войны
За 150 дней войны было выявлено плохое состояние политической и военной координации в блоке НАТО. Выступавшая инициатором военной операции Франция ничего не смогла бы сделать с М. Каддафи без американских помехопостановщиков, заправщиков, самолетов ДРЛО и крылатых ракет. Англичанам, чтобы бросить против Ливии десяток истребителей-бомбардировщиков «Торнадо», пришлось оставить без запчастей большую часть их парка в Англии и прекратить полеты истребителей ПВО страны. Операция в Ливии является весьма ограниченным военным конфликтом, и если европейцы уже спустя месяц - два после ее начала испытывают нехватку боеприпасов, впору спросить, к какому типу войны они вообще готовились? Эта война в очередной раз показала уровень военной машины Европы.
Планирование операции протии Ливии проводилось штабом Объединенного командования вооруженных сил США в зоне Африки во главе с генералом К. Хэмом. В штаб руководства операции для координации совместных действий были направлены офицеры ВС Великобритании, Франции и других стран коалиции. Впоследствии планирование операции было передано под натовское руководство. Главной задачей, по-видимому, было поставлено не блокирование воздушного пространства Ливии, не уничтожение или разгром ливийских ВС, как в ходе операции в Югославии и Ираке, а уничтожение высшего руководства Ливии.
Со стороны НАТО имела место недооценка морально-психологического состояния ливийских войск. Руководство США и НАТО предполагало, что после первых ударов армия М. Каддафи развалится, произойдет массовая сдача в плен, но армия сохранила свою боеспособность. Ливийская армия в марте и в июле 2011 года – это разные по тактике, умению воевать и храбрости войска. Они очень быстро учатся.
Таким образом, задача по уничтожению ливийской боевой мощи осталась невыполненной. НАТО и США не смогли также установить полный контроль над побережьем и западной частью Ливии.
Неожиданно для западной коалиции большая часть населения поддержала М. Каддафи. По данным СМИ, примерно 70 процентов жителей Ливии поддерживают своего лидера или хранят нейтралитет. В боевых действиях, кроме армии, на стороне правительственных войск участвуют формирования Местной народной обороны (резервный компонент ВС) и Вооруженного народного дежурства (ополчение). Получается, что руководители операции против Ливии считают «мирным населением» мятежное меньшинство, а не лояльное Каддафи большинство.
Второй неожиданностью стало то, что Халиф Хафтар, бывший полковник ливийской армии, около 20 лет назад бежавший из страны и возглавивший боевые подразделения «революционеров», не пользуется авторитетом у племен. Часть бывших мятежников говорит: «Послушайте, мы не были счастливы с Каддафи. Но когда мы увидели НАТО, включая Италию, наших бывших колониальных оккупантов… , мы подумали, ладно, он диктатор, мы с ним уже более 40 лет, но, черт побери, он ливийской националист, и он сумел создать нам самый высокий уровень жизни в Африке».
Третья неожиданность – сбылись прогнозы о том, что в условиях хаоса боевики «Аль-Каиды» и многочисленных террористических группировок, действующих в странах Сахеля – Чаде, Нигере, Мали и Мавритании, могут разграбить вооружение на складах в южной Ливии. Боевикам удалось захватить гранатометы РПГ-7, пулеметы, автоматы Калашникова, а также переносные зенитно-ракетные комплексы. Для переправки оружия из Ливии в Мали и Алжир «Аль-Каида в исламском Магрибе (AQIM)» уже организовала несколько караванов.
Военно-технические аспекты
Одной из особенностей ведения боевых действий в Ливии стало масштабное использование систем управляемого оружия, применение которых основывалось на данных, получаемых по каналам связи в реальном масштабе времени от средств радиоэлектронной и оптической разведки. Высокая точность целеуказания позволила повысить долю применения управляемых боеприпасов до 85%.
Стремление к реализации концепции «хирургических» и «точечных» ударов отразилось в широком применении тактических крылатых ракет BGM-109 «Томагавк», американских бомб с лазерным наведением AG M-123, ракет AGM-65F Maverick, ракет класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, авиабомб УАБ AASM, крылатых ракет авиационного базирования Storm Shadow, «воздух-земля» A2SM, 2000-фунтовых бомб GBU-31B/JDAM, Enhanced Paveway III, управляемых ракет «Бримстоун».
Впервые в действиях в Ливийской пустыне были испытаны в реальных боевых условиях подводный ракетоносец Florida типа Ohio, тактическая крылатая ракета Tomahawk Block IV (TLAM-E), самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании, тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений AC-130U, беспилотный вертолет MQ-8B Fire Scout. Вооруженные силы США и НАТО использовали также в Ливии урановое бронебойное оружие и вакуумные бомбы весом до 2 тонн.
Бюджет войны
Расходы США на операцию в Ливию только по линии Пентагона составили по состоянию на 3 июня с.г. 715,9 млн. долларов. Гуманитарной помощи американские военные поставили на 1 млн. Еще 1 млн. ушел на пополнение резервов американского военного ведомства. До 30 сентября в ливийскую кампанию будет вложено еще 400 млн. долларов. Ракеты Storm Shadow и «Томагавк», запускаемые с подводных лодок, стоят 1,1 млн. и 800 тысяч фунтов стерлингов каждая.
Согласно информации Министерства обороны Франции, из общих затрат на операцию «Объединенный Защитник», составляющих 53 млн. евро, на боеприпасы до 3 мая было израсходовано 31,7 млн. евро (45,1 млн. долларов). Расходы Великобритании на управляемое высокоточное вооружение достигли к 8 мая 43,77 млн. фунтов стерлингов (71,8 млн. долларов). Чтобы отправить на задание четыре бомбардировщика Tornado GR4, три евроистребителя Typhoon и самолеты обеспечения, приходится тратить оценочно 3,216 млн. фунтов стерлингов в день. Час эксплуатации самолета Tornado обходится в 33 тысячи фунтов, включая расходы на топливо, капитальные затраты и стоимость обучения экипажа. А Typhoon обходится в 80 тысяч фунтов в час. Министр обороны Италии Игнацио ла Русса уже объявил, что расходы его страны на участие в операции в Ливии будут сокращены более чем вдвое (со 142 до 60 млн. евро).
Ожидается, что общие расходы на операцию против Ливии к 30 сентября достигнут 1,1 млрд. долларов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs