"Воскресения день, просветимся, людие!", - поется в каноне Пасхи. Кажется, сам воздух в храме дрожит от восторга, ведь Пасха Христова - это "праздников праздник и торжество из торжеств".
Когда за неделю до Пасхи Мария, сестра Лазаря, отвечая на вопрос Христа, верит ли она в возможность воскрешения ее умершего брата, выражает твердую веру в то, что Лазарь воскреснет в день всеобщего воскресения, в последний день земной истории человечества, то на это Христос отвечает: "Аз есмь воскресение и жизнь" (Иоанн. 11, 25). Уже сейчас, уже теперь. И, воскрешая "четверодневного", смердящего Лазаря, воскрешает одновременно душу Марии и всех, кто присутствовал при этом неслыханном чуде. Отдаленное стало близким, последний день всеобщего воскресения показал свою очевидность, приблизившись к человечеству сквозь века. Так в день Пасхи свет всеобщего воскресения прорывается к нам из будущего в день сегодняшний. "Пасха, всех освящающая верных", поется в стихирах Пасхи.
В звучащем на каждой пасхальной утрене слове Иоанна Златоуста - великого богослова и ритора, Константинопольского патриарха, умершего в ссылке в сегодняшней Абхазии в 407 году, говорится: "Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!…" И дальше потрясающие душу слова: "Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа? … Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!"
Человек, располагая бесценным даром свободы воли, может изгнать Бога из своего сердца, но не из истории человечества. Иуда пытался сделать это за тридцать серебряников. Не под силу это ни самой пошлой, ни самой изощренной "секулярности". Во время воскресной службы создается непреодолимое ощущение, что в этот день, в храме Богу предстоит все человечество, а не только десятки, сотни или тысячи людей.
Но кто-нибудь, пожалуй, спросит: "Стоит ли так радоваться всеобщему восстанию из гробов, если всех ожидает Страшный суд?" И в этом вопросе есть доля правды, впрочем, не без примеси лукавства. В самом деле, есть существенная разница между тем, что будет тогда, и тем, что происходит сейчас. Сейчас возможно покаяние, а при всеобщем воскресении время, отпущенное на него, остановится, исчерпает себя. Об этом говорили многие святые, но ярче всех, пожалуй, один из Отцов Церкви, великий богослов IV века, святитель Григорий Нисский: "Настоящий день Христова Воскресения является светлым и радостным, даже радостнее будущего дня славного пришествия Праведного Судии и Господа: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся, ныне же между нами нет печальных. Ныне и праведник радуется и не очистивший свою совесть покаянием имеет надежду и упование исправиться через покаяние. Настоящий день отъемлет всякую скорбь, и нет человека, который не находил бы утешения в торжестве этого светлого дня Пасхи Господней".
Именно поэтому время Великого поста и Страстной седмицы называется преимущественно временем покаяния. Не прошедший этот путь покаяния в личной жизни не воскресает в жизнь вечную.
Впрочем, доводилось мне выслушивать и высказывания нынешних свидригайловых. "К чему этот пафос, это громоподобное - "ад, где твое жало?" Помилуйте, сегодня царствует мелкий бес, современные людишки обмельчали. Разве подходят для них эти "огненные геены", "тартар" и "червь не усыпающий"? Зачем библейский эпос муравьям? А хотите, я вам цитаточку представлю-с… и даже очень известной писательницы? Думаю, и Федор Михайлович оценил бы. Извольте-с: "В зоологии известно такое явление, как неотения, - пишет во всех отношениях талантливая и образованная дама, - когда существо, не достигшее стадии взрослой особи… начинает размножаться уже на стадии личинки. Оно так никогда и не превратится во взрослого, просто потому, что в окружающем мире не хватает какого-то фактора… и возникают популяции "личинок", "детей-личинок". Мы живем в обществе личинок, невыросших людей, подростков, закамуфлированных под взрослых". Каково? Что скажете-с?
Уловка Свидригайлова весьма примечательна. К тому же его "правда", как всегда, слишком колет глаза. И все-таки мастер подмен обнаруживает себя, когда пытается объяснить ниспадение человека в "состояние личинки" внешним фактором, дескать, "среда заела". Тайна воскресения души каждого человека - не меньшая, чем тайна его падения. Но и та, и другая объясняются фактором внутренним - "Царствие Божие внутрь вас есть". Изгнание этого Царствия, несомненно, способно обратить человека в состояние личинки, но отвечает за это состояние человек.
Если представить себе внешние обстоятельства, которые стояли на пути простых апостолов-рыбаков перед всемирным распространением веры в распятого и воскресшего Христа, то с точки зрения "практического разума" шансы такой проповеди были практически равны нулю.
Воскресение Христово стало не "событием истории", а явлением, просвещающим каждого человека. Не личинок и не муравьев пришел спасать Христос, но, перефразируя Апостола Петра, нетленную красоту внутреннего человека. Ведь только человека Господь создал по Своему образу и подобию. "Бог не позволяет делать принуждения и оскорбления себе и своему Образу - человеку … он отмщает за свой Образ", - писал другой восточный Отец Церкви, богослов и поэт IV века Ефрем Сирин.
Воскресение Христово и есть отмщение врагу человеческого рода за поруганный в человеке образ Божий. Это спасительный якорь надежды для воскресения наших душ.
www.rian.ru ОТ АВТОРА: Армен Оганесян
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs