ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Призрак реваншизма

00:00 11.06.2010 • Наталия Меден, институт экономики РАН, к. э. н.

В конце мая премьер-министр федеральной земли Бавария Хорст Зеехофер официально сообщил о своем намечающемся визите в Чехию. Казалось бы, не примечательное сообщение на самом деле представляет собой сенсацию регионального масштаба, в которой слышно эхо Второй мировой. Официальный визит на таком уровне - первый за 65 лет, потому что Бавария – это федеральная земля, которая по сию пору предъявляет претензии Чехии (а ранее – Чехословакии) в связи с выселением немцев из Судетской области. Дело в том, что именно в Баварию, в силу территориальной близости, направился основной поток переселенцев, попавших под так называемые декреты Бенеша. Президент Чехословакии, опираясь на решения Потсдамской конференции о выселении немцев из Силезии и юго-восточной Европы, в августе 1945 года санкционировал высылку и конфискацию имущества 3 миллионов судетских немцев. Бавария, давшая пристанище судетским немцам, требует юридической отмены этих декретов.

Проблема судетских немцев оставалась болезненной занозой в германо-чешских отношениях и после бархатной революции. В германо-чешском договоре о двусторонних отношениях (1997г.) чешская сторона признала ошибочность принципа коллективной вины и выразила сожаление об эксцессах в ходе выселения. Позже тогдашний баварский премьер Эдмунд Штойбер требовал, чтобы отмена декретов стала условием приема Чехии в ЕС. Однако парламент Чехии в специальной ноте подтвердил, что изданные после Второй мировой войны декреты являются «неоспоримыми, неприкасаемыми и неизменяемыми». Чехия не готова аннулировать декреты Бенеша, поскольку усматривает тут угрозу своим национальным интересам. Может быть, экономический кризис и продолжающаяся финансовая неопределенность и стали подлинной причиной, по которой чешское правительство готово теперь налаживать мосты с баварцами. Само заявление о визите в Прагу Х. Зеехофер сделал во время мероприятий в рамках ежегодного Дня судетских немцев, проводимого Судетским землячеством.

О землячествах – общественных организациях немцев, выселенных из Восточной Европы после войны, в России сейчас пишут мало. Современные российские журналисты деликатно обходят стороной тему реваншизма в ФРГ. И чаще всего верховодил этой едва ли не карикатурной бандой тучный премьер Баварии – Франц Йозеф Штраус, один из самых известных западногерманских политиков старшего поколения. С формальной стороны, как премьер-министр Баварии и лидер ХСС Хорст Зеехофер является преемником Штрауса. Разумеется, двух политиков разделяет целая историческая эпоха. Ветеран войны, воевавший в Сталинградской битве, Штраус стал генеральным секретарем ХСС в 1949 г., это год рождения Х. Зеехофера.

Со времен Штрауса судетское землячество заметно оскудело. Сегодня во всех региональных объединениях и землячествах ФРГ насчитывается 2 миллиона членов. Но было бы неверным считать, будто за давностью времен землячества бывших прусских, силезских и судетских немцев окончательно сошли с политической сцены.

Волна общественной дискуссии вокруг решения правительства ФРГ о создании в Берлине музейного «Центра памяти изгнанных» была настолько бурной, что выплеснулась на восток через германскую границу и докатилась до российской прессы. Спорный пункт об учреждении Центра, занимающегося историей изгнания, был включен в договор о создании «большой коалиции» (2005 г.) по настоянию старшего коалиционного партнера, консервативного блока ХДС/ХСС, который традиционно поддерживает тесные контакты с Союзом изгнанных – организацией, объединяющей землячества. Остальные партии политического спектра, представленные в парламенте, будь то либеральные демократы, входящие в нынешнюю правительственную коалицию, или оппозиционные ныне социал-демократы, левые, зеленые, в более или менее резкой форме критикуют руководство Союза изгнанных за попытку ревизии итогов Второй мировой войны. Краеугольный камень в идеологии «изгнанников» – тезис о том, что принятые державами-победительницами решения о депортации являются «преступлением против человечности». По сию пору землячества признают своим законом Хартию изгнанных с родины немцев – принятую в 1950 году декларацию, в которой, наряду с отказом от мести, заявлено следующее: «Мы считаем себя призванными требовать, чтобы право на родину как одно из Богом данных основных прав человека было признано и осуществлено» .

В 2000 г. в ФРГ было создано Прусское общество по опеке, цель которого – защита в суде права лишенных собственности землевладельцев. Правда, пока ни один из исков, поданных при поддержке общества в европейские судебные инстанции от имени частных лиц, не был удовлетворен. Тем не менее, предусмотрительный президент Чехии Вацлав Клаус, затягивая ратификацию Лиссабонского договора, добился от Брюсселя ограничения на действие Хартии о фундаментальных правах, позволяющего оградить страну от имущественных претензий судетских немцев.

Однако несмотря на положения Лиссабонского договора, землячество судетских немцев не изменило своего устава. Оно по-прежнему открыто провозглашает, что с 1919 г. Судеты были «оккупированы» Чехословакией и никогда на законном основании не принадлежали этой стране. В доказательство того, что и западные союзники считали Судеты немецкими землями, приводится факт, что, в отличие от исконно чешских городов, судетские (Карлсбад/Карловы Вары, Ауссиг/Усти-над-Лабем, Оберлойтенсдорф/Литвинов, Троппау/Опава и Рейхенсберг/Либерец) подвергались массированным бомбардировкам со стороны авиации западных союзников. Этнических немцев, проживавших не территории Судетской области, землячество считает специфической народностью (Volksgruppe), которую несправедливо лишают возможности осуществить свое право на самоопределение. 9 мая 2007 г. в Баварском ландтаге была торжественно открыта выставка «Судетские немцы – народность в Европе», организаторы которой заявляли о намерении рассказать о прошлом и настоящем судетской народности, непредвзято излагая факты политической истории. Этой цели, однако, противоречит положение из пресс-релиза выставки: «Преступления прошлого – кто бы их ни совершил – недвусмысленно названы, сегодняшние разногласия не замалчиваются» .

Стремление немецкой стороны представить «своих» изгнанных такими же жертвами гуманитарной катастрофы, как и народы, ставшие жертвами фашистской оккупации, очевидно, но оно решительно не утраивает чехов. Чешский историк Кристина Кайзерова называет эту тенденцию попыткой свести насильственное переселение к общему знаменателю. Из протеста в марте этого года она вслед за своим польским коллегой Томашем Сиротой покинула научный совет немецкого Центра памяти изгнанных. Создалась скандальная ситуация, тем более что к польскому и чешскому ученым присоединилась и немецкая публицистка Хельга Хирш. В совете остался только один зарубежный историк, Кристиан Унгиары из Венгрии.

Возражения против «общего знаменателя» знаменательны и сами по себе. Например, бросается в глаза, что ни чехи, ни поляки, ни немцы не приглашают под пресловутый общий знаменатель Румынию и Россию. А между тем переселение немцев проводилось также и с территорий Трансильвании (нынешняя Румыния и Венгрия) и Восточной Пруссии (Калининградская область занимает примерно треть бывшей Восточной Пруссии). Не случайно пресловутая Хартия изгнанных на сайте Союза переведена на английский, польский, румынский, чешский и русский языки. Так что позиция чешских и польских ученых, помимо прочего, отражает сохраняющуюся напряженность по болезненным проблемам недавнего исторического прошлого в отношениях между Россией и Чехией, как и, в особенности, между Россией и Польшей. Думается, что непредвзятое изучение история изгнания возможно только как общеевропейский проект. Лишь широкий международный формат исследования позволит переосмыслить трагические страницы новейшей истории Европы в духе укрепления общеевропейского сотрудничества и окончательно изгнать из реальности призрак германского реваншизма.

 

www.fondsk.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати