В нынешнем году, как и в любом другом, отмечаются праздники, различные даты. Среди них одна – особая. Исполняется 70 лет с того, самого длинного дня, ставшего самым темным, который разделил жизнь на «до» и «после», - дня начала Великой Отечественной войны.
Если крупные битвы, сражения ВОВ описаны в мельчайших подробностях и в исторической, и художественной литературе, изучаются в учебных заведениях, то первый ее день даже спустя семь десятков лет был и остается не только самым черным, страшным, но одним из самых насыщенных белыми пятнами, неизведанным, полным загадок и вопросов. Почему?
Почти сразу после окончания Войны все книги, статьи, выступления были заключены в рамки идеологической канвы, отступить от которой или внести в нее существенные изменения не мог никто. Конечно, появлялись новые документы, новые факты. Но если они шли вразрез с основной линией, начертанной партией, такие документы прятали в архивы под грифом «Секретно», а то и просто уничтожали.
Загадкам этого дня, событиям, предшествовавшим ему, а также начальному этапу войны посвящена вторая книга Александра Осокина, выпущенная издательством «Время» 1.
Трагическому дню 22 июня в книге посвящены не страницы, а целые главы: Где был Сталин 22 июня 1941 года? (с. 149-218); 22 июня 1941 года глазами советских людей (с.182-218); 22 июня 1941 года советские РЛС обнаружили первый налет врага (с. 219-235); Загадки первого дня войны (с. 285-297); Была ли 28-я танковая дивизия Черняховского 22 июня 1941 года в Германии? (с. 304-311) и т.д.
Автору, по его признанию, долгие годы не давал покоя вопрос. Почему, ну почему первый день войны стал столь трагичным, столь разгромным для нашей армии? Ее подразделения, находящиеся у западной границы, были почти полностью уничтожены буквально за пару-тройку недель, в плен попало более 3,8 млн. солдат и офицеров.
Автор книги жил под тяжестью этих вопросов долгие годы. Не отпускала, видимо, генетическая память, ведь его, ребенком, вместе с другими членами семьи чудом успели вывезти из Каунаса на второй день войны последним эшелоном, буквально за час до прихода туда немцев. Годами шло переосмысление услышанных им еще в детском возрасте послевоенных разговоров взрослых – друзей отца, прошедшего всю войну, дослужившегося до звания генерала, которые вспоминали тот адский первый день.
Работая над книгой, А.Осокин увидел документальное подтверждение того, что на момент начала войны боеготовность нашей армии не только не уступала немецкой, но практически по всем позициям ее превосходила. Так, например, тяжелых танков (более 40 тонн) у немцев вообще не было, а в Красной армии – 564 машины, самолетов у нас было почти 11 тысяч, а у немцев - около 5 тысяч. Также несоизмеримы были и сырьевые ресурсы СССР и Германии (в пользу нашей страны). Достаточно сказать, что в первый этап войны Гитлер использовал сырье, полученное из Советского Союза в качестве военных поставок. В книге приводятся цифры, которые красноречивее слов доказывают это (с. 27-28).
И при таком раскладе сил – такой начальный разгром? Как можно это совместить?
Прежде чем выдвинуть свой вариант ответа на этот вопрос, автор приводит все версии, касающиеся трагедии 22 июня, – от официальной, советской, не пересмотренной со времен Сталина, до версии перебежчика Резуна-Суворова. Гипотеза же А.Осокина - неожиданно-новая, ломающая все предыдущие версии и даже чем-то пугающая. Особенно тех, кто привык все новое отвергать со словами: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». Пересказывать ее в краткой рецензии – нет смысла. Без тщательного знакомства с документами, приведенными в книге, без неторопливого чтения-изучения всех логических выводов невозможно оценить ни саму версию, ни гигантского масштаба изыскательскую работу автора. Можно дать только простой совет: «Читайте, думайте!»
Чем с первых же страниц притягивает к себе книга, так это обилием документов, фотоснимков, кинокадров. Часы, которые автор провел в различных архивах, в том числе и в архиве российского МИД, складывались в годы. Сколько же документов, фотоснимков надо было пропустить через свои руки, чтобы найти и никогда ранее не опубликованные, и опубликованные, но с комментариями в русле той идеологии. (На 80 страницах представлено более полутора сотен фотографий и фотодокументов с интереснейшими комментариями автора.) Александр Осокин самым скрупулезным образом сопоставлял архивные документы, часами рассматривал фотографии, кинокадры, сравнивая запечатленные на них лица. Убеждался, что один и тот же человек из гитлеровского окружения мог, например, проходить под различными фамилиями или же один из членов нашей делегации мог вообще никак не именоваться.
Автор задает вопросы - прежде всего самому себе - и пытается на них ответить всеми доступными способами: и новыми, не опубликованными ранее документами, фотоснимками и даже… их отсутствием при проведении политически важных мероприятий (какими, например, являлись торжественные приемы в Кремле по окончании войны: 24 мая в честь командующих Красной армией и Флота и 25 июня в честь участников Парада Победы) и, конечно, своими логическими выводами (с. 79 фотоприложений).
И так же как эта трудоемкая, но интереснейшая работа захватывала автора, так этот же настрой передается и читателю, который становится как бы участником «раскопок», «разгадок» в немыслимых нагромождениях исторических документов.
Казалось бы, какая может быть связь между обменом посольств СССР и Германии в июле 1941 года и пленением Якова Джугашвили – сына Сталина? Главы, посвященные этой теме, читаются просто как детектив (с. 327-409).
Кроме документальных изысканий А.Осокин встречался с ветеранами. Одна из глав его книги так и называется «Новое о 22 июня от участников и свидетелей событий». Их устные рассказы, по признанию автора, он рассматривал как ценный исторический документ, потому что в них такие детали, подробности, такие крупицы истины, каких не найти ни в одном архиве.
Для полноты картины надо сказать, что это - вторая книга Александра Осокина, посвященная белым пятнам Великой Отечественной. Первая книга вышла пару лет назад и вызвала самые разные мнения и комментарии. Они приведены автором в рецензируемой книге, что называется, без купюр.
Одни читатели, проштудировав изложенное, отдают должное колоссальному труду автора, говоря, что он «тщательно анализирует документы и мемуары. Словно из кусочков мозаики восстанавливает общую картину»; «дает логичные ответы на все вопросы о странном поведении Красной Армии и Сталина накануне войны» (с. 521); «использует комплексный метод исследования, включающий в себя геополитико-экономический, политический, военный и личный аспекты… впервые применил уникальный метод – работу по фотографиям» (с. 530).
По словам других, гипотеза «высосана из пальца» (с. 523); это «тупик псевдоисторической мысли» (с. 524). Наиболее, на мой взгляд, точным мне показалось следующее высказывание: «Сужу по себе: первая реакция – ошеломление, буря противоречивых чувств, «взъерошенная шерсть, сомнение; вторая реакция, после внимательного осмысления приведенных доводов, осмысление авторского подхода, как вполне возможного, приемлемого в качестве гипотезы; третий уровень восприятия – согласие с автором, особенно после знакомства с его документальной аргументацией» (с. 522).
Автор, сын военного, воевавшего с первого до последнего дня, приступая к своему титаническому труду, не преследовал никаких целей, кроме поиска Истины в память своего отца, в память тех, кто, несмотря на мрак и ужас первых дней войны, выстоял и завоевал Победу.
70 лет, по словам автора книги, «нашу страну оберегают не только армия и флот с ракетно-ядерным щитом, но и наша Великая Победа в Великой Отечественной войне, и даже катастрофа 22 июня 1941 года, ибо наши недруги понимают, что со страной, способной победить врага после такого жестокого удара, лучше не меряться силой!»
--------------------------------------------
1. Осокин А.Н. Великая тайна Великой Отечественной: Ключи к разгадке. М.: Время, 2010. 512 с.: илл.
Ссылки по теме: Загадка начала войны
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs