Современный мир уже давно стал взаимозависимым. Теперь он становится еще и «киберпрозрачным». Невероятные коммуникационные возможности социальных сетевых ресурсов кардинально меняют не только наши представления об информационном обществе, но и само общество. Влияние Интернет-коммуникаций буквально на все сферы жизни растет не по дням, а по часам, отодвигая шаг за шагом на второй план традиционные СМИ и забирая у них пальму первенства эффективных информационных и PR-инструментов. С учетом разнообразия форм и областей применения, возможности такого влияния - широчайшие. Единственное ограничение – ареал распространения Интернета как такового. Но и здесь картина стремительно меняется в пользу последнего.
Идеологи сетевых Интернет-инноваций, если и задумывались о будущем применении своих детищ в таких сферах, как, скажем, политика, экономика, кредитно-денежная система, - скорее всего, с трудом представляли, как это изменит жизнь, в том числе и их собственную. Еще меньше можно было предвидеть масштабы трансформаций в общественном сознании, раз и навсегда ставшем трансграничным и глобально транспарентным. Причем, о какой-то жесткой оруэлловской иерархии в его структурировании говорить не приходится. Оно - анархично и в высшей степени непредсказуемо, но с явными признаками из теории хаоса: взмах крыльев «кибербабочки» порождает настоящее информационное цунами.
Американец Джимми Уэлс[1], - поклонник, кстати, анархического устройства общества, - придумывая, по его собственному выражению, «ради забавы», концепцию Wiki, наверняка был далек от того, чтобы спрогнозировать, сколь стремительным будет путь от Nupedia к Wikipedia и далее до WikiLeaks. А ее стратегия окажется настолько успешной и жизнеспособной, что заставит трепетать правительства, сделает из австралийца Джулиана Ассанжа главного мирового ньюсмейкера и наплодит, вдобавок, кучу проектов-клонов по всей планете: IsraeliLeaks, BalkanLeaks, RuLeaks, BrusselsLeaks, HaïkuLeaks[2] … и т.д.
Другой «электронный» гений - Марк Цуккерберг, основатель Facebook так же вряд ли предполагал, что наступит день, когда ему предложат вместе с президентом Соединенных Штатов общаться с американским избирателем с помощью его же «кибердетища». Между тем, такое предвыборное «кибер-мероприятие» станет реальностью уже 20 апреля.[3] Команда Барака Обамы не без оснований ожидает высокой результативности от Facebook-митинга в калифорнийском Пало-Альто: технология обкатана, осталось вложить идеологию и начать влиять. Вот это самое – «влиять» - и есть, по сути, основной контентный посыл сегодняшнего, как впрочем, и завтрашнего дня сетевого мира. И именно в связи с этой его функцией, изначально не главной, но теперь уже доминирующей, на наших глазах разворачиваются настоящие кибервойны[4].
С появлением мощного инструмента влияния на умы людей появляется и масса соблазнов, масса желающих завладеть им, и если не монопольно, то, во всяком случае, эффективно управлять процессом. «Дайте мне право выпускать и контролировать деньги страны, и мне будет совершенно все равно, кто издает законы!». Помните, кто произнес эту фразу? Майер Амшель Ротшильд, еще в начале XIX века. Как известно, его потомки добросовестно выполнили пожелание прадеда. Сегодняшних претендентов на роль «кибергуру» от финансов, политики, ВПК... мы не знаем поименно, но знаем, что они есть. И цели у них тоже есть. Во всяком случае, их представители периодически делают программные заявления, содержащие элементы недвусмысленного целепологания. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, например, назвала Интернет одним из инструментов распространения и поддержания демократии, особо выделив значение социальных сетей в организации протестов в Египте и Тунисе. При этих словах невольно вспомнилось: «Хотите демократию по-американски? Тогда мы летим к вам». Госсекретарь, между тем, поставила перед мировыми лидерами дилемму: "позволить свободное распространение Интернета и брать на себя риски, связанные с ростом потребности людей в политических правах и свободах" или ограничивать Интернет, подавлять свободы, которые он поддерживает. "В таком случае они рискуют потерять все экономические и социальные преимущества, предоставляемые обществу социальными сетями", - заявила Х.Клинтон. Заметьте, все это было произнесено уже после отчаянных увещеваний «от всего сердца» к господину Ассанжу не распространять «деликатные подробности» дипломатической переписки Госдепа.
В 2011 году власти США, кстати сказать, намерены выделить на поддержку блогеров и интернет-активистов в "авторитарных странах" более $20 млн., а также субсидировать разработку программного обеспечения, позволяющего "свободно использовать интернет". Кроме того, госдеп США открывает микроблог Twitter на хинди, русском и китайском языках. Какое совпадение: практически все основные языки стран БРИКС. Во всяком случае, - «авторитарной» его части, по версии Х.Клинтон.[5] Ради справедливости отмечу: англоязычная ЮАР изначально была охвачена вниманием американцев, а вот Бразилия, похоже, пока останется без него. Власти Китая, между тем, тут же отреагировали: крупнейший китайский сервис микроблогов "Сина Вэйбо", насчитывающий 50 млн. пользователей, заблокировал поиск информации по запросу "Хиллари Клинтон". Страсти, как видим, нешуточные.
История человечества, напоминающая отчасти добрую старую детскую игру «Царь Горы» (правда, с далеко не детскими и, как правило, не добрыми исходами), не оставляет, к сожалению, надежд на то, что даже в отдаленном будущем споры и противоборства канут в лету. К тому же, человечество, в который уже раз, открывая «ящик Пандоры» с любопытством и безбоязненностью ребенка, не имеет ни малейшего представления о том, чем это чревато в будущем, как сложится процентное соотношение бесспорных плюсов и разрушительных минусов. Нам все время приходится догонять то, что нами же придумано, пытаться в «пожарном порядке» искать сиеминутные решения и набивать при этом шишки.
Человеческая природа, хоть и эволюционирует, но сам человек, становясь просвещенней и умнее, не обязательно делается при этом мудрее. Ну, сколько можно играть в подростковый максимализм: либо черное - либо белое. Либо открывать - либо закрывать. Либо разрешать - либо запрещать. Коллективный разум, коллективное зрение способны все же, думается, на большее: и в цветораспознавании, и в паллиативности решений. Причем, способность эту надо проявлять уже сейчас, не откладывая в долгий ящик. Не завтра, а уже сегодня нужен внятный, продуманный, согласованный международным сообществом механизм взаимодействия в новой сфере обитания человека, коей является «киберпространство». Не «зарегулировать до смерти», а учиться договариваться о том, как себя вести и, вообще, учиться жить в нашем новом общем «киберпрозрачном» доме, не повреждая его бездумным бросанием камней друг в друга. Будут ли это международные конвенции, соглашения, своды правил, - не суть важно. Важно другое: понять, принять и осмыслить, что речь идет о среде, где обитает человеческий разум, где одновременно и формируется, и проявляет себя его мировоззренческая открытость. Чем раньше придет понимание этой очевидной истины, тем лучше: и для нас сегодняшних, и для тех завтрашних, которые продолжат возделывать и обустраивать наш противоречивый, сумбурный, но от этого не менее прекрасный мир!
Ключевые слова: киберпространство, интернет, социальные сети, Facebook, Twitter, Барак Обама, Джимми Уэлс, Джулиан Ассанж, Хиллари Клинтон
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%8D%D0%B9%D0%BB%D1%81,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs