О малоизвестных страницах участия кубинцев в борьбе против германского нацизма
На авениде Порта, в нескольких десятках метров от набережной Гаванской бухты, стоит скромный обелиск из серого гранита. Он был воздвигнут в память о кубинских моряках торгового флота, погибших в дни Второй мировой войны. На доске обелиска высечено около ста имен и фамилий матросов семи кораблей небольшого кубинского флота, которые были потоплены в Карибском море немецкими подводными лодками.
Многие уроженцы острова стали жертвами гитлеровских субмарин, служа на судах других союзных государств. Некоторые из них до сих пор числятся пропавшими без вести.
Кубинцы сражались с немецкими фашистами и в рядах подразделений американской экспедиционной армии, высадившейся в Европе. В Советской Армии отличились трое кубинских героев – братья Альдо и Хорхе Виво и Энрике Вилар. Двое из них погибли в тяжелых боях: Альдо - под Ленинградом, а Энрике - при освобождении Польши.
Фронт борьбы с фашизмом проходил и через Карибское море, и через Кубу. Известно, что американский писатель Эрнест Хемингуэй, долгое время живший и творивший на острове, воевал с нацистами здесь вместе со своими кубинскими товарищами. На своем катере «Пилар» он выходил в море на поиск и уничтожение немецких подводных лодок в Мексиканском заливе и Карибском море. Писатель-антифашист и его небольшая кубинская команда были вооружены пулеметом и глубинными бомбами.
- Да, Хемингуэй и мои соотечественники воевали у берегов Кубы с гитлеровскими субмаринами, - подтвердил мне этот факт известный гаванский исследователь-историк Хуан Чонго Лейва. – И действовал американец тайно, как в художественной форме сам писатель рассказал впоследствии об этом в своем романе «Острова в океане». Почему тайно? Да потому, что в 1930-1940-е годы на Кубе существовала влиятельная пятая колонна нацистов, которых в открытую поддерживала часть буржуазной элиты Кубы.
Поясню: с Хуаном Чонго я в свое время встречался в Гаване, а потом с интересом прочитал его книги по истории Второй мировой войны и фашизма в Латинской Америке. Особенно меня впечатлили его исторические исследования «Смерть путешествует с нацистским паспортом» (“La muerte viaja con el pasaporte nazi”) и «Поражение Гитлера на Кубе» (“La derrota de Hitler en Cuba”). Во время бесед с ним удалось узнать некоторые подробности.
- Как свидетельствуют исторические документы, - рассказал Хуан Чонго, - в конце 30-х и начале 40-х годов XX века у нас на острове существовало довольно активное профашистское движение. И хотя Муссолини, Гитлер и Франко никогда не бывали на Кубе, влияние их тоталитарных идей ощущалось и здесь, и в какой-то степени они укоренились в умах сотен крупных буржуа и представителей среднего класса кубинцев, ослепленных нацистской идеологией и первыми победами гитлеровцев в Европе. По словам историка, именно они и стали питательной средой для создания Кубинской нацистской партии. Явно профашистскую направленность носил и Студенческий легион Кубы. Местные последователи Гитлера провозглашали лозунги «экзальтированного национализма» и «абсолютного кубанизма». Они были готовы на всех углах кричать «Куба превыше всего!». А их демагогия доходила до того, что они объявили войну «евреям, коммунистам и американскому империализму» одновременно.
Куба, занимающая важное стратегическое положение на перекрестке морских путей, в те годы была одним из главных центров нацистской пропаганды в Латинской Америке и Карибском бассейне. Гитлеровская агентура имела на острове хорошо организованную и разветвленную сеть. Это затрудняло антифашистам вести борьбу, но не могло ее остановить.
Немецкие агенты снабжали свой центр информацией о передвижениях судов торгового флота, а гитлеровские субмарины, используя данные разведки, фактически безнаказанно топили беззащитные корабли чуть ли не вблизи от кубинских берегов.
- Народная Куба, как могла, сражалась против фашизма, безоговорочно встав под знамена стран антигитлеровской коалиции, – рассказывал Хуан Чонго. – По разным данным, от двух до трех тысяч кубинцев воевали с нацистами в составе армейских подразделений союзников на западноевропейских фронтах. На самом острове малочисленные и плохо оснащенные противолодочные катера вступали в смелое единоборство с гитлеровскими субмаринами. Силы были неравные. И все же 15 мая 1943 года кубинскому катеру SC-13, судя по архивным данным, с помощью нескольких глубинных бомб удалось потопить немецкую подводную лодку U-176. После войны этот факт был подтвержден и в архивах гитлеровского военно-морского флота.
Солидарность с антифашистами кубинцы выражали по-разному. На острове создавались комитеты помощи борющимся народам Советского Союза. Добровольцы собирали деньги, одежду, продовольствие, табак и отправляли в далекую Россию. И это движение солидарности было на Кубе поистине массовым.
Победу над гитлеровской Германией праздновали на острове как общую. В день 8 мая 1945 года в Гаване состоялся грандиозный митинг Победы. Праздничные манифестации прокатились по всей стране. Кубинцы славили советских солдат и Советскую Армию, его решающую роль в разгроме гитлеризма.
В майские дни, когда к разноцветью расцветающей на острове тропической флоры добавляются огненные фламбояны, ложатся букеты и венки к скромному монументу павшим кубинским морякам возле Малекона, что на гаванской авениде Порта, и у Мемориала Советского солдата. Люди приходят туда, чтобы почтить память тех, кто приблизил счастливый миг Великой Победы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs